Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[Притчи] Камо-но Тёмэй "Записки из кельи" (окончание)

Здравствуйте, уважаемые участники листа!

Камо-но Тёмэй "Записки из кельи" (окончание)

III

Да! Когда я в самом начале селился здесь, я думал: <<ну, на время>>... И так
прошло уже целых пять лет. Моя лёгкая хижина стала немножко уже ветхой,
на кровле образовался глубокий слой гнилой листвы, на ограде вырос мох.
Когда приходится -- случайно как-нибудь -- прослышать о столице, я узнаю,
как много благородных людей поумирало с той поры, как я сокрылся в этих
горах. Про тех же, кто и в счёт идти не может, трудно и узнать что-либо.
А сколько таких домов, что погибли при частых пожарах! Выходит, что
только мой временный приют... лишь в нём привольно и не знаешь беспокойств!
Пускай тесны его размеры, есть в нём ложе, чтоб ночь проспать; циновка
есть, чтобы днём сидеть. Чтоб приютить лишь одного, его вполне хватает.
Рак-отшельник любит раковинку небольшую; это потому, что он хорошо
знает, кто он таков. Морской сокол живёт на голых скалах; это потому,
что он сторонится от людей. Вот так и я: мои желанья -- только покой; мое
наслажденье -- отсутствие печали.
Вообще говоря, люди, когда строят жилища, обычно делают это вовсе не для
себя: один строит для жены, детей и прочих домочадцев; другой строит для
своих родных, друзей; третий строит господину, учителю, и строят даже
для сокровищ, для лошадей, волов... Я же устроил теперь всё это для себя;
для других не строил. И это потому, что -- так уже устроен свет -- в моём
этом положении нет людей, которые за мною шли бы; нет и слуг, к которым
приходилось бы обращаться. Пусть и устроил бы я все просторнее, -- кому
приют давать мне, кого мне здесь селить?
Вот люди, что зовутся нашими друзьями: они чтут богатство, на первом
месте ставят приятность в обращеньи; они не любят тех, в ком есть
подлинное чувство, прямота. -- Нет ничего лучше, как своими друзьями
делать музыку, луну, цветы!
Вот люди, что зовутся нашими слугами: они смотрят только, велика ль
награда иль наказание для них; превыше всего прочего ставят обилие
милостей со стороны господ. Любишь их, ласкаешь, и всё же -- покоя от
забот ты не дождёшься этим. -- Нет ничего лучше, как своим слугою делать
самого себя! Когда случится дело, что нужно совершить, обращаешься к
самому себе. Пусть будет это и не так легко, всё же это легче, чем
служить другим, смотреть за тем, как и что другие! Когда есть, куда
идти, идёшь сам лично. Хоть не легко бывает, всё же лучше, чем заботить
сердце мыслью о коне, седле, иль волах и колеснице!
Теперь себя я разделил на части, и две службы они мне служат: руки --
слуги, ноги -- колесница, и угождают они моей душе.
Душа же знает страданье тела и, когда оно страдает, ему покой даёт;
когда же оно здорово, ему велит служить. Хоть и велит, но меру не
превысит! Хоть дело на лад и не идёт, душу не волнуешь!
А это хождение -- всегда пешком, всегда в движеньи... -- Как это всё питает
жизнь! Зачем же зря в бездельи пребывать? Утруждать других, заставлять
страдать их, -- ведь это грех. Зачем же обращаться к чужим силам?
Точно так же и с одеждой, и с пищей: платье -- из глициний, плащ -- из
пеньки: добуду их -- и покрываю своё тело, цветы же осоки с равнин, плоды
деревьев с гор, -- их хватает, чтоб поддержать жизнь. И -- этого довольно.
С людьми я не встречаюсь, почему мне и не приходится стыдиться и
досадовать на свой внешний вид. Пища -- скудна, но хоть и груба она, --
мне она сладка на вкус. Вообще всё это говорю я вовсе не для тех, кто
счастлив и богат, а говорю лишь о себе одном: сличаю, что было со мной
прежде и что есть теперь.
С тех пор, как я бежал от мира, как отринул всё, что с телом связано,
нет у меня ни зависти, ни беспокойства.
Жизнь свою вручив Провидению, я не гонюсь за ней и от неё не отвращаюсь.
Существо моё -- что облачко, плывущее по небу: нет у него опоры, нет и
недовольства. Вся радость существования достигает у меня предела у
изголовья беззаботной дрёмы, а все желания жизни пребывают лишь в
красотах сменяющихся времен года.
Все три мира -- всего лишь одна душа! Душа -- в тревоге, и кони, волы, все
драгоценности уже ни к чему; палаты и хоромы уже больше нежеланны!
Теперь же у меня уединённое существование, маленький шалаш; и я люблю их.
Когда случится мне заходить в столицу, мне стыдно, что я -- нищий-монах;
но когда по возвращении я сижу здесь у себя, я сожалею о тех, кто так
привержен к мирскому греху... Если кто-нибудь усомнится в том, что здесь
сказал я, пусть он посмотрит на участь рыб и птиц. Рыбе в воде не
надоест. Не будешь рыбой, её сердце -- не понять! Птица стремится к лесу.
Не будешь птицей, её сердце -- не понять! Совсем тоже и с настроениями
отшельника. Не прожив так, кто их поймёт?

Раздел третий

I

Но вот лунный диск земной жизни клонится к закату и близок уже к гребню
<<предконечных гор>>. И когда я предстану вдруг пред скорбью <<трёх путей>>,
о чём придётся мне жалеть?

II

Будда учил людей: <<Соприкоснёшься с вещью, не прикрепляйся близко к

грех. Значит то, что я привержен так к уединенью, -- уже преграда на
пути... А что же, когда я говорю о бесполезных радостях и провожу так зря
и попусту все время?

III

В предрассветную тишь сижу я в думах об этом законе и, обращаясь к своей
душе, задаю ей вопрос: <<убежал ты от мира, с горами, лесами смешался...
всё для того, чтоб душу спасти, чтоб ,,Путь`` выполнять. Но вид твой
подобен монаху, душа же -- в скверне погрязла. Жилище твоё по образцу
Дэёмё-кодзи, а то, что ты совершаешь, не достигнет даже до степени дел
Сюрихандоку. Иль в этом сам виноват? Все это -- отплата презрением и
бедностью за прежнюю жизнь? Иль это смущает тебя в заблужденьях
погрязшее сердце?
И на это в душе нет ответа. Только одно: к языку обратившись, раза два
или три неугодную Будде молитву ему произношу.

Конец третьей луны второго года Кэнряку (1212 г.).
Писал брат Рэн-ин в хижине на горе Тояма.

С ув. Nika

Номер письма: 195
Количество подписчиков листа: 196

Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm

Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.

Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.

Ответить   Mon, 20 Nov 2006 07:07:27 +0200 (#611882)