Здравствуйте, уважаемые участники листа!
Камо-но Тёмэй "Записки из кельи" (продолжение 3)
Раздел второй
I
Вот и я сам... Бабка моя с отцовской стороны передала мне по наследству
дом, и долго я жил в нём, но потом судьба моя переменилась, меня
постигла неудача, потерял я очень много всего, и поэтому был больше уже
не в силах оставаться там же; и вот, имея уже за тридцать лет, я от
всего сердца сплёл себе простую хижину.
По сравнению с моим прежним жилищем эта хижина равнялась всего одной
десятой его части: я выстроил помещение только для одного себя, за
постройку же дома по-настоящему и не принимался. Ограду кое-как устроил
из глины, ворота же поставить не хватило средств.
Взяв взамен столбов бамбуковые жерди, я устроил сарай для колесницы.
Всякий раз, как только шёл снег или дул сильный ветер, бывало далеко
небезопасно. Самое место было неподалёку от реки, отчего всегда
существовала угроза наводнения, да и страх от разбойников был не мал. И
вот, переживая этот чуждый сердцу мир, заставлял страдать я свою душу
тридцать с лишком лет. За это время испытал я много превратностей судьбы
и само собою постиг, как ничтожна вся наша жизнь. Поэтому, встречая свою
пятидесятую весну, ушёл я из дому совсем и отвратился от суетного мира.
С самого начала я не имел ни жены, ни детей, так что не было таких
близких мне людей, которых тяжело было бы покинуть. Не было у меня также
ни чинов, ни наград; на чём же я мог, в таком случае, остановить свою
привязанность? И так уже без толку сколько вёсен и осеней провёл я в
облаках горы Охараяма!
И вот теперь шестидесятилетняя роса, готовая вот?вот уже исчезнуть,
вновь устроила себе приют на кончике листка. Совсем как строит себе
приют на ночь одну охотник; как свивает себе кокон старый шелковичный червь.
По сравнению с жилищем в средний период моей жизни это новое не будет
равно даже одной сотой его части. Меж тем годы всё клонятся к закату,
моё жилище с каждым годом становится тесней. На этот раз мой домик
совсем уж необычен: площадью едва в квадратную будет сажень, вышиной же
футов в семь, не больше. Так как места я не выбирал особо, то и не
строил, избрав себе ту точку, что была по приметам хороша. Из земли
воздвиг я стены, покрыл простою кровлей, на местах пазов прикрепил
металлические скрепы. Случись не по душе что, чтоб можно было с
лёгкостью в другое место всё перенести. И даже если бы всё заново
строить мне пришлось, хлопот не так уж много было бы: всей поклажи --
едва два воза будет; вознице -- плата за труды, и более расходов никаких.
II
Теперь, сокрыв стопы свои в глуши гор Хинояма, на южной стороне жилища я
построил лёгкий навес от солнца и настлал там настилку из бамбука, на
западе которой устроил полку для воды священной. В хижине самой у
западной стены установил изображение Амида, и когда я наблюдал на нём
лучи клонящегося солнца, мне представлялось, что этот свет с его чела.
На половинках той занавески, что была пред ним, я прикрепил изображение
Фугэн и рядом с ним Фудо. Над северной перегородкой устроил маленькую
полку и поставил там три иль четыре шкатулочки плетёных из чёрной кожи;
вложил туда собрание стихов, музыкальных пьес, сборник Одзёёсю, а подле
поставил по инструменту -- кото и бива. Были это -- оригото и цугибива. У
восточной стороны настлал подстилку из стеблей папоротника, расстелил
рогожу из соломы, и -- вот оно, моё ночное ложе. В восточной же стене
проделал я окно, тут же рядом поставил столик для письма. У изголовья
стояла жаровня для углей. Её я приспособил для топки хворостом. Заняв
местечко к северу от хижины, его обнёс редким низеньким плетнём, и -- вот
он, садик мой. Здесь я садил различные лекарственные травы. -- Вот каков
был внешний вид моей непрочной хижины.
Если описать картину всей той местности, то к югу был уставлен водосток,
и, сложив из камней водоем, я собирал себе там воду. Деревья росли у
самого навеса кровли, отчего собирание хвороста для топлива было делом
не тяжёлым.
Звалось это место -- гора Тояма.
Вечно зелёный плющ скрывал собой все следы. Долины густо поросли
деревьями. Однако запад -- тот был открыт. И это не могло не навевать
особых мыслей...
Весной -- глядишь на волны глициний... Словно лиловые облака они заполняют
собой весь запад.
Летом -- слушаешь кукушку... Всякий раз, как перекликаешься с нею, как
будто заключаешь уговор о встрече там, на горных тропах в стране
потусторонней.
Осенью -- весь слух заполняют голоса цикад... И кажется: не плачут ли они
об этом непрочном и пустом, как скорлупа цикады, мире?
Зимой -- любуешься на снег... Его скопленье, его таянье -- все это так
похоже на наши прегрешенья!
Когда молитва на ум нейдёт иль из чтенья книг священных ничего не
получается, я отдыхаю, пребывая в полном бездействии. Нет того, кто мог
бы в этом мне помешать; нет и спутника такого, которого должно было бы
стыдиться. Обет молчания я на себя особо не накладывал, но, живя один, я
невольно соблюдаю и <<чистоту уст>>. Блюсти все заповеди во чтобы то ни
стало я вовсе не пытался, но раз обстановки, способствующей их
нарушению, нет, в чём же я их нарушу?
По утрам, отдавшись весь тем <<светлым волнам, что идут вслед за ладьёй>>,
я вдаль гляжу на лодки, плывущие взад и вперед у Оканоя, и настроенье
заимствую у Ман-сями.
Вечером, когда ветер заставляет листву в плющах звучать, устремляюсь
думой к реке Дзинъё, -- и подражаю мелодиям Гэн Тотоку.
Когда же волненье души ещё сильнее, нередко в отзвук соснам вторю
музыкой <<Осенний ветер>>; звучанью же воды в ответ играю <<Ручеёк
текущий>>. Моё искусство -- неумело. Но я не собираюсь услаждать слух
других людей. Для себя играю я. Для себя пою. Питаю лишь своё
собственное сердце.
И ещё: у подножия горы стоит хижина из хвороста. То жилище стража этих
гор. Живёт там отрок. По временам приходит он сюда, меня проведать. А
то, когда мне скучно, я сам беру его своим товарищем, и мы вдвоём гуляем.
Ему -- шестнадцать лет, мне -- шестьдесят. Наши возрасты -- различны, но в
том, в чём сердце обретает утешение себе, мы с ним равны.
А то -- нарву себе цветочков осоки, собираю ягоды брусники иль набирать
начну картофель горный, рвать петрушку; то, -- спустившись вниз к полям,
что у подножия горы, -- подбираю там упавшие колосья и вяжу из них снопы.
Если ясен день, взобравшись на вершину, гляжу вдаль -- на небо своей
родины, обозреваю издали горы Кобатаяма, селение Фусими, Тоба, Хацукаси.
У красот природы собственников нет, отчего и нет никаких препятствий
усладе сердца моего.
Когда ходить пешком нетрудно мне и мои стремления далеко заходят, иду я
по хребту, перехожу через гору Сумияма, миную Касадори; а то -- иду на
богомолье в храм Ивама, направляюсь поклониться в храм Исияма. Иль,
пересекая долину Авадзу, иду проведать то, что осталось от Сэмимару;
переправившись же через реку Тагами?гава, навещаю могилу славного Сарумару.
Обратною дорогой, смотря по времени года, -- иль любуюсь вишней, иль ищу
взором красный клён, иль срываю папоротник, иль подбираю плоды с дерев...
И это всё -- то возлагаю на алтарь Будды, то оставляю в домике, как память.
Когда ночь тиха, при луне в окне вспоминаю с любовью своих прежних
друзей; при криках же обезьян увлажняю слезами свой рукав. Светлячки в
кустах издали путаются с огоньками рыбаков у острова Макиносима.
Предрассветный дождь похож на бурю, сдувающую лист с дерев.
Когда слышу крики горных фазанов, в мысль мне приходит: <<то не отец ли
мой? не моя ли это мать?>> Когда же олени с гор, уже привыкнув, подходят
ко мне совсем близко, я чувствую, насколько я далёк уже от мира.
А то, разведя сильнее тлеющий огонёк, делаю его товарищем своего
старческого бдения. Вокруг не такие уж страшные горы, но случается
внимать с волнением и крикам сов, так что разным картинам в этих горах
во всякое время года нет и конца. Тем более же для того, у кого мысли
глубоки, у кого знания велики... для того этим только всё не ограничивается!
(Продолжение следует)
С ув. Nika
Номер письма: 193
Количество подписчиков листа: 196
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.