Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Очередная информация, получена с сайта www.AgroNews.ru.
Выпуск № 25, 26.07.02
Лизинг в деревне. Государство поддерживает аренду сельхозтехники.
Российское село поднимается, но аграрии не так богаты, чтобы просто взять и купить
новый комбайн, например. Как быть? Взять его в лизинг. Государство решило помочь
запустить лизинговый механизм. В середине 90-х из бюджета стали ежегодно выделять
несколько (обычно пять) миллиардов бюджетных денег. Сегодня ими распоряжается
государственная компания "Росагролизинг", председателем совета директоров которой
стал вице-премьер - министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Пессимисты предрекали
ей неудачу. Сбылись ли страхи? Беседуем с директором "Росагролизинга" Еленой
Скрынник.
- Когда в прошлом году государство пересмотрело систему распределения бюджетных
денег, возникли опасения, что из-за этой перетряски в 2001-2002 годах пять миллиардов
"провиснут". Сбылись ли они?
- На самом деле серьезных опасений не было. Правительство, Минсельхоз сделали
то, что должны были сделать: привели систему федерального аграрного лизинга в
соответствие с новым бюджетным законодательством. Новая национальная система
аграрного лизинга уже работает. Государственный статус нашей компании позволяет
с максимальной эффективностью осуществлять господдержку и фермеров, и коллективных
хозяйств, и частных предприятий - всех сельских товаропроизводителей, а также
производителей сельхозтехники. Именно далеко идущие планы государства, их серьезность
определяют наш "вес". По-настоящему судить об успехах или неудачах ОАО "Росагролизинг"
можно будет через год-два. Перспективы, на наш взгляд, у компании очень хорошие.
- Что принципиально нового сделала чисто государственная компания за полгода
своего существования, чего не могла бы сделать на ее месте компания частная?
- Мы обеспечили прозрачность. Это - главное. Теперь деньги спускаются из бюджета
по вертикали, и на каждом этапе можно посмотреть, что делает тот или иной рубль.
Компании "Росагролизинг" исполнилось всего полтора года. Меня назначили генеральным
директором в декабре 2001 года, и активно "Росагролизинг" заработал только в
январе. Но за эти полгода компания заключила 225 договоров лизинга на общую сумму
более 8,2 миллиарда рублей со всеми регионами России, где занимаются аграрным
бизнесом. Закуплено 2984 комбайна, 1258 тракторов, 39 единиц прочей техники.
На 90 миллионов рублей закупили племенной скот и также дали его в лизинг. Мы
успели выставить селянам счета за первые (авансовые) платежи - на 655,21 миллиона
рублей и уже получили от них 540 миллионов. Неплохой результат. Теперь аграрии
будут регулярно перечислять деньги за технику, которой пользуются, первый платеж
поступит в августе. Мы предприняли все, чтобы быть уверенными: деньги будут.
"Подстелили соломку" в виде гарантийного и залогового обеспечения и теперь не
сомневаемся, что графики возврата лизинговых платежей никто не сорвет. Так на
практике реализуются задачи, поставленные государством перед своей компанией,
- возвратность, срочность, платность.
- Как проходило формирование региональной сети - на базе отделений "Росагроснаба"
или на пустом месте? Сколько стоили эти организационные мероприятия?
- Мы не собираемся создавать собственную сеть филиалов, тратить на это государственные
средства, поскольку деньги должны быть потрачены только на собственно лизинг.
Это - ключевой момент. Вместо этого мы ищем и находим партнеров, с которыми работаем
по схеме сублизинга. Ими становятся региональные лизинговые компании. Среди них,
конечно, есть и региональные агроснабы. Большинство этих компаний имеют хорошие
рекомендации от региональных органов власти, так почему бы с ними не работать?
- С какими регионами отношения у вас упорно не налаживаются?
- Таких просто нет.
- Бюджетных денег явно не хватит, чтобы сделать лизинг частью жизни каждого селянина.
Что нужно сделать, чтобы привлечь в эту сферу частный капитал и будет ли этим
заниматься ваша компания?
- Аграрная экономика "задышала", о чем говорят темпы роста инвестиций в сельское
хозяйство - они больше, чем в экономику в целом, да и рентабельность сельскохозяйственных
предприятий выросла в прошлом году до 12 процентов. Развитие интеграции по схеме
"село плюс промпредприятие", создание холдингов показало, что в российское сельское
хозяйство можно и нужно вкладывать деньги.
Поэтому уже сегодня мы приступили к созданию национальной системы аграрного лизинга.
Она включает в себя сеть крупных региональных лизинговых компаний, у которых
хороший опыт работы, устойчивое финансовое состояние, есть сервисная техническая
база и авторитет среди селян.
- Некоторые регионы решают свои проблемы помимо вас, заказывая по лизингу технику
в Белоруссии. Рассматриваете ли вы действия таких губернаторов как проявление
конкуренции?
- Помимо федеральной действуют и региональные системы аграрного лизинга, на поддержку
которых в отдельных субъектах Федерации выделяются значительные средства. Те
лизинговые компании, с которыми мы взаимодействуем, способны сочетать работу
по линии федерального лизинга с деятельностью в рамках региональных программ.
Они готовы выступить в качестве надежного партнера "Росагролизинга" при реализации
крупных инвестиционных проектов, которые подчас требуют объединения средств федерального
и региональных лизинговых бюджетов.
- Почему лизинг - лучше для агрария, чем работа с фирмами, которые убирают урожай
под заказ, беря оплату натурой? Ведь у таких фирм - импортные комбайны, у которых
выше качество уборки, так что даже после расплаты с владельцем техники селянин
все равно в барыше.
- Существует такая пословица: "Хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай это
сам". По схеме лизинга техника в конце концов переходит в вашу собственность.
Но, даже пока этого не случилось, трактор или комбайн все равно как бы свой,
тем более что сумма лизинговых платежей включается в себестоимость продукции,
что снижает налоги. Сельский товаропроизводитель зависит только от себя: как
он настроит комбайн, как он его будет эксплуатировать, как обслуживать - таков
будет и урожай.
Когда приглашаешь "варяга", то полностью зависишь от него. А "варяги", хоть и
на зарубежной технике, обычно работают по принципу: сделал - забыл. И где гарантия,
что в следующий сезон этот летучий отряд снова окажется на вашем поле? А хлеб
надо сеять и убирать каждый год.
- Вы предлагаете только отечественную технику, но ее качество, мягко говоря,
оставляет желать лучшего. Вы - те, кто обеспечивает промышленность стабильными
заказами, а значит, деньгами. В ваших ли силах заставить ее работать лучше?
- Нашими партнерами являются практически все крупнейшие российские производители
сельскохозяйственной техники. Мы знаем, что на этих заводах постоянно совершенствуют
продукцию. Особенно те, кто вошел в состав крупных машиностроительных холдингов.
В свою очередь "Росагролизинг" закупает не только традиционные модели, но и более
современные машины, например комбайны "Марал". И теперь мы думаем над тем, чтобы
давать нашим аграриям машины, которые обеспечивают замкнутый технологический
цикл по всем стадиям производства, хранения, переработки и реализации. Такую
технику мы предложим уже в этом году. Ну а если качество нас не устроит - будем
работать с теми, кто способен его обеспечить.
- Как вы относитесь к идее возродить МТС, и не станут ли они вашими конкурентами?
- Я только "за". У нас есть губернии, где денег мало. МТС - лучше "варягов",
потому что они никуда не убегут. С другой стороны, а где такой станции технику-то
взять? Да у нас, по лизингу. Так что они могут стать нашими партнерами. От этого
выиграют все.
Ринат Мустаев
e-mail: hellmann@mail.ruhttp://ptizevod.narod.ru