Сегодня в России насчитывается восемь продовольственных сетей, чей торговый оборот превышает миллиард долларов и две – чьи показатели близки к заветной цифре. Об этом говорится в аналитическом исследовании, который уже в пятый раз провела компания РБК. Специалисты определили, что на данный момент рынок сетевой торговли продовольственными товарами перешел в стадию консолидации. Вместе с тем, в среднесрочной перспективе аналитики прочат повышенный интерес к региональному рынку
со стороны федеральных и иностранных игроков.
Проведенное исследование – «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России» – посвящено анализу российского рынка организованной торговли продовольственными товарами. Отчет отражает ключевые тенденции, характерные для данной отрасли, и перспективы развития российского продуктового ритейла и основных форматов торговли. В нем даны оценки объема рынка продовольственных сетей, прогнозы его роста, сведения о доле различных форматов.
В связи с тем, что ключевым направлением развития федеральных торговых сетей в последние годы стала экспансия в регионы, в пятом по счету издании аналитики уделили особое внимание региональному аспекту развития торговых сетей. В исследование, которое проходило с февраля по июнь текущего года, попало более 110 торговых сетей, работающих в России. В первой части исследования можно ознакомиться с аналитическим обзором рынка, состоящим из анализа основных параметров и тенденций,
а также прогнозом развития торговых сетей. Во второй рассматриваются профили регионов, а в третьей – профили игроков рынка, включающие в себя общее описание бизнеса конкретной компании. Все профили объединены не по региональному принципу, а по типу сетей, говорится в отчете РБК.
В ходе проведенного анализа, специалисты выделили четыре основных этапа развития российского продуктового ритейла с момента его появления, по сегодняшний день. Первый относится к 1994–1998 гг. и характеризуется появлением первых отечественных сетевых торговых компаний. В этот период бизнес от оптовой торговли переходил к розничной. И многие современные торговые сети возникли в результате диверсификации бизнеса оптовых и дистрибуторских компаний, сообщается в анализе.
Второй этап начался после кризиса 98-го года и продлился до 2000-го. Это было время развития сетевой торговли продуктами питания в регионах, что происходило как за счет региональной экспансии столичных сетей, так и за счет появления локальных торговых компаний. Одновременно небывалой активностью отметилась отечественная пищевая промышленность, поскольку импорт продовольственных товаров после 1998 года резко сократился. Этот же период отличает появление новых форматов сетей.
Новый век, а вместе с ним и третий период, ознаменовался появлением на российском рынке иностранных компаний, до того представленных только турецкой сетью «Рамстор». Благодаря иноземным игрокам, которые стали работать в форматах гипермаркет и cash & carry, российские компании познакомились с новыми бизнес-моделями розничных сетей. Еще одна особенность этого периода – региональная экспансия федеральных сетей и увеличение количества сделок по слияниям и поглощениям в регионах.
Сегодня, как следует из исследования, рынок сетевой торговли продовольственными товарами перешел в стадию консолидации. Ее характеризуют такие параметры, как замедление роста покупательского спроса и обострение конкуренции, повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и качеству товаров, снижение прибыльности отрасли и др. Также говорится о том, что доходы населения и благосостояние регионов заметно разнятся. В субъектах сетевая розничная торговля по-прежнему
демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей отечественной экономики.
Что касается стратегий участников рынка в существующих условиях, то среди прочего они включают в себя: активизацию сделок M&A, оптимизацию ассортимента, развитие девелоперского направления, диверсификацию бизнеса (девелоперское направление, общественное питание, сдача торговых площадей в аренду) и др.
Именно эти стратегии, по мнению специалистов РБК, будут определять развитие крупных ритейлеров в среднесрочной перспективе. «При этом необходимо учитывать, что в России сложилась уникальная ситуация, связанная с разным уровнем экономического развития регионов…Это вынуждает компании, с одной стороны, вести сложную конкурентную борьбу на развитых рынках, с другой – работать в развивающихся регионах», – отмечают аналитики.
Еще один важный прогноз – в среднесрочной перспективе следует ожидать увеличения темпа освоения регионов федеральными и иностранными игроками. Это будет происходить как за счет поглощения локальных и региональных компаний, так и за счет органического роста. Таким образом, в ближайшие несколько лет сохранится высокий темп роста доли современных форматов.
Сразу три магазина «Винотека» открылись на сегодняшний день в Сибирском регионе. Один – в Новокузнецке и сразу два в Омске. Винные бутики открыты в рамках крупного межрегионального сетевого проекта ОАО «Винотека», объявленного ранее группой компаний «Формула».
Совет Федерации принял поправки, которые ужесточают наказание за нарушение правил дорожного движения. Пока поправки в силу не вступили - прежде их должен одобрить президент. Однако уже сейчас ни у кого не осталось сомнений в том, что он согласится с мнением законотворцев, и с 1 января 2008 года штрафы за самые серьезные нарушения станут намного жестче, особенно для тех, кто любит выпить.
Независимому винному клубу исполнилось 7 лет. Эту дату 11 июля отметили в бутике "Массандра - легенда Крыма" дегустацией вин долины Роны. На производство этих вин затрачивается много ручного труда, но результат того стоит.
Соединенные Штаты одобрили решение индийского правительства отменить дополнительную таможенную пошлину на импорт вина и дистиллированных спиртных напитков. Напомним, что еще не так давно Индия пользовалась правом начислять дополнительную и сверхдополнительную пошлину на алкоголь. Общая сумма таких набавок составляла от 150 до 550%.
Ко всем неприятностям французских виноделов добавилась еще одна: виноградники Бордо, Бургундии и Шампани поражены грибком. На днях представители винодельческой отрасли Франции официально объявили о том, что виноградные плантации в ряде регионов страны охвачены эпидемией «ложной мучнистой росы».
Челябинская областная общественная организация «Союз предпринимателей» выдвинула претензии в адрес местного Минсельхоза, обвинив ведомство в бездействии в отношении регулирования регионального алкогольного рынка. Для исправления ситуации, бизнес-сообщество обратилось за помощью к губернатору области Петру Сумину и руководителю управления Федеральной антимонопольной службы Анне Козловой.
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим порталомAlconews.ru - первым интернет порталом алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на портал Alconews.ru обязательна.