Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? ___Выпуск № 56 от 20.07.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Ежедневная рассылка

Выпуск № 56 от 20.07.09


 

Украинские производители не интересуются отечественной соей

 

Отечественные производители колбасных изделий используют импортные соевые ингредиенты, между тем украинская соя идет на экспорт. В этом году Украина соберет 850 тыс. тонн соевых бобов. С поступлением на рынок сои нового урожая (в сентябре-октябре) начнет полноценную работу первый завод по ее глубокой  переработке. Сейчас же практически все соепродукты, которые используются в мясоперерабатывающей, кондитерской и хлебобулочной промышленности, завозятся из-за рубежа.

Все на корма

Основными продуктами переработки сои в Украине являются соевое масло, а также соевый шрот или жмых (отличаются по консистенции). Первое используется в масложировой отрасли для производства маргаринов, майонезов и пищевых жиров. Соевые шрот и жмых используются в качестве корма для птицеводческой и животноводческой отраслей. В 2008/2009 маркетинговом году (октябрь-сентябрь) емкость украинского рынка соевого масла оценивается в 70-75 тыс. тонн, шрота и жмыха — в 480-490 тыс. тонн.

Эксперты масличного рынка объясняют, что потенциально перерабатывать сою на масло и шрот могут более половины отечественных маслоэкстракционных заводов (МЭЗ). «Современные МЭЗы оснащены оборудованием, которое может перерабатывать все масличные культуры — подсолнечник, рапс, сою. Другое дело, что такой переработкой из них занимается только Пологовский МЭЗ. Также сою время от времени перерабатывают Черновицкий, Винницкий и Нежинский масложиркомбинаты», — поясняет эксперт аналитической компании «АПК-Информ» Вадим Литвиненко. При этом внутренние потребности в кормовом шроте полностью не покрываются. За год в Украине потребляется 470-520 тыс. тонн соевого шрота, из них до 160 тыс. тонн завозится. В этом сезоне, как ожидается, должно быть завезено 70 тыс. тонн этого продукта.

Так уж сложилось, что сначала Украина экспортирует соевые бобы, а потом импортирует соевый шрот для кормовых целей. «Экспортируем сою из-за того, что этому способствует конъюнктура рынка. К тому же  экспорт сои не облагается пошлинами, а тем же фермерам выгоднее продать сою экспортерам, чем внутренним переработчикам», — говорит Юлия Гаркавенко, аналитик масличного рынка компании «Украгроконсалт». На перерабатывающих предприятиях утверждают, что перерабатывать сою на масло не так рентабельно, как другие масличные культуры — подсолнечник или рапс. «В прошлом году мы перерабатывали сою, в этом году не намерены. Занимаемся соей только тогда, когда есть дефицит подсолнечника. Если по подсолнечнику выход масла около 40%, то по сое — около 13%», — говорят на Нежинском масложиркомбинате.

В то же время активное развитие птицеводческой отрасли в Украине сделало выгодным производство комбикормов на основе высокопротеинового соевого шрота. За последние пару лет в Украине открылось два предприятия, которые занимаются исключительно переработкой сои на корма. Это компания «Тегра Украина» (дочернее предприятие концерна Theeuwes Group (Нидерланды), которая запустила в начале 2007 года завод в Гайсине (Винницкая обл.) и компания «Каховка Пром-Агро» (мощности по переработке в Новой Каховке, Херсонская обл.). С учетом  удорожания импортного продукта эксперты прогнозируют, что даже в условиях кризиса этот сегмент будет продолжать активно развиваться.

Что в колбасе?

Если внутренние потребности в кормовом соевом шроте покрываются отечественными производителями более чем на 80%, то соевые продукты для пищевой промышленности практически полностью завозятся из-за рубежа.

Главные потребители соевых концентратов — мясоперерабатывающие предприятия. Ведь ни для кого не секрет, что из-за дефицита и дороговизны мясного сырья доля соевых заменителей в мясе может превышать 50%. Понятно, что это значительно удешевляет продукцию, ведь стоимость килограмма соевого концентрата на данный момент не превышает 20 грн., а это значительно дешевле, чем натуральное мясо. Соевые ингредиенты отечественные мясопереработчики закупают за рубежом. «На заре работы предприятия мы пытались использовать отечественные соевые концентраты, однако из-за их низкого качества от этой идеи отказались», — говорит генеральный директор Салтовского мясокомбината Денис Парамонов. По его словам, большая часть соевых концентратов и изолятов, которые используются в мясоперерабатывающей промышленности, поступает из США, Бразилии, Голландии (мировой крупнооптовый рынок. — «ДЕЛО») и Китая. Главные поставщики соевого белка на украинский рынок — такие международные компании, как Cargill, Solae, ADM.

Также соепродукты закупают компании, которые производят полуфабрикаты. В меньшей степени соя используется в кондитерской, молочной и хлебобулочной промышленности.

Кто производит соевые продукты для пищепрома

В Украине есть несколько компаний, которые производят соевые продукты для пищевой промышленности — «АЗ Груп» (Днепропетровск), «Экко» (Черкассы). Крупнейший игрок в этом сегменте — компания «Агропрод», которая производит 13 видов продукции из сои, в том числе соевое мясо и кисломолочную продукцию. Как рассказывает генеральный директор компании «Агропрод» Александр Семенцов, главные сложности в работе компании сопряжены с поиском качественного сырья, ведь больше 80% сои в Украине содержит ГМО. «Мы делаем свои продукты из сои, которая не содержит ГМО. Это миф, что проводить анализы сои на содержание модифицированных организмов дорого. Стоимость исследования одной партии (200-300 тонн) стоит не более 500 грн.», — утверждает Александр Семенцов. По его словам, в отсутствии обязательных анализов заинтересованы импортеры, ведь практически вся их продукция содержит ГМО.

Те немногие компании, которые производят готовые к употреблению соевые продукты (соевое мясо, соевый сыр и другие заменители молочной продукции), сталкиваются с трудностями в реализации продукции. «Еще 3-4 года назад в Украине существовало более 15 производителей соевых продуктов. Сейчас на рынке представлено всего 3-4 компании», — утверждает Виктор Тимченко, глава профильной ассоциации «Украгропромсоя». Он объясняет низкий спрос на такую продукцию неразвитостью культуры потребления сои в нашей стране.

Татьяна Недоризанюк

Газета «ДЕЛО»

http://delo.ua

 

 

 

Тульская область: Валерий Федоров: Снизилось потребление более дорогих сортов хлебобулочных изделий

 

Валерий Федоров, генеральный директор ЗАО «Тульский хлебокомбинат» рассказал в интервью «Тульским новостям» о тенденциях на рынке хлеба в регионе.

- Валерий Владиславович, последние несколько месяцев пресса много говорила про дело Тульского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ЗАО «Тульский хлебокомбинат». Расскажите, пожалуйста, чем закончилась эта история.

- Прежде всего, я должен сказать, что на начальном этапе пресса действительно очень много уделяла внимания этому разбирательству антимонопольной службы.

Тульский УФАС России усмотрел в действиях ЗАО «Тульского хлебокомбинат» некоторые факты нарушения антимонопольного законодательства. Речь шла в основном о товарном рынке хлеба города Тулы и Ленинского района Тульской области. Хотя в принципе, те же самые претензии с тем же самым успехом могли быть предъявлены всем хлебопекарным предприятиям не только Тульской области, но и любого региона.

Просто ТХК являемся самым крупным производителем хлебобулочных изделий в Туле, и Тульской области и занимает преобладающее положение по Туле и Ленинскому району в объеме производства и реализации хлебобулочных изделий. Поэтому естественно, что, как к самому крупному предприятию Тульской области, у УФАС возникли некоторые вопросы.

Материалы дела рассматривались несколько месяцев. В результате хочу обратить внимание туляков, что на сегодняшний день, в период стабилизации цен на муку, ТХК изыскал возможности и резервы снизить цены на свою продукцию. С 1 июля отпускная цена батона нарезного упала на 50 коп. И как результат, рекомендованная нами цена в торговле тоже была уменьшена. То есть стоимость единицы нарезного батона должна уменьшиться в магазинах на 50 копеек.

- Как долго вы сможете удерживать эту цену по нарезному батону?

- К сожалению, на нас влияет любой экономический показатель, который также влияет на любого производителя в стране. Хочу сказать следующее: в результате переговоров с комиссией УФАС было достигнуто понимание, что существует рынок, на стабильность которого сегодня очень влияет кризис. Существует себестоимость, цены на энергоносители, цены на муку, налоговые обязательства, кредитные и т. д., на которые никто не может влиять. Естественно на нашем предприятии отражаются все эти факторы. Если в будущем не произойдет значительного изменения мучного рынка, если не произойдет изменения других статей себестоимости, то удерживать цену на этом уровне возможно достаточно долго.

- Если говорить вообще о ситуации на хлебном рынке, вы как-то ощущаете на себе последствия кризиса?

- На сегодняшний день кризис не так сильно ударил по хлебопекарным предприятиям, как и по многим другим. Сейчас тенденция очень любопытная. Туляки сколько основных сортов хлеба потребляли, столько покупают и сейчас. В основном снизилось потребление более дорогих сортов хлебобулочных изделий. Если раньше среднестатистический покупатель кроме основного вида хлеба брал еще что-то, чтобы себя побаловать, то сейчас, к, сожалению, обходится только основными видами нашей продукции.

- Как-то изменился спрос покупателей на вашу продукцию?

- Да, изменился. Как я уже сказал, все меньшая группа покупателей может себе позволить высокорецептурные изделия. Это кондитерские изделия и т. п. Тем более что в тульском регионе на данный момент переизбыток мощностей по производству хлеба.

- Если вы говорите что у нас избыток мощностей по производству изделий из муки, это значит, что в вашем бизнесе большая конкуренция. Тогда почему у минипекарен или небольших хлебозаводов цены не ниже ваших.

- Сразу объясню, что цена хлеба вытекает из его себестоимости. Ниже нее не прыгнешь и демпинговать на этом рынке можно с трудом. Затраты на производство у всех практически одинаковые: это энергоносители, транспортные услуги, заработная плата работникам, стоимость муки. Предложений по составляющим нашего бизнеса много, но они все достаточно стандартного качества и стандартной цены. Поэтому все исходят из равных затрат на производство. А дальше идут нюансы организации производства на предприятиях. Хотя сейчас, видимо, в худших условиях находятся те предприятия, которые, наоборот, организовали достаточно эффективную работу. За счет уменьшения затрат на производство они могут снизить цену на свою продукцию. И тут возникает парадоксальная ситуация. Руководитель может быть обвинен в демпинге только в связи с тем, что он организовал достаточно эффективное производство. Вот эта статья нашего закона мне пока непонятна.

- Последний раз когда мы общались вы говорили, что вводите в продажу французскую булку. Как результат?

- Результат положительный, что не удивительно. Это хороший продукт, сделанный на высокопрофессиональном эффективном оборудовании. Схема организации производства позволяет нам сдерживать цены на достаточно стабильном уровне. Думаю, туляки заметили, что тенденция к изменению стоимости этого продукта минимальна.

- Планируете осваивать производство, каких - то новых продуктов?

- Да, сейчас ведутся переговоры с областной СЭС, а также с врачами - диетологами на предмет того, чтобы освоить производство целой линейки лечебных хлебов. Я думаю, что в сентябре мы предложим тулякам в наших фирменных магазинах, а также в магазинах, которые являются или будут являться нашими партнерами, приобретать эту продукцию. Это будет где-то порядка 7 наименований различных по составу продуктов. К каждому виду хлеба будет прилагаться описание с рекомендациями - кто должен тот или иной вид употреблять в пищу, на что это влияет, и какими полезными свойствами он обладает.

- Какие есть еще планы у ТХК и они как то корректируются в связи с кризисом?

- Планов по развитию много, но от некоторых, к сожалению, нам пока пришлось отказаться. В частности, хотели развивать кремовую программу, но сейчас вынуждены остановиться на локальных предложениях. Это различного рода заказные торты. Сейчас работаем над обновлением ассортимента заказных тортов. Уже в сентябре с помощью буклетов и каталогов, которые мы планируем выпустить, туляки смогут ознакомиться с ним в наших фирменных магазинах. Обращаю внимание тех, у кого будет торжество, что с 1 сентября мы вводим новую систему предложений по нашим фирменным тортам.

- Для многих стало неожиданностью появление в ваших магазинах шоколадных изделий. Как пришла идея заняться производством шоколада? Как долго к этому готовились.

- Да, в наших магазинах действительно появились витрины с шоколадными изделиями. Это тоже одно из новых направлений нашего комбината. Хочется подчеркнуть, что данный продукт мы не закупаем, а изготавливаем самостоятельно. Поэтому имеем возможность принимать и достаточно быстро и эффективно воплощать в жизнь заказы на эту продукцию для праздников, как сувенирную продукцию, в качестве подарка на память.

Все началось с желания придумать недорогой, но очень креативный подарок. Мы исходили из того, что некоторые презенты, которые даришь, все равно забываются на следующий день. В результате, пришла в голову идея - наладить производство шоколада, но не стандартных плиток, а чего-то неожиданного. Это может быть открытка с рисунком, какие-либо фигурки. Возможно изготовить даже шоколадную визитку или чей-либо портрет. Работа по подготовке к этой системе производства велась довольно долго. Сейчас могу сказать, что мы действительно овладели искусством работы с шоколадом. Поэтому предлагаю всем приходить в наши магазины, заказывать нашу продукцию и быть уверенными в ее качестве.

ИА «Тульские Новости»

http://www.newstula.ru

 

 

 

"За" и "против" нового украинского ГОСТа на пшеницу

Новый маркетинговый год в Украине начался с того, что Министерство аграрной политики сделало своего рода "подарок" украинскому зерновому рынку в виде утверждения нового ГОСТа на пшеницу. Данный документ довольно долго разрабатывался, обсуждался, подвергался критике и находил поддержку. Но это уже, как говорится, дела давно минувших дней - в сухом остатке участники рынка зерна получили ДСТУ-П-3768:2009, который начал действовать с 1 июля т.г.

Пожалуй, главной особенностью нового ГОСТа является разделение мягкой пшеницы на две группы: А и Б. К первой группе относится продовольственное зерно, ко второй - фуражное. Также меняется классификация зерна: к продовольственной пшенице относится 1, 2 и 3 класс, к фуражному зерну - пшеница 4, 5 и 6 класса.

Скажем сразу: мнения относительно целесообразности введения данного стандарта у участников рынка были разные. О том, какой была первая реакция операторов украинского зернового рынка на указанные нововведения, и пойдет речь в данном материале…

Традиционно первыми в этом году уборку пшеницы в Украине начали аграрии АР Крым. И именно от них начали поступать первые сообщения о том, что достаточно большая часть собранного зерна, несмотря на высокие показатели клейковины и белка, в соответствии с новым стандартом на пшеницу относится к пшенице 6 класса (ввиду большого количества щуплого зерна). Подобные претензии аграриев на официальном уровне озвучил заместитель председателя Совета министров АР Крым Николай Колисниченко.

Он отметил, что "в автономии выращен хороший урожай, с высоким уровнем клейковины и белка. Однако если продавать это зерно в соответствии с требованиями нового ГОСТа, то аграрии окажутся в проигрыше. Учитывая, что в этом году засуха, у нас получилась пшеница щуплая. Согласно введенному ГОСТу, вся пшеница получится нестандартная, это почти 1 млн. тонн хлеба. Как будет распоряжаться государство этой пшеницей, тоже понятно. Оно у нас возьмет за копейки как нестандартное зерно и вывезет за границу как зерно высокого качества по белку, по клейковине. Кто на этом наживется? Конечно, не труженики села".

Однако многие операторы рынка не во всем согласны с данными претензиями. По их мнению, даже если бы ГОСТ не изменили, зерно с натурой 680-700 вряд ли можно было бы отнести к качественной продовольственной пшенице.

В свою очередь, негативное отношение к принятому стандарту озвучивает также ряд экспортно-ориентированных компаний. В частности, по мнению Юрия Сидоренко, коммерческого директора CHS Украина, "введение новых стандартов является несвоевременным и несогласованным с участниками рынка. По сути, пока это ничего кроме хаоса и лишних проблем для поставщиков, к тому же еще на старте сезона, не принесло. Положа руку на сердце, необходимо сказать, что зачастую сортировка зерна даже при новых стандартах будет осуществляться по старинке ввиду необходимости дополнительных затрат на изменение условий хранения, которые сейчас почти никто делать не готов. К тому же, данная ситуация в известной степени может играть на руку инспекционным органам и, в какой то мере, сказываться на движении товара на рынке.

Произошла реклассификация уже устоявшихся оценок качества зерна, требования усложнились, усилены акценты на одни качественные параметры пшеницы и умалчиваются (или же не уделено должное внимание) другие, также принципиально важные. Кроме того, в Украине чрезвычайно мало лабораторных инструментов для определения таких важных качественных параметров, как W, число падения и пр.

В итоге рынок получил дополнительную "головную боль", а упрощению работы с импортерами это никак не способствует в связи с тем, что на внешнем рынке есть свои требования к качеству зерна. Как правило, при проведении тендера на закупку выставляются определенные требования к каждой партии пшеницы в отдельности. Наши ГОСТы импортеров не интересуют".

Впрочем, было бы неправильно утверждать, что на украинском рынке к новому ГОСТу на пшеницу складывается лишь негативное отношение. К примеру, коммерческий директор ООО "Павлоградзернопродукт" Руслан Грицишин считает, что принятие нового стандарта для торговых компаний принесло больше плюсов, чем минусов. "Работать стало намного лучше и удобнее. Сейчас все стало более определенно. С этого сезона фуражная группа делится на пшеницу 4, 5 и 6 класса. Данная классификация дает возможность более четко разделять пшеницу.

Раньше, когда была пшеница с повышенным белком и клейковина не отмывалась, ее можно было принимать как 3 или 4 класс по белку. Как следствие, ее было тяжело продать ввиду того, что она принималась на элеватор как продовольственная пшеница по белку, а не по клейковине. Переработчики интереса к такой пшенице не проявляли, а трейдеры в минувшем сезоне предпочитали закупать фураж, соответственно, такую пшеницу не приобретали. Данное зерно всегда "зависало" на элеваторах. Оно лежало долго, до тех пор пока не находило своего покупателя, которому нужна была бы высокобелковая пшеница. Теперь же при приемке высокобелковой пшеницы мы относим ее по ГОСТу к определенному классу. Сейчас трейдеры, которые покупают фураж, пишут в контракте "пшеница группы Б, 4, 5 и 6 класс". Получается, что фуражная пшеница каким классом принимается на элеватор, таким и продается.

Единственная проблема, с которой мы, скорее всего, столкнемся, заключается в том, что смешивать при отгрузке зерно нельзя, т.е. необходимо будет точно отгрузить то количество зерна по классам, которое было задекларировано изначально. Однако сказать, что это будет чересчур проблематично, не могу, т.к. и раньше пшеница делилась в зависимости от показателей белка.

Если говорить с точки зрения элеватора, то существенных изменений на рынке с принятием нового ГОСТа для них не произошло. Пшеница как принималась в зависимости от класса, так и принимается".

При этом большинство производителей муки считают, что существенных изменений в работе продовольственного рынка зерна не произойдет. Так считает и начальник отдела закупок ООО "Пивденмлын" Вячеслав Ткаченко. "Для переработчиков существенных изменений в работе с внедрением нового ДСТУ на пшеницу не произошло. Мукомолы как брали пшеницу, ориентируясь в основном только на показатели клейковины, так и будут продолжать основное внимание уделять данному показателю. Просто раньше, к примеру, мукомолы закупали высококачественную пшеницу, в документах на которую было написано "пшеница 3 класса", теперь же там будет написано "пшеница 2 класса". На мой взгляд, в данном ГОСТе нет кардинальных изменений. Он не стал лучше или хуже. Да и каких-то глобальных изменений в ГОСТе априори быть не могло. Существуют установленные нормы качества для закупок зерна, которое можно переработать в качественную муку, и совершенно неважно, как мы назовем необходимый класс зерна".

В данном материале мы привели лишь первые оценки тех, кто должен будет в дальнейшем непосредственно следовать требованиям нового стандарта. Как мы видим, игроки зернового рынка неоднозначно отнеслись к принятию нового госстандарта на пшеницу. При этом не стоит забывать, что принятие данного ГОСТа является своего рода "пилотным проектом" Министерства аграрной политики, в который, теоретически, можно вносить изменения. Действие его продлится лишь в течение 2009/10 МГ, поэтому пока расставлены далеко не все точки над "і".

Ольга Прядко, руководитель отдела зерновых рынков ИА "АПК-Информ"

Журнал «АПК-Информ: Украина, Россия, Казахстан, мировой рынок»

№ 29 (661) от 20 июля 2009

http://www.apk-inform.com

 

 


В избранное