Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege! Искренне ваш, Сергей Голубицкий
* * *
Ксенолисгодия
Уже много лет
мне хочется обстоятельно и с пристрастием исследовать компании-оборотни, которые камуфлируют свое происхождение и национальную принадлежность, руководствуясь какими-то своими соображениями. На самом деле в этом сюжете самое интересное - не перевертыши, а их мотивация, через которую мы можем выйти на более высокий уровень понимания механизмов консюмеризма.
Начну с главного: бизнес оборотней - это не какая-то уникальная российская штучка, а вполне себе универсальный прием, который
в разные времена и эпохи использовался всеми народами. Мотивация на самом высоком уровне также не является чем-то секретным: все народы наделены не только маниями превосходства, но и комплексами неполноценности. Одни больше, другие меньше, одни - в открытой форме, другие - в глубоко сублимированной или даже сознательно конспирированной, но факт остается фактом: страдают от неполноценности все без исключения.
Встречаются, конечно, нации сильно самодостаточные. Первыми в голову приходят англичане,
которым за века мировой экспансии удалось не только построить самую безбрежную империю, но и максимально запрятать в глубины подсознания все свои комплексы неполноценности. Единственный - самый большой и самый саднящий - какой только заметен сегодня невооруженным взглядом в английском человеке, так это инфериорность по отношению к Франции и французам.
От нее, к сожалению, англичанам никуда уже не деться, потому как нельзя же вычеркнуть из истории норманнское завоевание, дискриминацию английского
языка и последующее насильственное его офранцуживание, в результате которого в современном English слов латинского происхождения чуть ли не больше, чем германского, так что смело можно говорить уже о принадлежности к смешанной романо-германской группе. Последующие конфронтации вроде яростного противоборства Наполеону - лишь поздние отголоски того самого комплекса неполноценности, который зародился после битвы при Гастингсе в 1066 году.
В остальном очень сложно найти в психологическом портрете современного
англичанина хотя бы малейший намек на ощущение собственной второсортности по отношению к кому бы то ни было. Даже французский комплекс в новое время англичанам удалось удачно сублимировать в тонкой самоиронии (перечитайте потрясающие книжки Пьера Даниноса «Записки майора Томпсона» и «Некий господин Бло» - я на них вырос! - в которых англичане показаны глазами француза и наоборот).
Как следствие, невозможно представить даже в страшном сне, чтобы какая-то английская фирма задумала
прикидываться фирмой немецкий, французской или итальянской. Немецкие машины? Да наши, британские, ничуть не хуже (и не беда, что немцы, американцы, индусы и китайцы уже поделили национальный автопром :)! Итальянская мужская обувь и костюмы? Да до наших John White и Alfred Sargent им плыть да плыть! Французский haute couture? Да лондонские модельеры новой волны давно уже задают тон в самых модных кругах нуворишей! Ну и так далее.
Совсем иначе обстоят дела с самосознанием советского человека.
Я сознательно вывожу тему из чисто национального контекста, поскольку, на мой взгляд, все своеобразие комплекса неполноценности, объединяющего в равной мере русских, казахов, украинцев, молдаван, белорусов и прочих обитателей постСНГовского пространства, на 90 % задается именно советскостью, и лишь на 10 % определяется спецификой чисто национального самосознания, религиозной принадлежностью, географической периферийностью (причем в равной мере - как относительно европейского, так и - азиатского цивилизационного
центра).
Именно советский дух с его особой гордостью санкюлота («мы люди бедные материально, зато богатые духовно и идейно!») создал тот феноменальный флёр ксенофилии, который царит повсеместно на бескрайних пространствах бывшего СССР и порождает такое чудовищное количество бизнесов, бесстыдно закашивающих «под Запад». Ксенофилия (любовь ко всему иностранному) - это, впрочем, лишь малая часть мотивации. Ксенолисгодия (позволю себе ввести в обиход этот выразительный неологизм: от
древнегреческого ξένος - «чужой» и древнееврейского לסגוד - поклонятьcя) - вот основной импульс, заставляющий российских (украинских, молдавских, казахских и проч.) предпринимателей выдумывать безумные легенды о немецком, французском, итальянском, американском, английском, австрийском, финском происхождении своего корпоративного отпрыска или бренда!
Советская ксенолисгодия легко объяснима. 250 миллионов людей загнали в барак и отгородили
от живого мира колючей проволокой (в самом прямом смысле слова). Физическую изоляцию дополнили изоляцией духовной, цивилизационной и культурной. Помню, как я возмутился, когда Нина Берберова (я работал кем-то вроде ее переводчика и телохранителя в одном флаконе во время ее исторического визита в перестроечную Россию) мне сказала, что вы (советские люди) даже не догадываетесь, до какой степени вас оторвали о мировой цивилизации и культуры! По началу я на эмоциях сильно обиделся, но по зрелому размышлению был
вынужден согласиться с мудрой старушкой.
Будто и этого не достаточно поверх барака и культурной изоляции большевики воткнули советскому народу еще и идеологическую кружку Эсмарха, которую усилили чудовищной установкой на пренебрежение материальной цивилизацией. В результате мы получили несколько поколений несчастных существ, которые видели только разваливающиеся на ходу автомобили, взрывающиеся холодильники, зажевывающие пленку магнитофоны и шмотки-чоботы фабрики «Большевичка», в которых
не стыдно было выходить лишь в поле - собирать картошку.
Надежда, однако, теплилась: там, за стеной - волшебный Эдем! Там - самые лучшие товары! Там - манна консюмеризма! Так родился миф об идеальном Западе и - главное! - патология ксенолисгодии.
Что из этой патологии выросло, я вам сейчас продемонстрирую. В силу неподъемности материала и его объемов, несовместимых с форматом блоггерской заметки в социальной сети, я сейчас ограничусь лишь перечислением армии бизнесов-перевертышей. Подробные
биографии самых ярких герое, если дойдут руки, я изложу уже на страницах «Бизнес журнала».
Зачем тогда приводить список? Поверьте, будет большая польза! Хотя бы потому, что вы - бьюсь об заклад! - сделаете для себя много неожиданных открытий также, как их сделал я. По началу думал, что знал всех перевертышей поименно, однако при знакомстве с полным списком, оказалось, что добрую половину имен наивно полагал тем, за кого они себя выдавали.
Итак, вот дети советского комплекса неполноценности,
выдающие себя за:
Надоело фиксировать псевдонациональности перевертышей, поэтому продолжу простым перечислением, тем более, что имена дальше идут - ну такие громкие и такие аутентично «заморские», что мочи нет:
Polar, Mistery, Demix, Ouventure, Joss, Exxtasy, Termit, Torneo, O’STIN, Finn Flare, Baon, Incity, Machiavelli, Egle, Corsocamo, Paolo Conte, Stels, Nordway, Mr. Ricco, Bagbier,
Frau Schmidt, Grand di Pasta, Gipfel (вот на этом я повелся так повелся!), BergHof (еще один законспирированный до бессознательности!), Erich Crause, Vinzer Corporation и, наконец, мой любимец - Vitesse France!
Окидывая взглядом это дикое количество оборотней, внезапно осознаю, что... ведь практически ВЕСЬ брендовый цвет постсоветского бизнеса представлен перевертышами! А значит, ксенолисгодия - не исключение и не морок сознания, а норма этого сознания. Это как же нужно было искорежить, изуродовать,
исказить сознание, чтобы скатиться до такого самоуничижения!