Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege! Искренне ваш, Сергей Голубицкий
* * * Живец Обамовой войны
«Obama's
War Bait» - с таким подзаголовком распространяется сегодня
на YouTube в хорошем качестве 720p одна из копий удивительной
видеоагитки «The Innocence Of Muslims». Перед тем, как показать клип,
нас предупреждают о том, что «Следующее содержание было определено
сообществом YouTube как потенциально оскорбительное или неприемлемое.
Зрителям рекомендуется быть осмотрительными». Для цифрового сообщества
подобного дисклеймера должно хватить за глаза: любопытные нажимают на
кнопку «Продолжить», щепетильные - на «Отмену». Всего делов.
И
дальше начинается самое интересное: на протяжении 13 минут 51 секунды мы
наблюдаем сценическую постановку на перемежении двух временных срезов -
современного Ближнего Востока и исторической реконструкции того, что
должно восприниматься как эпоха пророка Мухаммеда.
Должна восприниматься, однако не воспринимается, потому что ... ну да судите сами:
Любой
человек, знакомый с современной культурологией, мгновенно воскликнет:
«Перед нами Иисус Христос в момент одной их своих проповедей!» И будет
прав. Хм, относительно прав, потому что перед нами не Иисус Христос, а
его мифологема с современной эстетике, в том виде, в каком она была
концептуально и визуально осмыслена в 60-е годы в Голливуде, начиная с
культового фильма «Бен-Гур» (1959):
Еврейские продюсеры
Фабрики Грез (историю Голливуда я изложил 8 лет назад в «Доходной мечте»)
свою эстетику библейских времен, конечно же, не из пальца высосали, а
взяли из народной культуры, то есть из библейских комиксов, школьных
американских учебников и проч.:
Как
бы там ни было, эстетика Голливуда при отображении библейской эпохи и
жизни Иисуса Христа после «Бен-Гура» накрепко закрепилась в массовой
китч-культуре и стала стандартом для любого визуального видеоряда. Как,
скажем, в фильме Нормана Джуисона «Jesus Christ Superstar»:
Достаточно
однократного просмотра «Мусульманского простодушия», чтобы заметить,
кстати, что свой визуальный ряд агитка черпала именно из великой
рок-оперы:
Вот этот персонаж - тоже калька (Иуды Искариота)
из фильма Нормана Джуисона:
Разобравшись
с генезисом, можно переходить непосредственно к анализу «Мусульманского
простодушия». Подробности появления ролика на портале YouTube, а также
хронологию последовавших за этим погромов американских посольств в
мусульманских странах, вы найдете в исчерпывающем отчете Жени Золотова
(«Магия кино и сентябрьские погромы»), мы же попытаемся ответить на главный вопрос - об авторстве.
То,
что американский урка египетского происхождения, которого ФБР назначило
крайним козлом, является автором «Мусульманского простодушия», может
присниться только в самом дурном сне. Чтобы это понять, достаточно
просмотреть ролик именно глазами культуролога, а не лемминга с
попкорном.
С корнями эстетики подрывного клипа мы уже разобрались,
теперь остановимся на такой хитрой штуке как l'art naif - главной
эстетической составляющей этого шедевра пропаганды XXI века. Клип с
первого кадра забрасывает наживку, на которую тут же клюют не только
простодушные мусульмане, но и не менее простодушные христиане: тот самый
«артистический примитивизм», который якобы должен вынести на
поверхность обманку с бюджетом в 5 миллионов долларов. Обману, которая
непонятно откуда взялась, однако крепко приросла к «Мусульманскому
простодушию». Весь клип как бы взывает к нашему здравому смыслу: «Ну
посмотрите на эту наколенную съемку?! Какие 5 миллионов долларов? Штука
баксов и мастерство продавца из Тако-Белл! А бездарная самодеятельность
псевдоактеров! А этот убогий монтаж! Этот детский хромакей, в котором
персонажи вместо интеграции в декорации парят над ними!»
На
стоп-кадре выше мы видим коллаж , сделанный вообще из четырех
плоскостей: картинка с горами на фоне, отдельно - шатер в левом углу,
отдельно - поверхность земли, отдельно - три фигурки персонажей на
хромакее. Эдакий лубок из кружка юного кинематографиста где-нибудь...
А
кстати - где? В Калифорнии? Пригородах Тегерана? Квартирке в
Тель-Авиве? На первый взгляд, стоит ответить на этот вопрос, как мы
сразу же расставим приоритеты в каждом из вариантов дедукции на тему Cui
bono:
- Ролик создали по заказу Израиля для того, чтобы возбудить
арабскую деревню против США, которые в последнее время не очень охотно
поддерживают идею вооруженного конфликта с Ираном (речь Хилари Клинтон,
например); - Ролик создали по заказу ЦРУ и ФБР для того, чтобы
возбудить арабскую деревню и не дать рассосаться памяти об 11 сентября
внутри страны и - главное! - стимулировать и дальше ощущение рядового
американца того, что он «being hated all over the world» (ненавидим во
всем мире), столь ценного для дальнейшей эскалации отъема гражданских
прав в рамках Закона о патриотизме; - Ролик создали по заказу
Ахмадинежада для того, чтобы возбудить арабскую деревню против США и
христиан и тем самым поддержать в рабочем состоянии пламя священного
джихада.
Как видите, заинтересованных сторон хватает, и ситуация
чем-то напоминает бородатый анекдот про Брежнева и толпу, которая
наперебой кричит: «Дай мне! Дай мне!» (стрельнуть :) Единственное, что
мы можем сказать, не скатываясь в высасывание сенсационных откровений из
пальца, так это то, что создатели фильма - ну совсем не простачки, а
люди, во-первых, очень профессиональные в кинематографическом отношении,
потому как весь этот закос под «наколенную сборку» - чистейшей воды
постмодернизм, сознательная мимикрия под l'art naif, которую выдают:
- очень тонкое владение культурологическим контекстом,
- жесткая ориентация на самый популярный в западном массовом искусстве
визуальный ряд (тот самый - от «Бен-Гура» и «Иисуса Христа Суперзвезды»)
и - театр очень неплохих актеров, которые разыгрывают откровенную
буффонаду и притворяются, что играть не умеют (достаточно сопоставить
поведение на сцене людей по-настоящему с улицы с хитрым и расчетливым
балаганом «Мусульманского просторечия»).
Чем больше я анализирую
культурологию этой видеоагитки, тем больше все же склоняюсь к мысли, что
клип западного (скорее всего - американского) производства. Слишком уж
бьет в глаза ориентация именно на стереотипы массовой культуры Америки.
Арабы здесь, уж простите, ну никаким местом не пришиты.
Впрочем, я
вполне могу ошибаться и видеоклип мог быть сделан и в Тель-Авиве. За
это говорят два очень характерных момента: во-первых, явная
контаминация Мухаммеда с Иисусом (визуально - вообще один в один с
картинкой из американского поп-арта!), во-вторых, обвинительная отповедь
подлому душегубу, которую дает «йидише мама» перед тем, как ее
четвертуют ослами:
Впрочем, ее мучителям закос под арабов
тоже не сильно удается:
Наконец,
последний и очень тонкий момент. Обилие расчленений, педофилии,
зоофилии и кровопусканий невинных младенцев и стариков в «Мусульманском
простодушии» слишком уж напоминают британскую пропаганду времен Первой
мировой войны, деловито штамповавшую слухи о немецких солдатах,
хватавших бельгийских детишек за ноги и раскалывавших им черепа о
камень. Кстати, эта образность, заимствованная из Ветхого Завета
дословно, была впоследствии очень эффективно и опять же дословно
повторена сталинской пропагандой (с подачи Ильи Эренбурга, если не
изменяет память) во время Второй мировой войны.
Похоже, великая
школа военной пропаганды, из которой черпал знания сам мэтр
фальсификаций Йозеф Геббельс, бессмертна и сегодня дает такие же
эффектные плоды (судя по реакции арабской деревни), что и 100 лет назад.