Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 30 сентября, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

"Должен быть контроль"

Андрей Илларионов хочет знать мнение правительства о покупке "Сибнефти"

Не прошло и суток с момента официального объявления о "сделке века" по покупке "Сибнефти" государственным концерном "Газпром", как ее подверг сомнению советник президента России Андрей Илларионов. Он предложил вынести рассмотрение вопроса на правительственный уровень, поскольку дорогостоящий "шопинг" газового монополиста может больно ударить по потребителям внутри России. Как известно, в среду "Газпром" объявил, что покупает 72,6% акций "Сибнефти" за 13,09 млрд долл. и еще 3% примерно за 500 млн долл. у своей "дочки" -- Газпромбанка. Остальные подробности сделки стороны хранят в секрете.

"Совет директоров -- это важная организация, но и правительство, как представитель общества, должно рассмотреть этот вопрос, -- заявил он вчера, как передает Интерфакс, в перерыве проходящей в Москве инвестиционной конференции, организованной Brunswick UBS. -- Если не ошибаюсь, в инвестиционной программе "Газпрома" на 2005 год, которая рассматривалась в прошлом году, этой сделки не предусматривалось, и правительство, если не ошибаюсь, эту сделку не обсуждало. Возникает коллизия, которая требует разрешения". Главный вопрос у г-на Илларионова вызывают источники финансирования сделки. "Ответ, что заимствования (на покупку "Сибнефти". -- Ред.) берутся у консорциума банков, неудовлетворителен. Заимствования предполагают выплату, а выплата может быть осуществлена лишь из финансовых средств, полученных от основной деятельности "Газпрома", -- говорит советник президента. В связи с этим он выразил опасения, что цена покупки "Сибнефти" может быть заложена в том числе и в тарифы на газ на внутреннем рынке. "Здесь должен быть контроль со стороны общества", -- подытожил чиновник.

Замначальника финансового департамента монополиста Сергей Яценко лишь пообещал, что у дочернего банка акции будут выкуплены сегодня по рыночной стоимости и за "живые" деньги. "Никакого обмена!" -- эмоционально заявил он. Напомним, что в начале сентября Газпромбанк через Объединенную финансовую группу купил на рынке 3-процентный пакет "Сибнефти" за 450 млн долл. Это было сделано для того, чтобы исключить риск появления у "Сибнефти" недружественного блокирующего акционера в том случае, если "Газпром" сумеет договориться с основными владельцами. По информации "Времени новостей", одновременно акции нефтяной компании скупал МДМ-банк, который успел собрать около 2%. То есть купленные 75,6% акций "Сибнефти" обойдутся "Газпрому" в 13,6 млрд долларов.

Поступлениями от продажи государству 10,7% собственных акций "Газпром" сможет профинансировать не более 40% требующейся суммы. А значит, остальные средства лягут на далекий от идеального баланс концерна. Программа заимствований "Газпрома" на текущий год увеличится со 110 млрд руб. (3,8 млрд долл.) до как минимум 11 млрд долл. Нельзя исключать, что дополнительные расходы будут включены в свежее обоснование концерна по необходимости повышенной индексации цен на газ на 2006 год.

Однако на этом траты покупателя могут и не завершиться. И многое будет зависеть от того, готов ли монополист поступиться своими принципами в сфере корпоративного строительства. Дело в том, что руководство концерна жестко отстаивает полную вертикальную интеграцию профильных видов бизнеса. Практически все базовые "дочки" существуют в виде обществ с ограниченной ответственностью, и варианты их превращения в полноценные публичные компании внутри группы даже не рассматриваются. Нефтяное направление менеджмент "Газпрома" планировал выстраивать на таких же принципах. Все нефтяные активы группы должны были перейти в единую компанию под названием "Газпромнефтедобыча", которая бы занималась исключительно производственными вопросами. Капитальные вложения и сбыт нефти должны были осуществлять соответствующие департаменты "Газпрома", а экспорт нефти планировалось закрепить за "Газэкспортом" (отвечает за внешние продажи всей продукции группы, включая нефтехимию).

Если руководство "Газпрома" не откажется от этой идеи, ему придется выкупать 20% акций "Сибнефти" у ЮКОСа (сейчас акции находятся под арестом в качестве обеспечения по искам "Роснефти") и 4,4% акций, которые торгуются на свободном рынке. Стоимость этой операции оценивается в 4,4 млрд долл. согласно цене акций, зафиксированной в рамках сделки с мажоритарными владельцами. А итоговая цена актива для "Газпрома", соответственно, может достигнуть 18 млрд долларов.

Сохраняя же "Сибнефть" в качестве публичной компании, "Газпром" рискует наглядно продемонстрировать всему миру преимущества частного хозяйствования над государственным. Прогнозируемое снижение финансовых показателей и неизбежное прекращение практики щедрых дивидендов создадут дополнительный негативный фон вокруг "ползучей" национализации нефтяной отрасли.

Алексей ГРИВАЧ

Долгоиграющая свобода

Дмитрий Медведев поручил главе Минэкономразвития начать либерализацию рынка акций "Газпрома"

Глава администрации президента Дмитрий Медведев поздно вечером в среду, после многочасового заседания совета директоров "Газпрома", провел заседание рабочей группы по либерализации рынка акций концерна. Как сообщила вчера пресс-служба "Газпрома", на мероприятии были "подведены итоги работы по подготовке к снятию ограничений на обращение акций, а также обсуждался план дальнейших действий" в этом направлении. Впрочем, вчера утром Интерфакс со ссылкой на источник, близкий к совету директоров "Газпрома", сообщил, что запланированное обсуждение либерализации после заседания директоров не состоялось из-за отсутствия одного из ключевых госпредставителей -- министра экономического развития Германа Грефа. Между тем, на заседании отсутствовал еще и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Однако всего час спустя был выпущен релиз "Газпрома", согласно которому г-н Медведев все же провел рабочую группу. В пресс-службе газового концерна не смогли прояснить с кем именно глава администрации совещался по уже казалось бы решенному вопросу. "Вместо Грефа был высокопоставленный чиновник Минэкономразвития и другие представители правительства", -- заявили "Времени новостей" в концерне.

Между тем, в отсутствие гг. Грефа и Христенко рабочая группа решила "обеспечить внесение на рассмотрение Правительства РФ и Государственной Думы РФ предложений по изменению нормативных актов, которые обеспечат полное снятие ограничений на приобретение акций ОАО "Газпром" нерезидентами, снятие ограничений на перечень бирж, имеющих право осуществлять торги по акциям ОАО "Газпром". Все это по-прежнему обещается сделать до конца этого года. Внести эти документы "в ближайшие дни" в правительство поручено отсутствовавшему министру экономического развития. В МЭРТ "Времени новостей" подтвердили получение такой задачи, но о сроках и содержании предложений говорить категорически отказались.

Как известно, ограничения на владение акциями "Газпрома" для иностранцев являются двуступенчатыми. Основной заслон нерезидентам установлен указом Бориса Ельцина от 1997 года. Согласно документу, компании, имеющие 50% и более уставного капитала иностранного происхождения, не имеют права покупать акции "Газпрома". Зарубежные инвесторы могут стать акционерами газовой монополии, лишь купив специально выпущенные ADS (сейчас 4,42%), которые обращаются на Лондонской и Франкфуртской биржах. Внутренний оборот акций "Газпрома" также ограничен четырьмя площадками -- Санкт-Петербургской, Московской, Екатеринбургской и Сибирской фондовыми биржами, из которых реально функционирует только первая. Дополнительный заслон установлен в законе "О газоснабжении" от 1999 года, который ограничивает долю иностранцев в уставном капитале "Газпрома" барьером в 20%.

Соответственно для того, чтобы провести либерализацию, необходимо отменить указ Бориса Ельцина, разрешить торговать акциями на любой биржевой площадке и внести поправки в закон "О газоснабжении". При этом именно последний пункт является наиболее дискуссионным. Дело в том, что законе речь идет не об акциях "Газпрома" как такового, а структуре собственности в организациях, которые владеют системой газоснабжения или газораспределения. "При купле-продаже акций собственников региональных систем газоснабжения и собственников газораспределительных систем, проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственников указанных акций, доля иностранных граждан или иностранных организаций не должна превышать 20 процентов общего количества обыкновенных акций собственников указанных систем", -- гласит ст. 7 закона "О газоснабжении". Соответственно простое вычеркивание этого пункта из текста, автоматически позволит нерезидентам становиться собственниками газовой инфраструктуры. На региональном уровне еще довольно много газораспределительных активов, которые в итоге могут уйти в руки иностранцев. Судя по всему, окончательно эта проблема не решена до сих пор ни менеджментом "Газпрома", ни чиновниками.

Рынок вчера сдержанно отнесся к усилиям рабочей группы по либерализации рынка акций "Газпрома". Внутренние акции даже слегка подешевели (на 0,05%), а ADR немного прибавили в цене: во Франкфурте -- на 0,7%, в Лондоне -- на 2,24%.

"В либерализации рынка акций "Газпрома" нет никакой новости, рынок ожидал этого уже давно. Сегодня трейдеры практически проигнорировали это, котировки совсем немного скорректировались, -- говорит вице-президент "Тройки Диалог" Игорь Прохаев. -- После объединения рынка появится больший спрос и большее число потенциальных инвесторов, главным образом иностранных, которые раньше не могли приобретать эти бумаги. "Золотая цена" одно й акции "Газпрома" с точки зрения фундаментального анализа сейчас составляет 5,25 долл. Но мы ожидаем, что котировки бумаги будут расти". С ним согласен управляющий активами "Финам" Алексей Бутенко: "Котировки акций "Газпрома" уверенно держатся выше 150 руб., рост продолжится. По нашим прогнозам, к декабрю, когда уже будут предприняты конкретные шаги и торги по бумаге будут разрешены на всех торговых площадках в равном объеме, цена акции вырастет до 165--180 руб.".

Однако начальник отдела по работе с акциями "Брокеркредитсервиса" Андрей Алетдинов полагает, что не все так однозначно: "Цена акции "Газпрома" и так высокая, и то, что котировки не начали снижаться, в том числе заслуга и новости о либерализации, -- говорит эксперт. -- Скорее всего, рост будет продолжаться. Но бумагу ждет серьезная коррекция либо перед самым объединением, либо сразу после него, т.к. многие инвесторов купили большое количество акций и будут фиксировать прибыль".

Алексей ГРИВАЧ, Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА

Блоксделка

Директорам РАО "ЕЭС" предстоит обсудить покупку "Силовых машин"

Совет директоров РАО "ЕЭС России" сегодня должен утвердить сделку по покупке у "Интерроса" 22,43% акций "Силовых машин" (еще около 3% акций принадлежит "дочке" РАО "Ленэнерго", таким образом энергохолдинг станет контролировать блокпакет акций машиностроительной компании). Дискуссия по этому вопросу, судя по всему, будет довольно острой: как известно, комитет по стратегии и реформированию при совете директоров не рекомендовал совершать такую сделку, а Минэкономразвития подготовило одобрительную директиву. Заинтересованной стороной выглядят структуры Олега Дерипаски -- они до сих пор считались фаворитами гонки за "Силовыми машинами", однако в схеме с РАО им, похоже, места не находится.

Член правления РАО Сергей Дубинин вчера сообщил журналистам, что РАО рассчитывает консолидировать блокпакет "Силовых машин" уже до конца этого года. Цену сделки он не назвал. По его словам, энергохолдинг привлечет кредит, который "фактически уже согласован с теми банковскими институтами, которые будут его предоставлять, и, можно сказать, обеспечен". Этот кредит планируется погасить уже в следующем году за счет будущих доходов от продажи активов -- как профильных, так и непрофильных. Он не стал называть конкретные активы, которые планирует продать РАО в 2006 году, отметив, что "это будут отдельные решения совета директоров".

Однако комитет РАО не считает, что энергохолдингу столь необходимо покупать "Силовые машины". За одобрение сделки проголосовали пять из десяти членов комитета, присутствовавших на заседании, против высказались трое, двое воздержались. По мнению голосовавших против одобрения сделки членов комитета, сообщает АК&М, "в представленных РАО аргументах не было достаточно убедительных обоснований того, что сделка принесет благо для компании": сделка идет в разрез со стратегией избавления энергохолдинга от непрофильных активов, кроме того, цена акций, по словам одного из членов комитета, сильно завышена.

В то же время решения комитета являются лишь рекомендацией совету директоров РАО. И о расхождении мнений по этому вопросу говорит о том, что Минэкономразвития внесло в правительство одобрительный проект директивы по этому вопросу. Причем, как сообщают информагентства, его согласовали все заинтересованные министерства и ведомства. Поддерживают сделку и в "Газпроме". Позицию других частных акционеров РАО выяснить не удалось, но в энергетических кругах циркулирует информация о том, что принципиально они не против покупки.

А вот как к сделке относится премьер Михаил Фрадков, которому предстоит подписывать директиву, станет понятно, похоже, только сегодня. И в этом заключается основная интрига сегодняшнего заседания совета директоров РАО. Дело в том, что глава кабинета министров был главным противником продажи "Силовых машин" немецкому концерну Siemens, и свою позицию он объяснял тем, что на "Силовых машинах" помимо прочего производится продукция для оборонного комплекса. А Анатолий Чубайс, как сообщают источники "Времени новостей", намерен активно сотрудничать с General Electric в вопросе развития "Силовых машин". Конечно, обе сделки -- планировавшуюся с Siemens и с РАО -- сравнивать нельзя: в первом случае иностранцы получали бы контроль над российской машиностроительной компанией, а во втором -- речь идет не более чем о блокирующем пакете. Однако, как сообщало РАО, оно намерено помимо консолидации блокпакета "Силовых машин" взять в доверительное управление 30% акций компании. В этом случае энергохолдинг будет управлять контрольным пакетом, и если он будет сотрудничать с General Electric, то де-факто иностранная компания получит доступ к "Силовым машинам". Впрочем, вполне возможно, что директорам РАО от государства будет поручено голосовать за приобретение 22,43% акций машиностроительной компании, но против доверительного управления 30-процентным пакетом.

Также не исключен вариант, при котором директивы по этому вопросу не будет. Ведь структуры Олега Дерипаски, судя по последним заявлениям их руководителей, не намерены оставаться без контроля над "Силовыми машинами".

Николай ГОРЕЛОВ

15 суток мало

Пиво предлагают возить подольше и подальше

Союз российских пивоваров вчера направил президенту "Российских железных дорог" (РЖД) Владимиру Якунину просьбу увеличить срок перевозки пива в зимний период с 15 до 25 суток. Пивовары считают, что РЖД необоснованно отнесло ячменный напиток к скоропортящимся продуктам. В опубликованном вчера заявлении союза подчеркивается, что по действующим санитарным нормам пастеризованное пиво может храниться без специальных условий от трех месяцев до года. Неофициально пивовары говорят, что "укороченный" срок перевозки пива нужен железнодорожникам исключительно для того, чтобы дороже брать за свои транспортные услуги.

Борьба пивоваров с железнодорожниками за признание пива продуктом длительного хранения имеет уже довольно богатую историю. В 2003 году РЖД постановили, что в летом пиво можно возить только в рефрижераторах, а не в обычных крытых вагонах, как это делалось раньше. Тарифы на рефрижераторные перевозки выше, чем на обычные. Кроме того, некоторые пивоваренные компании обладают собственным парком крытых вагонов, а рефрижераторы им приходится арендовать у РЖД.

Весной прошлого года пивовары добились от РЖД разрешения вновь пользоваться крытыми вагонами в летнее время. Зато железнодорожники сократили допустимый срок перевозки пива с 15 суток до 10. По подсчетам пивоваров, этого явно недостаточно, поскольку средний срок доставки партии пива в российских условиях 25 суток.

На этот раз спор был перенесен в антимонопольное ведомство, а затем и в арбитражный суд. В феврале 2005 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) встала на сторону пивоваров и обязала РЖД восстановить 15-суточный срок перевозки. РЖД оспорили это предписание в арбитражном суде и выиграли дело в первой инстанции. Однако в августе Арбитражный суд Москвы по встречной апелляции союза пивоваров подтвердил первоначальный вердикт ФАС.

Но пивоварам этой победы недостаточно. По утверждению представителей союза, до многих железнодорожных станций за 15 суток довезти их продукт невозможно. Когда этот срок истекает, перед грузоотправителем встает выбор: либо перегрузить товар и везти его дальше автомобильным транспортом, либо заплатить железнодорожникам штраф за превышение допустимого времени транспортировки. В том и в другом случае цена пива для конечного потребителя возрастает.

В пресс-службе РЖД газете "Время новостей" вчера не смогли сообщить, ознакомился ли г-н Якунин с новым обращением пивоваров.

Михаил КУКУШКИН


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное