Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 15 сентября, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Безбанановая республика

Экономическому росту в России не хватает горюче-смазочных материалов

В среду на правительственном часе в Госдуме выступали министр экономического развития и торговли Герман Греф с руководителями "приватизационного" блока и главой "Роснедвижимости" Михаилом Мишустиным. Главными вопросами стали обсуждение скачка бензиновых цен и возможностей увеличения темпов экономического роста.

Руководителя МЭРТ депутаты заставили подробно прояснить, как Министерство экономического развития собирается бороться с таким пагубным явлением в экономике, как рост цен на нефтепродукты. Министр, начав с фразы о том, что добыча нефти перестала быть двигателем экономического развития, перешел к необходимости снятия жесткой связки внутреннего налогообложения с внешней ценой на нефть. "Если этот вопрос удастся решить, то осенью этого года цены хотя и будут расти, но не очень быстро", -- сказал он. Виновниками нынешнего роста цен министр назвал формулы расчета экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), повышающихся по мере роста мировых цен на нефть. Эта шкала была принята полтора года назад по инициативе президента, потребовавшего принять меры по снятию "сверхдоходов" с нефтяного сектора. То есть министр обвинил в росте цен на бензин президента.

В любом случае динамика роста бензиновых цен на российском рынке проявится значительно слабее, чем на европейском или американском, неудачно попытался успокоить депутатов Герман Греф. Однако те не унимались, желая получить ответ на вопрос, почему в стране -- экспортере нефти возникают проблемы из-за мирового бензинового кризиса. На это г-н Греф ответил туманным рассуждением, что если во всем мире нет бананов, то в Африке их тоже нет.

На вопрос спикера Госдумы Бориса Грызлова, как решать вопрос о компенсации тем бюджетным структурам, которые планировали закупать горюче-смазочные материалы и топочный мазут, у г-на Грефа был припасен практический рецепт. Он посоветовал бюджетникам, военным и сельхозпроизводителям заключать фьючерсные контракты на нефтепродукты в начале года, как это сделали уже 11 губернаторов, в чьих регионах роста цен не наблюдается. Регионы при этом, правда, названы не были, зато министр уверил, что с нефтяниками уже есть предварительная договоренность о фьючерсных контрактах.

Депутаты выступлением министра оказались явно не удовлетворены. После того как г-н Греф сказал, что удвоение ВВП до 2010 года -- "задача малореальная", спикер Грызлов заявил, что Госдума настаивает на выполнении этой задачи. И если расчеты МЭРТ не позволяют выйти на эту цифру, надо задействовать другие рычаги и механизмы. Какими именно рычагами и механизмами поднимать экономический рост, спикер не сказал. А если МЭРТ не в состоянии стабилизировать цены на ГСМ, рабочая группа Думы угрожает сформировать предложения по контролю за топливными ценами.

Выступающие по "приватизационной" части особых секретов депутатам не открыли. Судя по выступлению главы Федерального агентства по управлению госимуществом Валерия Назарова, проблемы у него все те же: затруднения с продажей неликвидного имущества и затянутые сроки реализации объектов. 50% государственного имущества по-прежнему не находит покупателя, а средний срок приватизации имущества не менее полутора лет. "Главное не быстро продать, а продать с выгодой для государства", -- продолжил тему Юрий Петров, и.о. председателя Российского фонда федерального имущества -- ведомства, непосредственно занимающегося реализацией приватизируемых госактивов. Тем не менее приватизационная программа, по его словам, в этом году не отстает от графика: четверть имущества, запланированного к приватизации, продано, половина -- оценена и готова к продаже и четверть еще не оценена.

Как обстоит в стране дело с недвижимым имуществом, депутатам рассказал глава "Роснедвижимости" Михаил Мишустин. Он сообщил, что незадолго до заседания Думы стало известно: премьер Михаил Фрадков подписал целевую программу о создании единого кадастра объектов недвижимости до 2011 года. По словам г-на Мишустина, к новому году будет завершена кадастровая оценка всех земель, подпадающих под налогообложение, на сегодняшний же день оценен 81% земель. Причем в процессе кадастровой переписи земли выяснилось, что объектов недвижимости в стране значительно больше, чем представлялось ранее. Если в начале года у "Роснедвижимости" были данные о 32 млн участках, то к сегодняшнему дню выявилось еще 10 млн.

Г-н Мишустин пообещал, что уже через три месяца в Интернете будет выставлена кадастровая стоимость всех земель в России и каждый желающий, узнав стоимость своего участка, сможет приблизительно подсчитать, во сколько ему обойдется земельный налог. "Трудно назвать усредненную цифру кадастровой стоимости земли, по регионам этот показатель варьируется от 3 до 15 тыс. руб. за сотку, но учитывая, что граждане будут платить налог на землю в размере 0,3%, налог для них составит около 50--70 руб. в год", -- пояснил чиновник. Депутатов заинтересовало, как "Роснедвижимость" намерена сближать рыночную стоимость земли с кадастровой. "Со временем разница между этими показателями постепенно будет нивелироваться, мы нарабатываем практику по адекватной оценке недвижимости для целей налогообложения, к тому же гарантией от занижения стоимости может служить и то, что кадастровая стоимость утверждается по согласованию с руководством субъекта федерации", -- сказал г-н Мишустин.

Ирина СКЛЯРОВА

Четвертое представление

Алексей Кудрин прочитал сенаторам лекцию о бюджете

В среду в Москве прошли четвертые парламентские слушания "О прогнозе социально-экономического развития России до 2008 года и параметрах проекта бюджета на 2006 год". Министр финансов Алексей Кудрин так обстоятельно, по-профессорски, рассказал присутствующим о своих представлениях о будущем, что вопросов у них почти не возникло. Такое согласие позволило министру уверить журналистов, что обе палаты парламента поддержат основные параметры проекта бюджета на 2006 год, которые выносятся на первое чтение в Госдуме 22 сентября.

Последнее, четвертое представление правительством бюджета сенаторам, которых в зале было большинство, сенсаций не содержало. О том, что депутаты Госдумы бюджет одобрят, еще накануне сообщил глава парламентского большинства и спикер Госдумы Борис Грызлов. Так что на этом этапе представители правительства предпочли просто рассказать, что и как они намерены потратить в следующем году.

По мнению Алексея Кудрина, новый бюджет смело можно назвать "бюджетом развития", потому что при его формировании специалисты исходили из стабильности макроэкономической системы. Благодаря этой прогнозируемой стабильности бюджет стал частью трехлетнего плана развития экономики. Вторым фактором, внушающим правительству оптимизм, стало снижение налогов в 2006 году, а также введение земельного налога. "Это революция со времен Столыпина. Теперь субъекты федерации поймут, что земля -- кормилица в прямом смысле слова, -- мягко убеждал глава Минфина представителей регионов. -- Многие предприятия узнают цену земле. Некоторые поймут, что для производства своей продукции не могут использовать дорогую землю в центре Москвы".

Название "бюджет развития", по мнению министра финансов, оправдывает также наличие в нем федеральных целевых программ и Инвестиционного фонда (против него г-н Кудрин решительно выступал, пока идею не одобрил президент). Впервые отдельно из федерального бюджета будет поддерживаться региональная инвестиционная деятельность. Причем субъекты будут сами выбирать, во что им инвестировать -- в ЖКХ, здравоохранение или образование. Алексей Кудрин рассказал, что в течение ближайших лет предполагаются значительные инвестиции в "человеческий капитал" -- в образование и здравоохранение.

Сопровождая свою речь демонстрацией таблиц и диаграмм, глава Минфина объяснил, как его ведомство собирается сдерживать инфляцию. "Переход к низкоинфляционной экономике провозгласил президент и уже поддержал Борис Грызлов", -- сообщил он и упрекнул "некоторых политиков", считающих, что вложения в инвестиционные проекты не провоцируют инфляцию. Правда, в 2006 году впервые за последние годы расходы государства вырастут, а доходы упадут. Но с этим министр обещал справиться. И скрасил эффект от своих сомнений рассказом о планах повышения заработной платы бюджетникам.

Сенаторов такая благостная картина явно убаюкивала. Но не всех. Ведущий слушаний глава комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин заметил стоящему за трибуной министру, что денег, выделенных на повышение заработных плат российским врачам, может не хватить. "Число врачей, имеющих право претендовать на обещанное президентом повышение зарплаты, значительно превышает 60 тыс., указанных в проекте бюджета на 2006 год", -- сообщил сенатор. Алексей Кудрин не был склонен к спорам и предпочел промолчать. "Ну, это неважно, -- согласился г-н Бушмин и под хохот зала добавил: -- Мы всегда расходимся в цифрах с правительством, это значит, что нужно еще раз попытаться их согласовать". Глава Минфина не возразил и на это и уехал на встречу к премьеру Фрадкову.

Некоторых сенаторов волновали не такие тонкие материи, как инфляция или поддержание экспорта, -- им показалось, что правительство опять совсем не подумало про дорожное строительство и сельское хозяйство. В частности, по данным Совфеда, объем субсидий бюджетам регионов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в бюджете 2006 года на 10% ниже в сопоставимых ценах прошлого года. Но выступавшему после главы Минфина заместителю министра экономического развития Андрею Шаронову вопросов решили не задавать. Он вообще оказался вчера в невыгодном положении -- после часового доклада г-на Кудрина слушатели потянулись к столам с кофе.

Уже в полупустом зале аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд вопрошал, почему правительство опять формирует бюджет с нарушениями Бюджетного кодекса? Рассказал, что Счетная палата не может подтвердить предоставленный график погашения внешнего долга, упрекнул министерства в недостаточной прозрачности и мотивированности действий. Глава Минфина к этому времени уже покинул зал заседаний и критики Счетной палаты не услышал. Правда, г-н Горегляд оговорился вначале своего выступления, что эта критика все равно будет традиционной.

Дарья ГУСЕВА

Российские взятки от Siemens

В Германии официально разрешалось подкупать иностранных деловых партнеров

В концерне Siemens назревает громкий скандал, связанный с дачей его сотрудниками взяток в России. Об этом вчера сообщил журнал Stern, который в качестве источника привел свидетельские высказывания бывшего руководителя концерна по сбыту Сэма Цехмана. Он утверждает, что был одним из ответственных лиц за продажу в России медицинской техники производства Siemens, и под присягой заявил, что регулярно получал от концерна до апреля 2000 года крупные суммы наличных для подкупа российских партнеров. Эти деньги, как следует из признаний г-на Цехмана, предназначались для российских чиновников (их имена он не сообщил), и суммы взяток порой достигали миллиона долларов. В Siemens уже началось расследование инцидента, параллельно это дело изучает прокуратора.

Договор на поставку медицинской техники на сумму в 28,2 млн евро был подписан с Институтом им. Бурденко в Москве. Для того, чтобы реализовать этот проект, концерном было запланировано 7 млн евро на взятки для российских чиновников, причастных к подписанию этого договора. Как сообщает Stern со ссылкой на г-на Цехмана, в 2003 году он проинформировал об этом "по телефону и письменно" тогдашнего председателя правления Siemens Хайнриха фон Пирера.

Это уже не первое сообщение о коррупции со стороны представителей Siemens, работающих в России. Весной этого года выходящая в Мюнхене ежедневная газета Sueddeutsche Zeitung рассказала о бывшем немецком менеджере концерна Siemens Петере Зипосе, объявившем в здании штаб-квартиры концерна голодовку в знак протеста против "обмана и подкупа на Siemens AG". Г-н Зипос работал от концерна в России и утверждал, что сотрудники и деловые партнеры не раз сообщали ему о специфической деятельности компании в этой стране с помощью подкупа и взяток.

Мюнхенская прокуратура, по данным СМИ, начала параллельное расследование обоих случаев взяткодательства. Это вызвано во многом тем обстоятельством, что заключенные компанией Siemens с Россией договора были гарантированы федеральным правительством Германии через общество кредитного страхования Hermes, и разбирательство грозит вылиться в громкий политический скандал.

Впрочем, во всей этой истории существует одно обстоятельство, благодаря которому Siemens вполне удастся "отмыться" от существенной порции предъявленных ему претензий по части коррупции. Ведь вплоть до начала 1999 года в Германии совершенно официально со стороны высоких государственных инстанций существовало разрешение частным компаниям, работающим за рубежом, выплачивать взятки иностранным партнерам. Более того, такие компании имели право формировать на эти цели отдельные бюджеты. Произведенные "расходы", которые, понятно, не подтверждались никакими документами, даже разрешалось списывать при подаче финансовых отчетов в налоговое ведомство. Какие суммы взяток реально доходили до иностранных "господ подкупаемых", а сколько из них прилипало к рукам "господ подкупавших", немецкие налоговые органы абсолютно не интересовало.

Юрий ШПАКОВ, Берлин

Газовая война в Германии

Антимонопольное ведомство ФРГ предъявило ультиматум пятнадцати энергетическим компаниям

Президент немецкого федерального ведомства по надзору за деятельностью картелей Ульф Беге сдержал свое слово и вчера объявил газовым компаниям свой ультиматум: он потребовал от них до 21 сентября фактически отменить долгосрочные договоры, заключенные между предприятиями -- импортерами природного газа и оптовыми региональными фирмами-распределителями. Под ультиматум попали 15 предприятий газовой отрасли Германии, у которых действует несколько сотен договоров. С точки зрения г-на Беге, снижения цен на топливо в Германии можно добиться вверенными ему административными методами -- стоит лишь заинтересованным фирмам-партнерам запретить строить свои отношения на долгосрочной основе.

Сложившиеся в течение десятилетий в газовом секторе взаимоотношения между участниками всей кооперационной цепочки -- добыча, транспортировка природного газа на дальние расстояния и доставка его конечным потребителям -- напротив, основаны на гарантии стабильности работы всех сторон. Ведь газовый сектор живет и развивается благодаря порой миллиардным инвестициям. Производителям газа, например российскому "Газпрому", необходимы гарантии, что добытый в Сибири природный газ будет закуплен Германией в законтрактованных объемах -- вне зависимости от текущего спроса на газ в этой стране. Крупнейший импортер российского газа и лидер газового рынка в Германии -- компания E.ON Ruhrgas из Эссена -- закупает у россиян объемы в соответствии с долгосрочными договорами, срок действия которых исчисляется порой двумя-тремя десятилетиями. Такие же договоры существуют у E.ON Ruhrgas и других импортеров с оптовиками, через которых газ поступает к конечным потребителям.

Г-н Беге считает подобную привязку монополизмом, благодаря которому цена на газ в Германии неизменно ползет вверх. Из-за долгосрочных договоров, уверен г-н Беге, крупные компании "привязывают" к себе партнеров-оптовиков на 10, 15, а то и 25 лет вперед, и у компаний-новичков, которые готовы выставить на продажу по более низкой цене свои объемы газа, не остается шансов, чтобы занять свое место на рынке. Для противодействия этому явлению глава антимонопольного ведомства потребовал ограничить срок действия внутригерманских договоров на поставки газа до двух--четырех лет. Противники такого подхода возражают: газовый рынок является стратегическим сектором, обеспечивающим энергетическую безопасность страны. А спотовые сделки по купле-продаже газа несут риски: новые "компании-однодневки" не могут быть полноценными гарантами инвестиций на многие годы вперед.

Правление E.ON Ruhrgas еще в начале недели изложило свою позицию в отношении намерений государственных чиновников-антимонополистов. Глава правления Буркхард Бергманн назвал "радикальной" позицию г-на Беге, который "вторгается в свободу договоров". Г-н Бергманн особо подчеркнул в одном из недавних интервью, что если антимонопольное ведомство будет настаивать на своей позиции, то тем самым оно "спровоцирует" судебное разбирательство. На это ведомство г-на Беге недвусмысленно дало понять, что оно не намерено идти в этом вопросе на компромиссы. "Процесс переговоров дошел до крайней точки", -- заявил главный немецкий борец с монополизмом. Он подчеркнул, что теперь все будет зависеть от позиции E.ON Ruhrgas: ведь другие предприятия отрасли присматриваются к позиции лидера газового рынка.

Официальный представитель E.ON Ruhrgas в Эссене вчера заявила "Времени новостей", что и после предъявления ультиматума позиция предприятия, изложенная в начале недели г-ном Бергманном, в полной мере сохраняется. "До 21 сентября мы будем продолжать попытки урегулирования наших разногласий с ведомством г-на Ульфа Беге путем переговоров. Если это не приведет нас к ожидаемому результату, то сразу же по истечении срока, указанного в письме антимонопольного ведомства, E.ON Ruhrgas объявит о своей официальной позиции в данной спорной ситуации", -- сказала она.

Юрий ШПАКОВ, Берлин


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное