Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 1 сентября, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

Пароль без отзыва

Кабинет министров подвел итоги полугодия

Премьер Михаил Фрадков продолжает находиться в неустанных поисках источников экономического роста. Но его кабинет то ли не хочет, то ли не понимает его призывов делать все возможное и невозможное для удвоения ВВП к 2010 году по заветам президента.

"Не создалось впечатление, что эта идея овладела массами руководителей", - посетовал премьер на вчерашнем заседании правительства. "Тема удвоения ВВП, если хотите, - это некий пароль, произнося который мы выходим на ту территорию, где можно и нужно искать факторы экономического роста, - заявил он. - Образно говоря, эта территория складывается из территории России, туда и нужно выходить и искать ответы на вопросы".

"Массы" подчиненных премьера за овальным столом в Белом доме пароль давно выучили наизусть, но пока он им не помогает в походе по России в поисках способа вожделенного удвоения. Подведение итогов исполнения бюджета за первое полугодие в очередной раз породило дискуссию, что денег в стране в избытке, однако никакого толку от них для экономики нет. Вице-президент РАН Александр Никепелов жестко раскритиковал министра финансов Алексея Кудрина за стабилизационный фонд. Он считает, что это - фантастическое изъятие денег из экономики, что в таких масштабах это очень вредно и следует больше средств тратить на инвестиции. Г-н Кудрин дал академику отпор. Он воззвал к опыту других стран. Заявил, что там власти действуют куда жестче, чем российские. "В Норвегии средства стабфонда никуда не тратятся, а если и вкладываются, то в голубые фишки, в том числе и русские", - пояснил главный финансист. Он решительно не согласился с оценкой стабфонда, как "фантастического изъятия из экономики денег". На премьер-министра слова главного финансиста, как обычно, не произвели должного эффекта. "Эту дискуссию следует продолжить, - сказал г-н Фрадков, - и не ограничиваться одними финансовыми органами". Показав этим, что он готов слушать академиков.

Министра финансов, тем временем, больше беспокоит не стабфонд (на нем пока "вето" президента и потому не страшно), а то, что в бюджете за полгода скопилось довольно приличное количество не использованных средств - 164 млрд рублей. Виноваты практически все министры, которые так и не научились планировать расходы. Что грозит очередным витком инфляции в конце года, когда все бюджетополучатели побегут срочно тратить деньги.

Горячую поддержку премьера главный финансист нашел, говоря о проблемах контроля над использованием бюджетных средств. "Прошу уделить этому особое внимание, - потребовал г-н Фрадков. - Обещаю, я сам, лично буду этим заниматься. Будет выстроена система бюджетного контроля, и мы будем строго спрашивать. Жизнь продиктует жесткость". На его взгляд, "без этого идея дополнительного бюджетного финансирования может быть скомпрометирована". Премьер предложил навалиться на проблему всем миром контролирующих структур. Вспомнил про Счетную палату и даже спецподразделение в МВД по контролю за использованием бюджетных средств.

В целом же итоги полугодия показались членам кабинета вполне удовлетворительными. Доходы за этот период превзошли на 5% прошлогодние и составили 25,6% ВВП Расходы - 15,5% ВВП. Профицит - 10,1% ВВП. По словам г-на Кудрина, прирост доходов федерального бюджета в реальном выражении (даже без учета денег ЮКОСа) будет самым высоким за последние годы. Из "беспокоящих тенденций" главный финансист выделил проблему роста импорта. Импорт за полгода вырос на 27,6%. В то время, как рост промышленного производства остается на стабильно низком уровне - 4%.

Однако песимизм Алексея Кудрина, назвавшего макроэкономические итоги первого полугодия самыми слабыми за последние три года, правительство, похоже, не разделило. ВВП хоть и не удваивается, но растет. И на том спасибо.

Вера КУЗНЕЦОВА

Размер имеет значение

"Росстат" сравнил нашу экономику не с теми странами

Несмотря на стремление правительства ускорить экономический рост и выйти на траекторию удвоения ВВП, макроэкономические показатели ухудшаются. По итогам первых шести месяцев 2005 года они оказались самыми низкими за последние три года. Такое нерадостное признание сделал вчера в ходе заседания правительства министр финансов Алексей Кудрин. Рост ВВП, по его словам, составил в первом полугодии лишь 5,6% (последний раз такой показатель был зафиксирован в 2002 году. В первом полугодии 2004 года ВВП увеличился на 7,7%). Зато "Росстат" прилагает усилия, чтобы эта статистика смотрелась более оптимистично.

Если сравнивать российскую экономику с самой российской экономикой, картина действительно не слишком приятная. Промышленное производство, по данным "Росстата", выросло на 4,1% против 7,2% за этот же период прошлого года, денежные доходы населения -- на 8,3% (первое полугодие 2004 года -- на 9,1%), инвестиции в основной капитал -- на 9,7% (12,1%). Иностранных инвестиций поступило в Россию в первом полугодии 16,5 млрд долл., то есть на 13,1% меньше, чем в первом полугодии 2004 года.

Министерство экономического развития еще в начале августа объяснило причины этого. В ведомстве Германа Грефа считают, что замедление динамики ВВП обусловлено снижением темпов роста внешнего спроса (экспорта, прежде всего нефти) и инвестиционной активности. Чиновники министерства уверены также, что дело не только в тенденции замедления роста нефтяного сектора, но и в том, что нефтедоллары изымаются в стабилизационный фонд и не идут на развитие экономики. С другой стороны, сама экономика не может эффективно "переварить" дополнительные экспортные доходы. Это, по мнению МЭРТ, подтверждается высоким уровнем оттока частного капитала (объем вывоза частного капитала увеличился в первом полугодии до 32 млрд долл. по сравнению с 24,5 млрд долл. в первом полугодии прошлого года).

При этом МЭРТ не указывает среди причин замедления роста экономики ухудшение бизнес-климата в России. Напротив, чиновники отмечают активность правительства в области улучшения инвестиционных возможностей. Однако многие экономисты, например, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин и главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков, считают по-другому. По словам г-на Ясина, агрессивные действия властей по отношению к бизнесу стоят экономике 2% роста в год (см. "Время новостей" от 30 августа). А г-н Гавриленков полагает, что у России есть все возможности для того, чтобы расти так же, как Китай (по итогам 2004 года и в первом квартале 2005 рост ВВП -- 9,5%).

Вчера "Росстат" нашел способ подсластить пилюлю -- сравнил темпы нашего роста с ведущими мировыми экономиками. Он опубликовал данные, согласно которым Россия по темпам роста ВВП существенно опережает развитые страны. Так, в I квартале экономика Великобритании выросла на 2,7% (в России -- на 5,2%), Канады -- на 3,3%, США -- на 2,8%, Франции -- на 1,9%. Японии -- на 0,8%, Италии -- на 0,2%. В Германии объем ВВП вообще снизился на 0,3%. Впрочем, сравнивать Россию с этими странами, как считает старший экономист финансовой корпорации "Уралсиб" Владимир Тихомиров, мягко говоря, не вполне корректно. "По уровню экономического развития, экономической активности, ВВП, в том числе на душу населения, мы существенно отстаем. Чем больше развита экономика, тем меньше темпы роста", -- сказал он "Времени новостей". Именно по этой причине так же некорректно сравнивать экономику России с другими странами СНГ. Россия экономически мощнее каждой из них, да и размер страны имеет значение. "Чем меньше страна, тем она более управляема, тем легче добиться в ней ускорения темпов роста", -- отмечает г-н Тихомиров. Между тем, по данным статкомитета СНГ, среди десяти стран Содружества (данные не предоставили Туркмения и Узбекистан) Россия по темпам роста в первом полугодии с 5,6% находится на скромном восьмом месте. В лидерах ходят Азербайджан -- 16,5%. Армения -- 10,2%, Казахстан -- 9,1% ("Росстат", правда, отмечает, что это данные I квартала). Далее следуют Белоруссия -- 8,9%, Молдавия -- 8,2% (также данные I квартала), Таджикистан -- 8,1%. Вслед за Россией обосновались Украина -- 4,0% и Киргизия -- 2,4%.

Как считает г-н Тихомиров, есть три страны, с которыми Россию в плане макроэкономических показателей сравнивать более или менее корректно. Это Китай, Бразилия и Мексика. Если до Китая мы явно не дотягиваем, то на фоне Бразилии и Мексики выглядим вполне прилично. Экономика Бразилии выросла в первом полугодии на 3,1%, а Мексики (данные, правда, по I кварталу) -- на 2,4%.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Красная карточка

Налоговики хотят дисквалифицировать создателей фирм-однодневок

Арсенал орудий налоговой службы, с помощью которых она выявляет нечестных плательщиков, пополнился неожиданной находкой. Как заявил вчера представитель Федеральной налоговой службы, его ведомство начало использовать дисквалификацию граждан для борьбы с фирмами-однодневками. Если при регистрации фирмы человека уличают в предоставлении заведомо ложных сведений, он может быть лишен права занимать руководящие должности в исполнительных органах компаний.

Как заявила вчера агентству Интерфакс-АФИ руководитель управления международного сотрудничества и обмена информацией ФНС Елена Толгская, в связи с тем, что нередко в регистрирующие органы представляются заведомо ложные сведения о юридических лицах, налоговая служба приступила к реализации части 4 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях. В этой части кодекс устанавливает ответственность за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Одной из мер наказания является дисквалификация гражданина на срок до трех лет. По словам г-жи Толгской, первые случаи дисквалификации уже зафиксированы в Москве и Ростовской области. Оба раза дисквалификация выражалась в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления компании, входить в совет директоров или наблюдательный совет и осуществлять управление компанией.

Дисквалификация назначается только судом, подчеркнула представитель ФНС. Эта мера применяется к гражданам за указание недостоверных сведений о месте нахождения организации, о размере и составе вкладов в уставный капитал, об учредителях, видах экономической деятельности, а также в некоторых других случаях. Такая практика весьма активно применяется за рубежом.

Юристы не сомневаются в том, что возможно широкое применение дисквалификации по отношению к гражданам. "Идентичная ситуация складывается, когда вы заполняете анкеты и скрываете свою судимость, -- пояснил "Времени новостей" управляющий партнер московской коллегии адвокатов "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. -- Если суд вас дисквалифицировал, это означает, что вынесен судебный акт, по которому вы не имеете права совершать определенные действия. Если же вы эти действия все-таки совершите, то впредь вы привлекаетесь уже к уголовной ответственности за злостное неисполнение судебного акта". В том, что эта норма только недавно нашла применение, нет ничего удивительного, считает г-н Тутыхин. Неработающих норм в КоАП много, одна из них, к примеру, о санкциях за непредоставление информации инвесторам. Практически ни одна крупная компания не предоставляет информацию о состоянии дел миноритарному акционеру, но никто за это не был осужден. "Другое дело, что этот метод будет подхвачен рейдерами, -- говорит эксперт, -- дисквалификация очень эффективная технология корпоративных войн, можно добиться перевеса в совете директоров или сместить невыгодного гендиректора, быстренько подав в суд на его дисквалификацию". Найти причину для этого очень легко -- достаточно, чтобы при очередном внесении изменений в данные единого госреестра директор допустил чисто техническую ошибку.

Ирина СКЛЯРОВА

Норма электричества

Минэкономразвития придумало, как заставить население еще больше платить за свет

Минэкономразвития разработало проект правительственного постановления, которое меняет для населения порядок оплаты электроэнергии, и предлагает ввести его уже с нового года. Вчера на интернет-сайте Федеральной службы по тарифам (ФСТ, входит в состав МЭРТ) был размещен текст этого проекта, сопровождаемый пояснительной запиской замминистра экономразвития Андрея Шаронова. Из этих документов следует, что по низким гостарифам предлагается разрешить оплачивать только определенную часть потребляемой энергии (она будет устанавливаться региональными властями). Чиновники и РАО "ЕЭС России" поддерживают такую идею. А эксперты полагают, что подобная система работать не будет, ибо люди попросту перестанут платить за резко подорожавшее электричество.

Идея ввести социальные нормы потребления электроэнергии принадлежит Владимиру Яковлеву, который после перевода из Санкт-Петербурга в Москву занимал пост вице-премьера, курирующего ЖКХ. Ему было поручено ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике, при котором высокие тарифы для промышленных предприятий фактически дотируют низкие тарифы для населения. Однако, похоже, тогда ничего в этом направлении так и не было сделано: другие чиновники не могли придумать механизма осуществления этой идеи, да и особого желания заниматься этой работой, которая неминуемо приведет к такой непопулярной мере, как рост тарифов, ни у кого не было. В этом году к этой теме вернулся Анатолий Чубайс: на годовом собрании акционеров РАО "ЕЭС" в июне он заявил, что уже прорабатывает механизм введения социальной нормы. "Мы предлагаем ввести зафиксированную норму потребления киловатт-часов для каждой семьи, в рамках которой оставить низкие цены на электроэнергию. Это социальная защита незащищенных. Богатые потребляют больше, а бедные меньше", -- сказал он тогда. По его словам, вопрос о социальной норме обсуждался в Минэкономразвития, и "реакция была позитивной".

На следующий день он немного пояснил, что имел в виду: "Мы выработали предложение, суть которого проста -- предлагается ввести для семейного потребления норму, лимитирующую объем потребления в киловатт-часах, в которой мы сохраним низкий тариф. Тариф выше этой нормы будет адекватным. В пределах этой нормы тариф будет дотированным. Скоро мы это предложение проработаем, просчитаем и представим".

Как пояснили вчера в РАО, предлагается установить социальную норму не менее чем 100 кВт ч в месяц на квартиру. Это, по мнению энергетиков, позволит социально защитить тех людей, которые не могут много платить за электричество. При этом по статистике в среднем в месяц российская семья за электроэнергию платит не более 1-2% семейного бюджета.

В проекте постановления правительства, которое г-н Шаронов предлагает согласовать заинтересованным чиновникам, цифр нет. Зато подробно разъясняется, что такое социальная норма и как ее рассчитать. Для начала определяется объем среднего в муниципальном образовании потребления электроэнергии одним человеком в месяц. Затем он умножается на число проживающих в квартире плюс один человек. Получается социальная норма в киловатт-часах. Стоимость этих киловатт-часов устанавливается региональными энергетическими комиссиями в пределах коридора, который определила ФСТ.

А вот объем энергии, который потребляется сверх социальной нормы, предлагается оплачивать по экономически обоснованным тарифам, которые сейчас во многих регионах значительно выше тех, по которым платит население. При этом в пояснительной записке г-на Шаронова есть весьма странная фраза: "В целях минимизации негативного влияния роста тарифов на уровень жизни населения предполагается постепенное доведение тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в пределах социальной нормы потребления, до экономически обоснованного уровня". Иными словами, тарифы в рамках социальной нормы будут ежегодно увеличиваться -- до тех пор, пока не сравняются с себестоимостью энергии, умноженной на определенную государством рентабельность энергокомпаний.

Все эти меры, полагает г-н Шаронов, "создадут условия для стимулирования энергосбережения". В целом с ним согласны и в Минпромэнерго, за исключением лишь принципов расчета социальной нормы (в ведомстве Виктора Христенко полагают, что должна быть "федеральная" цифра нормы, а для каждого региона введены повышающие или понижающие коэффициенты).

Между тем эксперты считают, что добиться какого-либо положительного эффекта от введения социальной нормы не удастся. Президент Института энергетической политики Владимир Милов говорит, что в 90-х и в начале 2000-х гг. в некоторых регионах уже проводились эксперименты по введению таких норм, и они с треском провалились. "Везде население само выписывает себе счет на оплату электроэнергии, -- говорит он. -- И люди, потребляющие большой объем энергии, попросту стали выписывать себе счета, в которых укладывались в социальную норму. А администрировать, кто сколько платит, и потом отлавливать неплательщиков -- бессмысленно и неэффективно".

Правительство, продолжает он, решилось на такой шаг от безысходности: "Нужно просто повышать тарифы, но по политическим причинам этого никто не даст сделать. Вот и выдумаются какие-то механизмы. И хотя идея неплохая, она идеализированна, а потому нереализуема".

В РАО на это замечают, что есть риск неоплаты, но, по мнению представителя энергохолдинга, он не выше, чем сейчас: "Ничто и сейчас не мешает недобросовестному гражданину выписать счет на меньшую сумму. Но у нас работает система контроля, и мы выявляем таких неплательщиков и боремся с ними". Впрочем, учитывая, что тарифы на электроэнергию в ближайшее время будут расти гораздо быстрее, чем до сих пор, все же резонно прогнозировать увеличение числа неплательщиков. Этот факт в РАО оставили без комментариев.

Другие эксперты, в частности, бывший глава Федеральной энергетической комиссии (предшественницы ФСТ) Георгий Кутовой говорил "Времени новостей", что выходом из ситуации с перекрестным субсидированием в электроэнергетике может стать только разделение населения по группам в зависимости от доходов и бюджетное субсидирование малоимущих. В бюджетах же деньги на это можно изыскать, по его мнению, только за счет социальных программ промышленных предприятий. "Надо понять: это (перекрестное субсидирование. -- Ред.) надолго, и за счет роста тарифов для населения и снижения для промышленности этого не достичь", -- отмечал он.

Получить комментарии в ФСТ и Минэкономразвития вчера не удалось.

Николай ГОРЕЛОВ

Пушкин не виноват

Дорожное строительство в России катастрофически отстает от темпов роста количества автомобилей

"Дороги в этой стране появятся лет через 500."

А.С. Пушкин. Из дневников

Автомобилей в России с каждым годом становится все больше. Причем скорость, с которой растет автопарк, бьет все прогнозы и властей, и аналитиков. По сегодняшним оценкам правительства, к концу 2008 года количество легковушек вырастет до 30 млн, грузовиков - до 300 тыс., автобусов - до 80 тыс. Примечательно, что лишь три года назад тем же правительством прогнозировались гораздо меньшие показатели (они зафиксированы в принятой кабинетом министром в 2002 году Концепции развития автомобильной промышленности России).

Однако вполне может случиться так, что всем этим легковушкам, грузовикам и автобусам грозит незавидная судьба: бесконечное простаивание в пробках, причем не только в городах, но даже и на трассах федерального значения. Развитие дорожной сети все более отстает от роста количества автомобилей. По подсчетам Министерства транспорта, за последние годы в России прирост автопарка составляет в среднем 7-10% в год. В Москве с 1998 года машин вообще стало втрое больше. На фоне такой динамики, говорил в июле в одном из интервью заместитель министра транспорта Александр Мишарин, увеличение протяженности сети автодорог "составляет всего лишь десятые доли процента". "То есть, дорог строится крайне мало, а существующая сеть уже не справляется с резко возросшей нагрузкой и интенсивностью транспортных потоков, увеличившейся в последние несколько лет на основных магистралях страны более чем в 2 раза", - сетовал чиновник.

В этой ситуации логично было бы ожидать от правительства увеличения ассигнований на дорожное строительство. Однако реакция кабинета министров, как ни покажется странным, была прямо противоположной. Если в 2000 году на дорожное хозяйство в России было потрачено из разных источников 332 млрд. рублей, то в 2005 год планировалось потратить лишь примерно 100 млрд. рублей. Высыхание финансовых потоков произошло во многом из-за того, что в 2000 году был ликвидирован Дорожный фонд, в 2001 и 2002 годах снижались ставки налога на пользование автодорогами, а с 2003 года этот налог был и вовсе упразднен. Переданные в территориальные дорожные фонды компенсации в виде акцизов ожидаемых результатов не принесли. В прошлом году с учетом ассигнований бюджетов субъектов Федерации объем финансирования дорожного хозяйства составил менее 1,3% ВВП, тогда как в 2000 году - около 2,9% ВВП.

Нормальный же уровень финансирования, как считает глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Олег Белозеров, должен быть на уровне 4% ВВП. Именно столько средств выделяется, например, в Италии и Финляндии (в Великобритании и Франции - более 3,5% ВВП). Нетрудно подсчитать, что в России при прогнозируемом на 2005 год объеме ВВП в 21 трлн рублей расходы на дорожную отрасль должны составить 840 млрд рублей. Как говориться, почувствуйте разницу. Правда, в этом году правительство одумалось и добавило к выделенным из федерального бюджета 23 млрд еще 16 млрд рублей из дополнительных доходов. На будущий год бюджетные ассигнования на дорожную отрасль должны составить 43 млрд руб. Но, понятно, что это совсем не те деньги, которые позволят в разумные сроки привести российскую дорожную сеть в порядок.

Впрочем, сегодня кабинет министров, похоже, больше рассчитывает не на собственные ресурсы, а на деньги частных инвесторов. Разработаны планы строительства ряда платных дорог на основе частно-государственного партнерства (дорожники рассчитывают, что госдоля будет взята в инвестиционном фонде). Наиболее крупные проекты - дорога Москва-Петербург, реконструкция Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области. Однако, по расчетам Росавтодора, доля платных трасс составит всего 2-4%, поскольку инвестору будет выгодно строить такие дороги только на тех направлениях, на которых есть гарантированный растущий платежеспособный спрос.

Между тем при всех проблемах с финансированием с недоумением воспринимаешь состояние главных дорог страны - трасс федерального значения. По данным Минтранса, сегодня почти 60% федеральных дорог не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям. Примерно треть нуждается в серьезной модернизации и реконструкции. Также треть федеральных трасс (13 тыс. км) работает в режиме перегрузки. Кажется, могли бы поднапрячься, выделить эти дороги не на словах, а на деле в качестве приоритетных и финансировать в полном объеме. Бюджет сегодня позволяет это сделать. Таких трасс всего 5,2% от общей протяженности автодорог страны, но при этом на них приходится почти половина всей транспортной работы (грузооборота и пассажирооборота), практически 100% транспортной работы, связанной с обслуживанием внешнеторгового оборота. Тем более, что именно эти магистрали предполагается задействовать при реализации проектов международных транспортных коридоров. Сейчас же эти трассы таковы, что иностранцы просто бояться по ним ездить.

Например, магистраль М4 "Дон". Она протянулась примерно на полторы тысячи километров от Москвы через Воронеж и Ростов-на-Дону до Новороссийска. Вероятно, для многих впервые проезжающих по этой трассе автолюбителей станет открытием, что сотни километров этой федеральной "автомагистрали" имеют по одной полосе в каждую сторону. Конечно, реконструкция идет. В Московской, части Тульской области дорога добротная, четырехполосная (по две полосы в каждую сторону), причем с разделительными заграждениями или широкой разграничительной полосой. Под Воронежем и Ростовом, близ Богучара-- тоже. Есть еще ряд участков, которыми дорожники по праву могут гордиться. Функционирует даже примерно 20-километровый отрезок платной дороги. За 10 рублей (с грузовиков и автобусов берут больше) познаешь все прелести качественной трассы.

Однако, глядя на масштабы продолжающейся реконструкции после впечатляющих картин дорожного строительства в Москве (МКАД, Третье транспортное кольцо, отрезок Киевского шоссе до аэропорта "Внуково"), кажется, что М4 станет четырехполосной на всех своем протяжении не раньше, чем лет через 20-30. Притом, что как говорят в Росавтодоре, трассе "Дон" наряду со строительством ряда других объектов дорожной инфраструктуры (например, кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга и трассы Чита-Хабаровск) "уделяется особое внимание".

Грузоперевозки по такой дороге с часто возникающими заторами (достаточно вспомнить февраль этого года, когда из-за обильного снегопада в пробке на границе Воронежской и Ростовской областей несколько дней простояли более 300 машин) портят нервы и транспортникам, и их клиентам, а кто-то возможно несет и прямые убытки из-за испортившейся плодоовощной продукции, срыва сроков поставки и т.д. Однако главной проблемой является все же безопасность водителей и пассажиров при езде по таким "одноколейкам".

Не секрет, что все больше людей готовы и хотят путешествовать по стране на автомобилях. Придорожная инфраструктура для этого улучшается с каждым годом, на федеральных трассах уж точно. О канистре бензина в багажнике можно забыть. АЗС хватает. Проблема питания в дороге также давно снята. Десятки придорожных кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек. Есть и где переночевать: придорожных мотелей становится все больше. Но для приятного во всех отношения автопутешествия не хватает главного: качественной и потому безопасной дороги, на которой не нужно рисковать лобовым столкновением при обгоне еле-еле взбирающихся на подъем тяжелогруженных фур. Становится страшно, когда видишь, что перед тобой огромный междугородний автобус ночью на скорости 100 км в час идет по встречной полосе на обгон тяжелого грузовика. А если такая же фура, да на такой же скорости из-за невидимого в темноте поворота? Тогда трагедии не избежать. Конечно, можно во всем обвинить водителей. Но кому охота тащиться десятки километров за фурой там, где обгон по правилам разрешен, но тем не менее чрезвычайно опасен из-за сложной дорожной ситуации и разбитого дорожного покрытия.

По данным статистики, в последние 10 лет на дорогах страны погибли свыше 300 тыс человек (!). Каждое пятое дорожно-транспортное происшествие, как считают в ГАИ, происходит именно из-за плохого качества дорог. Например, в прошлом году, подсчитали в ГАИ, примерно 2 тыс. дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями случились из-за отсутствия разделительных заграждений встречных полос. То есть, при обгонах. Статистика этого года также будет безрадостной. Буквально на днях на той же трассе "Дон" в Краснодарском крае погибли четыре человека, еще пятеро были ранены. Ночью столкнулись лоб в лоб "Волга" и автобус. А в начале августа уже на трассе в Курганской области автобус с германскими туристами столкнулся с грузовиком. В результате 10 погибших. Согласно сводке ГИБДД, в условиях плохой видимости грузовик выехал на встречную полосу. Понятно, что на четырехполосной дороге этих трагедий не случилось бы.

Безусловно, строительство дорог в России (да и не только в России) всегда сопровождается разного рода нарушениями, связанными главным образом с излишним рвением дорожников в расходовании бюджетных средств, что выражается в завышении сметной стоимости работ, хищении бюджетных средств, коррупции и т.д. Однако вряд ли стремление Миниестерства финансов сохранить в неприкосновенности бюджетные деньги может быть серьезным сдерживающим фактором для развития в стране транспортной инфраструктуры. В конечном счете, транспортный коллапс, рост количества погибших на дорогах вряд ли можно будет оправдать борьбой с коррупцией. А для контроля за рациональным использованием денег казны существуют соответствующие структуры, и, как говорится, специально обученные люди. (Кстати, вчера на заседании кабинета министров Михаил Фрадков призвал правительство жесче контролировать использование бюджетных средств, заявив, что впредь будет лично проверять, как расходуются деньги казны).

Дело за малым: Минтранс, Росавтодор вместе с грузоперевозчиками, владельцами автобусных компаний, простыми автолюбителями и автотуристами (автотуризм, кстати, многим странам приносит неплохие доходы, дает толчок к развитию придорожной инфраструктуры, малого бизнеса) должны попробовать доказать членам правительства, что на дороги, по крайней мере, федерального значения нужно выделять гораздо больше денег. Неплохо было бы наряду с задачами удвоения ВВП и снижения бедности выдвинуть еще одну: скажем, к 2015 году все федеральные автодороги перевести на четырехполосное движение.

Думается, есть лишь один наиболее действенный способ подвигнуть членов правительства, главным образом, конечно, министра финансов к пересмотру своего отношения к строительству и реконструкции автодорог. Надо его уговорить проехать за рулем автомобиля по одной из федеральных трасс, например, по той же М4 "Дон". Можно не сомневаться, что министр поймет: в цивилизованной стране таких дорог общегосударственного значения быть не должно в принципе.

Михаил Воробьев

"Кошмарные формы хождения по мукам"

Правительство легализует самострой

Неожиданный сюрприз припасло правительство владельцам садовых участков, дач и гаражей. Кабинет министров на вчерашнем заседании одобрил поправки, упрощающие порядок оформления права собственности на недвижимость подобного рода. Правительственный подарок весьма своевременен: 1 января 2006 года в соответствии с новым Земельным кодексом прекращает свое действие право бессрочного пользования на землю. На все участки необходимо оформить либо право собственности, либо взять их у государства в долгосрочную аренду.

По словам премьера, процедура оформления недвижимости в собственность превращается для простых граждан в самый настоящий кошмар. Или, как образно выразился г-н Фрадков, принимает "кошмарные формы хождения по мукам". Сегодня владельцев участков в садовых товариществах "владельцами" в полном смысле слова назвать нельзя. Никаких юридических действий со своей землей они предпринять не могут-- не могут ее подать, подарить, заложить, или передать по наследству. И это явно не сочетается ни с проводимой государством политикой по замене устаревшего права "бессрочного пользования" на более современные методы распоряжения землей, ни с желанием ввести адекватное налогообложение недвижимости.

Теоретически садовый участок оформить в собственность можно, но очень сложно. Помимо высокой цены оформления документов (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов), непреодолимым препятствием зачастую становится и то, что приватизировать участок в садовом товариществе ими участками можно лишь с согласия его прочих членов. Для приватизации земли садовое товарищество, в соответствии с требованиями Земельного кодекса, обязано реорганизоваться и оформить права на так называемые земли общего пользования, лежащие между участками. Поэтому до сих пор случаи переоформления садовых участков в собственность скорее исключение, чем правило.

Оформить землю в собственность "малой кровью" удается лишь тем счастливчикам, чей участок расположен с краю и его можно безболезненно отделить забором. В таком случае администрация района может просто выдать разрешение на изменение целевого назначения участка.

На практике же при любом отчуждении участка используется довольно сложный и не дающий никаких гарантий покупателю механизм переоформления членской книжки садовода с продавца на покупателя. Подобные сделки по своей сути ничтожны, и передача имущества таким путем в любой момент может быть успешно оспорена в суде.

Новый порядок, предложенный правительством, предусматривает заявительную систему получение права собственности на землю. Ждать разрешения от местной администрации на приватизацию садового участка или гаража будет не нужно, достаточно отнести в регистрационную палату кадастровый план участка. Для особо экономных не обязательно будет оформлять недвижимость в собственность, можно будет взять ее в долгосрочную аренду, что выйдет значительно дешевле.

Легализовать можно будет и ранее построенные не зарегистрированные строения. В отношении гаражей и жилых домов, самовольным образом возведенных на участках, в течение года, до 1 января 2007 года, будет действовать упрощенный порядок проверки соответствия их градостроительным регламентам. По истечении этого срока самовольное строительство регистрироваться не будет, однако для вновь построенных объектов капитального строительства разрешительный порядок регистрации сохранится.

Пока поправки, подготовленные Министерством экономического развития и торговли, отправлены на доработку. Но в МЭРТе не сомневаются, что они будут приняты законодательной властью в окончательном виде уже в этом году.

Ирина СКЛЯРОВА


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное