Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 13 сентября, вторник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

А судьи -- никто!

Депутаты одобрили внесудебное взыскание штрафов с плательщиков

Вчера бюджетный комитет Госдумы с опережением графика рекомендовал к принятию президентский законопроект о внесудебном порядке взыскания штрафов. Если проект закона успешно пройдет все стадии обсуждения, то, минуя стадию суда, фискалы смогут взыскивать с налогоплательщиков до 50 тыс. руб. Эта мера, по мнению разработчиков законопроекта, позволит разгрузить суды, заваленные налоговыми исками. Правда, эксперты считают, что облегчение жизни судей пойдет за счет усложнения жизни налогоплательщиков.

Законопроект с длинным названием "О внесении изменений в законодательные акты в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур регулирования споров" первоначально запоздал к основному, правительственному пакету предложений по реформе налогового администрирования. Но теперь законопроект о внесудебном взыскании, судя по всему, может обогнать по времени принятия правительственный пакет. Что неудивительно: возможность без судебной волокиты применять к бизнесу штрафные санкции может серьезно улучшить и фискальную статистику, и состояние казны. Хотя и то, и другое вроде пока в порядке.

Внесудебный порядок взыскания штрафов был давней мечтой налоговых органов и судей. В прошлом году налоговые споры составили практически 60% от всех дел, рассмотренных в суде. Причем большинство из налоговых споров -- именно штрафные дела, из разряда тех, на слушании которых плательщики не присутствуют. Большей части таких плательщиков просто не сообщают о месте и времени рассмотрения дела. Поэтому слушания фактически не происходит. О факте наложения штрафа подавляющее большинство налогоплательщиков узнает не от налоговиков, а от своих банков, которые по решениям судов списывают штрафные суммы с расчетных счетов.

Если законопроект будет одобрен окончательно, налоговики и сотрудники Пенсионного фонда смогут самостоятельно взыскивать с провинившихся предприятий штрафы размером до 50 тыс. руб. В отношении индивидуальных предпринимателей порог внесудебного взыскания предполагается установить на уровне 5 тыс. руб. Одновременно существенно увеличивается и срок взыскания недоимок -- с нынешних 60 дней до года.

По словам присутствовавшего при обсуждении законопроекта на подкомитете экс-председателя Высшего арбитражного суда, а ныне представителя президента при рассмотрении законопроекта Вениамина Яковлева, во Франции и Германии до судов доходит всего 1--5% административных споров, все остальное урегулируется на стадии досудебного рассмотрения. К этому, по его словам, необходимо стремиться и России. Важно, полагает г-н Яковлева, не путать внесудебный и безакцептный (то есть бесспорный) способ взимания штрафов. При внесудебном взыскании спор как таковой присутствует, у налогоплательщика есть возможность обжаловать решение о взыскании в вышестоящем налоговом органе или арбитражном суде.

Депутаты налогового подкомитета Думы, обсуждавшие проект закона на прошлой неделе и не имевшие возможности отклонить президентскую инициативу, как водится, развлекались тем, что отыскивали в законопроекте проблемные места.

"Непонятно, как будет проходить внесудебное взыскание на практике, ведь проект закона не гарантирует, что взыскание не будет производиться за счет имущества налогоплательщика", -- отмечает депутат Геннадий Кулик. По мнению члена бюджетного комитета Госдумы Оксаны Дмитриевой, для малых предпринимателей штраф величиной даже в 5 тыс. руб. довольно значителен, учитывая, что налоговым органам наверняка трудно будет удержаться от массового использования столь простого способа работы с плательщиками. "К тому же налоговикам не придется теперь даже трудиться, собирая доказательства для предоставления их в суд", -- считает депутат Дмитриева.

С ней согласен заместитель председателя бюджетного комитета Андрей Макаров. "При введении внесудебного порядка есть большая опасность, что судебные процедуры исчезнут как таковые и по тем делам, которые незначительными по своей сути не являются, пусть даже штрафные санкции по ним не столь значительны", -- говорит он. С другой стороны, перевод части штрафов в административную плоскость можно расценивать как усиление защиты плательщика, -- считает депутат, -- ведь административное производство в отличие от налогового -- публично.

Ирина СКЛЯРОВА

Не надо грязи

Борьба с отмыванием денег отпугивает иностранных партнеров российских банков

Спустя четыре года после того, как в России начала действовать финансовая разведка, выяснилось, что борьба с отмыванием денег имеет и оборотную сторону. Нормы российского антиотмывочного законодательства таковы, что, например, банки должны предоставлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу огромное количество информации. В результате в ведомство Виктора Зубкова ежемесячно поступают десятки тысяч сообщений. Причем банки зачастую перестраховываются и шлют, как выразился глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, всякий "мусор".

Столь мощный поток информации (российские крупные банки, по словам г-на Тосуняна, отправляют в финансовую разведку по полторы тысячи сообщений в день, тогда как европейские в собственные соответствующие органы -- по 10--15) вызывает у партнеров российских банков за рубежом удивление, а порой даже испуг. У многих складывается впечатление, что российская банковская система насквозь криминализована, и дела с ней лучше не иметь. С весны прошлого года в США было отказано в сотрудничестве не менее 300 российским банкам. Аналитики связывают подобную тенденцию как с ужесточением банковского контроля в США, так и с постоянно поступающими из России сообщениями об отзыве лицензий у того или иного банка, замешанного в отмывании "грязных" денег (по данным г-на Тосуняна, в прошлом году лицензий лишились примерно 30, в этом году около 25 банков). Доход от открытия и ведения корсчетов российских банков не слишком большой, поэтому некоторые американские банки предпочитают вовсе не связываться с ними, что называется, от греха подальше.

Ситуация усугубляется тем, что американский опыт начинают перенимать в Европе. "Вести борьбу надо молча и аккуратно, чтобы не создавалось впечатление, что банки в России занимаются только криминальной деятельностью", -- делает вывод г-н Тосунян.

Примечательно, что с главой АРБ согласился руководитель российской финансовой разведки Виктор Зубков. Он заметно смягчил, по крайней мере на публике, свою позицию по отношению к банкам, не забыв, видимо, о банковском кризисе лета прошлого года, спровоцированном в том числе неосторожными заявлениями руководителей "Росфинмониторинга" и Центробанка. "Последний год я не критикую банковскую систему. Она работает, развивается. Не надо представлять ее как криминальную систему", -- призывает глава Федеральной службы по финансовому мониторингу. О каких-либо черных списках банков -- "кандидатов на вылет" он не говорил вовсе, даже в контексте опровержения. Это, впрочем, совсем не исключает, что отзывы лицензий у нарушителей продолжатся. "Надо, чтобы здоровая часть банковской системы развивалась, а больная методично убиралась с рынка", -- поставил задачу Гарегин Тосунян.

Виктор Зубков объяснил г-ну Тосуняну, почему ФСФМ требует от банков так много информации. Оказывается, существуют две системы борьбы с отмыванием денег: европейская и американская. Европейская -- более мягкая. Банки сами решают, о какой показавшейся им подозрительной банковской операции следует проинформировать "органы". Отсюда и 10--15 сообщений в день. Американская же система, которую в России четыре года назад выбрали для подражания, гораздо жестче. Поэтому, сообщил г-н Зубков, в соответствующие американские структуры из банков ежегодно поступает 5 млн (!) сообщений. Глава федеральной службы уверен, что разрушать сложившуюся в России систему финансового мониторинга не стоит. В конце концов она принесла стране намного больше пользы, чем вреда.

Впрочем, у России четыре года назад не было выбора. Требования, предъявленные ФАТФ (наиболее влиятельная международная антиотмывочная организация. -- Ред.) к России, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, были гораздо более жесткими, чем к другим странам. А потому могли быть выполнены только в условиях действия американской системы. В результате Россия в короткие сроки не только покинула черный список стран, относящихся спустя рукава к проблеме борьбы с "грязными" деньгами, но стала одним из ведущих членов ФАТФ.

Кстати, на прошлой неделе российские успехи в борьбе с отмыванием и финансированием терроризма оценивал, будучи в Москве, глава финансовой разведки США (FinCEN, Financial Crimes Enforcement Network) Уильям Фокс, который, по словам г-на Зубкова, был поражен. С ним же, судя по всему, состоялся серьезный разговор на тему закрытия счетов российских банков. Виктор Зубков и Уильям Фокс надумали организовать в США в начале следующего года встречу представителей российских финансовых кругов (Минфина, ЦБ, ФСФМ, АРБ) с американскими банкирами. "В США просто не знают, что в России изменилось за последние три-пять лет", -- уверен г-н Зубков.

Отучить иностранных банкиров бояться российских партнеров попробуют также АРБ и Внешэкономбанк. Они планируют провести в Москве своего рода "разъяснительные" конференции. "Мы хотим донести позитив о российской банковской системе", -- говорит Гарегин Тосунян. Главное, по его словам, чтобы борьба с отмыванием денег не мешала развиваться и без того недостаточно мощному российскому банковскому сектору. "Нельзя забывать и об экономике", -- убежден глава АРБ.

Михаил ВОРОБЬЕВ

За Грефом не заржавеет

Государство уже "обсуждает" размещение госпакета акций КамАЗа на Лондонской бирже

Государство решило не медлить с определением способа приватизации госпакета акций КамАЗа (34%) и уже "обсуждает возможность реализации части данного пакета на Лондонской фондовой бирже". Об этом было заявлено в опубликованном вчера инвестиционном меморандуме компании "КамАЗ-Финанс" ("дочка" КамАЗа, созданная для осуществления финансовых операций группы) к предполагаемому размещению облигаций на 1,5 млрд руб. Как известно, госакции этого предприятия включены в программу приватизации на 2006 год, а месяц назад глава Минэкономразвития Герман Греф во время посещения завода сообщил об идее разместить часть госпакета на бирже.

"Сейчас ставится задача за счет использования госпакетов акций достичь в кратчайшие сроки и публичности компании", -- говорил тогда министр. Из чего следует, что продажа ради самой продажи сейчас государству, в общем-то, не нужна. Против приватизации выступает и менеджмент КамАЗа: "Зачем продавать госпакет сегодня, когда не закончена программа оздоровления предприятия, ведь после ее завершения каждая акция будет стоить совсем других денег", -- заявлял недавно глава компании Сергей Когогин.

Впрочем, размещение пакета могло бы "закрыть" в значительной мере инвестпрограмму предприятия до 2010 года, которая была утверждена советом директоров компании в конце августа. Общий объем инвестиций КамАЗа на этот год запланирован в объеме 2,9 млрд, на 2006-й -- 3,4 млрд, на 2007-й -- 4,4 млрд, на 2008-й -- 2,5 млрд и на 2010-й -- 1,52 млрд руб. В рамках программы предполагается увеличить производство грузовых автомобилей до 50 тыс. машин в год (в прошлом году КамАЗ выпустил 22 тыс., в этом планирует произвести 31,5 тыс.). Основной расходной статьей должно стать создание нового семейства автомобилей "КамАЗ-6520". На капитальные вложения только по этому проекту в этом году запланировано 915 млн, а в следующем году -- 1,131 млрд рублей.

В опубликованном вчера меморандуме также отмечено, что к 2010 году чистая прибыль КамАЗа может достигнуть 6,1 млрд руб. А в этом году компания рассчитывает получить 306 млн руб. чистой прибыли, что почти в полтора раза превысило бы показатель 2004 года.

Мария ИВАНОВА

В Россию на повышение

Парку импортных самолетов "ВИМ-авиа" нашли немецкого управляющего

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" наняла себе генерального директора за границей. Как сообщила вчера пресс-служба компании, ее новым руководителем стал Саад Кидер. Ранее занимавший эту должность Роман Пахомов остался в компании в ранге первого заместителя гендиректора по стратегическому развитию. Целью кадровой перестановки в пресс-релизе "ВИМ-Авиа" названо "внедрение западной модели управления в российской компании с учетом специфики российского авиабизнеса".

Относительно прошлого опыта г-на Кидера "ВИМ-Авиа" лаконично сообщила, что он "занимал должность директора по продажам в крупной европейской авиакомпании". Как удалось выяснить газете "Время новостей", речь идет о германской чартерной компании LTU. В пресс-службе LTU корреспонденту газеты подтвердили, что г-н Кидер возглавлял там отдел технических продаж и уволился из компании "месяц или два назад". Про личность г-на Кидера удалось узнать только, что ему 48 лет и что он немецкий гражданин арабского происхождения.

Бизнес-модели "ВИМ-Авиа" и LTU имеют много общего. Обе компании основной объем доходов получают от сезонных чартерных перевозок туристов. В этом смысле приглашение иностранного менеджера именно из LTU выглядит для российской компании волне логичным.

LTU была основана в 1955 году, но в полную силу развернулась на волне немецкого туристического бума 70--80-х годов. Сейчас компания ежегодно перевозит 5,9 млн пассажиров. Причем такой объем работ она выполняет на относительно небольшом парке из 24 самолетов (11 из них -- дальнемагистральные Airbus-330, а остальные -- среднемагистральные семейства Airbus-320).

"ВИМ-Авиа", контролируемая, по неофициальной информации, предпринимателем Рашидом Мурсикаевым, была создана в 2003 году. В 2004 году она приобрела 12 самолетов Boeing-757-200 у германского чартерного перевозчика Condor. Для российского рынка эта сделка стала прецедентом. До тех пор иностранные самолеты в сопоставимых количествах, не прибегая к специальным таможенным льготам, у нас никто не покупал. За первое полугодие "ВИМ-Авиа", по ее собственным данным, перевезла около 680 тыс. пассажиров, что сразу сделало ее одним из крупнейших чартерных перевозчиков России. Компания строит планы дальнейшего расширения и проникновения на новые рынки. В этом месяце авиакомпания планирует получить еще четыре самолета Boeing 757-200, приобретенных у американской авиакомпании ATA. Г-н Пахомов около месяца назад излагал журналистам планы развития наряду с чартерными рейсами собственной регулярной маршрутной сети. Кроме того, авиационный бизнес г-на Мурсикаева не ограничивается рамками "ВИМ-Авиа" -- в прошлом месяце он приобрел грузовую авиакомпанию "Русское небо".

В заявлении "ВИМ-Авиа", посвященном назначению г-на Кидера, подчеркивается, что он стал "первым иностранным авиационным управляющим в России". В этом "ВИМ-Авиа" немного опередила "Авиалинии Кубани", в совет директоров которых 24 июня этого года был введен как независимый директор тогдашний представитель американской авиакомпании Delta в России Ханс Викс. После того как 1 августа г-н Викс уволился из Delta, появилась информация, что он возглавит "Авиалинии Кубани", контролируемые холдингом Олега Дерипаски "Базовый элемент". До сих пор эти сведения остаются преувеличенными.

Михаил КУКУШКИН

Антимонополизм по-немецки

E.ON пытаются запретить заключать долгосрочные договоры

Высокие цены на энергоносители вызвали острую дискуссию о модели взаимоотношений на внутригерманском газовом рынке между импортерами и распределительными компаниями. Руководитель ведомства по контролю за деятельностью картелей Ульф Беге объявил "на текущий месяц" открытое "наступление на высокие цены на природный газ". По мнению антимонополистов, E.ON Ruhrgas добивается повышенных цен на сбываемое топливо, в частности, за счет привязки своих клиентов (главным образом региональных и местных распределителей газа) к коммерческому сотрудничеству на основе долгосрочных договоров. Глава правления E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн в интервью газете Die Welt заявил, что антимонопольное ведомство, "к сожалению, заняло в целом радикальную позицию".

Г-н Беге считает, что ныне действующая модель рыночных взаимоотношений между E.ON Ruhrgas и распределителями-оптовиками стала для принципа свободной конкуренции "ботинком, который жмет". Газовый импортер заключает договоры на поставку газа оптовикам сроком до 20 лет. При этом отдельно оговариваются минимально приемлемые объемы закупок со стороны распределителей. По мнению г-на Беге, проблему нынешних высоких цен на природный газ удастся обуздать, если сократить срок действия таких договоров до двух-четырех лет. При этом ведомство по контролю за деятельностью картелей дало недвусмысленно понять, что будет последовательно добиваться изменения в принципе существующей договорной практики в газовом секторе.

E.ON Ruhrgas в течение последних месяцев неоднократно выступал с разъяснением своей позиции и, соответственно, критикой подходов антимонополистов. Ведь основная часть рынка природного газа в Германии, одного из наиболее крупных и стабильных в Европе, сформировалась именно благодаря тому, что "правила игры" на нем предусматривают возможность не только долгосрочного формирования процессов купли-продажи газа, но и планирования крупных инвестиций в инфраструктуру газового транспорта на многие десятилетия вперед. Краткосрочные спотовые сделки в состоянии полностью перечеркнуть достигнутый баланс взаимоотношений между E.ON и его партнерами-оптовиками. Ведь на внешних рынках E.ON Ruhrgas также закупает природный газ, в частности у российского "Газпрома", в соответствии с договорами, срок действия которых уходит на многие десятилетия вперед.

Г-н Бергманн не скрывает своей решимости отстаивать свою правоту с помощью соответствующих юридических шагов. "Ведомство по надзору за деятельностью картелей намерено значительно вторгнуться в свободу заключения договоров, -- подчеркнул он в интервью Die Welt. -- Даже текущие прежние договоры предполагается подвергнуть запрету одним махом, без переходных сроков". При этом г-н Бергманн добавил: "Ввиду того что в импорте газа мы пошли на подписание долгосрочных договоров с зарубежными партнерами, данная позиция антимонопольного ведомства не является честной и не может быть реализована без высоких рисков". Если бы это произошло, то, по мнению шефа E.ON Ruhrgas, "очень плюралистски структурированное немецкое газовое хозяйство оказалось бы в чрезвычайно более невыгодном положении по сравнению с европейскими конкурентами".

Все это может вызвать непредсказуемый скачок цен на природный газ, предостерег г-н Бергманн. Он также вновь указал на недопустимость отказа от привязки цен на природный газ к ценам на нефть. Что же касается "сверхприбылей" E.ON Ruhrgas, якобы получаемых за счет высоких цен на топливо, глава правления концерна заявил: "Сегодня мы не получаем дополнительных прибылей от высокой цены на газ. Напротив, ввиду того, что закупочные цены на природный газ растут быстрее наших оптовых продажных, наши доходы существенно сократились".

Юрий ШПАКОВ, Берлин

Гибриды в моде

Volkswagen, Audi и Porsche вместе будут разрабатывать автомобили нового поколения

Три известных немецких производителя автомобилей -- Volkswagen, Audi и Porsche -- собираются создать консорциум по разработке автомобилей нового поколения с гибридными двигателями. Как заявил вчера в ходе Международного автосалона во Франкфурте председатель правления Audi AG Мартин Винтеркорншайд, компании уже подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании. В ближайшее время стороны намерены подготовить все необходимые документы и заключить контракт. Более подробные детали соглашения пока держатся в секрете. Известно лишь, что ведущее положение в трехстороннем союзе займет Audi.

Решение о сотрудничестве крупнейший в Европе автомобильный концерн Volkswagen, его "дочка" Audi и принадлежащий семье Порше и Пих производитель уличных болидов Porsche, похоже, заключили с некоторым опозданием. Японские и американские компании уже давно вплотную занимаются разработками экономичных гибридных двигателей. Второй по величине мировой производитель автомобилей -- Toyota Motor Corp. -- уже давно приступил к разработке гибридных двигателей. Вчера компания заявила об увеличении производства автомобилей с гибридным электробензиновым мотором, чтобы удовлетворить уже имеющийся высокий спрос в Северной Америке. В 2005 году японская компания планирует продать около 250 тыс. таких автомобилей. Среди них популярный седан Prius, сообщает Reuters. Таким образом, объем продаж должен увеличиться почти вдвое с 2004 года, когда было продано 130 тыс. автомобилей. А в конце прошлого месяца соглашение о сотрудничестве в производстве гибридных двигателей подписали ведущий мировой производитель General Motors Corp., американо-германский концерн DaimlerChrysler AG и легенда немецкого автопрома BMW AG.

Для переживающего не лучшие времена Volkswagen новейшие разработки необходимы как воздух. В 2004 году операционный убыток одного из перспективных направлений концерна в Северной Америке составил 907 млн евро, после чего концерн приготовился сократить порядка 10 тыс. рабочих мест в Германии. До последнего времени никто не верил, что довольно скоро ситуация может измениться. Постепенно VW начал выбираться из кризиса. На днях представители концерна обещали серьезный рост продаж автомобилей Volkswagen в США. "Я думаю, мы вышли из кризиса в Соединенных Штатах, -- заявил вчера на Франкфуртском автосалоне глава VW Brand Group Вольфганг Бернхард. -- Я совершенно уверен в росте продаж автомобилей в Соединенных Штатах". У входящей в него Audi тоже есть успехи. В этом году показатели продаж компании могут вырасти на миллиард евро, поскольку концерн уже реализовал более 800 тыс. автомобилей, сообщил глава Audi Мартин Винтеркорншайд.

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное