Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 8 сентября, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Политическая топливная лихорадка

Евросоюз пытается бороться с энергетическим кризисом

Представители крупнейших стран -- потребителей нефти продолжают ломать голову над тем, как обеспечить стабильность на энергетическом рынке. Европейский союз вчера принял антикризисный план, в котором в качестве основных положений отмечается развитие энергосберегающих технологий, стимулирование инвестиций в нефтепереработку, а также замена традиционных источников энергии на альтернативные.

Продолжающийся в течение последних двух лет неуклонный рост цен на нефть заставляет потребителей все чаще задумываться о собственной энергетической безопасности. Впрочем, впервые эта проблема встала перед развитыми странами еще в середине 70-х, когда цены на нефть достигали рекордных отметок, сопоставимых с нынешним уровнем, что привело к серьезному экономическому кризису. Однако эксперты отмечают, что мир извлек уроки из сложившейся тогда ситуации, и именно благодаря развитию энергосберегающих технологий нынешние цены не оказывают на развитие экономики столь существенного влияния, как 30 лет назад.

Однако потребители не намерены останавливаться на достигнутом. На проходящей в Страсбурге сессии Европарламента комиссар Еврокомиссии по энергетики Андрис Пиебалгс представил план дальнейшей работы для обеспечения стабильности на рынке. Как передает ИТАР-ТАСС, основная ставка в документе сделана на сокращение спроса на нефтепродукты в результате развития энергосберегающих технологий: к 2020 году Евросоюз должен сократить на 20% нынешние объемы потребления нефти и газа. Другое стратегическое направление -- стимулирование инвестиций в добычу сырья и его переработку (в частности, предоставление перерабатывающим компаниям налоговых льгот). Кроме того, Евросоюз намерен форсировать развитие альтернативных источников энергии, включая производство энергоносителей из аграрной продукции (спирта). В одном из положений плана также поставлена задача углубления диалога Евросоюза с его стратегическими энергетическими партнерами -- Россией, Норвегией и странами ОПЕК, а также создание постоянного форума с участием этих сторон. Первое заседание состоится в октябре в Берлине.

К аналогичным мерам собирается прибегнуть и Америка. Еще в апреле Джордж Буш представил программу, направленную на сокращение зависимости США от экспорта энергоносителей. Он призвал к строительству новых атомных электростанций, нефтеперерабатывающих заводов и терминалов для поставки в страну сжиженного природного газа. "Ядерная энергия -- это один из самых безопасных и экологически чистых источников энергии, и нам нужно ее как можно больше здесь, в Америке", -- сказал он. При этом президент отметил, что последняя АЭС в США была построена в 70-е годы, и сейчас на атомных станциях в Штатах вырабатывается лишь 20% всей электроэнергии, в то время как во Франции -- 78%. Джордж Буш не исключал возможности предоставления государственной скидки в размере 4 тыс. долл. каждому покупателю экономичных автомобилей -- т.е. машин, работающих как на бензине, так и на электричестве, а также автомобилей с экологически чистыми дизельными двигателями, которые в Европе уже распространены гораздо шире, чем в Америке. Администрация президента полагает, что это позволит снизить спрос на бензин.

Между тем цены на нефть, перешагнувшие на прошлой неделе отметку в 70 долл. за баррель, несколько снизились и находятся на уровне 65 долл. за баррель. Нефтяные компании постепенно восстанавливают добычу в Мексиканском заливе, которая была практически прекращена после того, как над регионом пронесся ураган "Катрина". До этого в заливе добывалось около 1,5 млн баррелей нефти в сутки -- четверть всего сырья, производимого в Америке. Как передает Bloomberg, сейчас объем добычи находится на уровне 630 тыс. баррелей в сутки, что на 58% ниже обычного. По мнению правительственных экспертов, 90% производства, согласно предварительным оценкам, в течение месяца будет восстановлено. Кроме того, по информации Reuters, начали работу девять из 20 пострадавших в результате урагана НПЗ -- т.е. переработка выросла на 2 млн баррелей нефти в сутки, в результате чего производится около 1 млн баррелей в сутки бензина (это 10% американского рынка топлива).

Впрочем, до окончательного восстановления нефтяной инфраструктуры еще далеко. Как отмечают информационные агентства, дополнительные проблемы возникают из-за отсутствия жилья у работников, разрушенного ураганом, а также из-за отсутствия телекоммуникационных средств.

Иван ГОРДЕЕВ

Распил начинается

Сергей Миронов хочет увеличить инвестфонд в три раза

В ближайшие месяцы членам кабинета министров предстоит попортить немало нервов, отстаивая в Федеральном собрании параметры бюджета, главным образом, конечно, его расходной части. Сверхдоходы, поступающие в бюджет вследствие аномально высоких цен на нефть, не дают покоя парламентариям. Вчера в Санкт-Петербурге глава Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что будет настаивать на увеличении объема инвестфонда (из него предполагается финансировать проекты общегосударственного значения) в 2006 году почти в три раза: с запланированных 69,7 млрд руб. до 200 млрд руб. При этом он отметил, что с его точкой зрения согласен спикер Госдумы Борис Грызлов.

По убеждению г-на Миронова, возможности пополнить инвестфонд у государства есть, так как профицит бюджета должен составить в следующем году 770 млрд рублей. Средства пополневшего инвестфонда г-н Миронов предлагает тратить на дороги, а также на строительство метро в Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Впрочем, если при дорожном строительстве форма частно-государственного партнерства еще может быть задействована (при прокладке платных дорог, например), то при строительстве метро вряд ли. Похоже, г-н Миронов еще не успел познакомиться с разработанным правительством механизмом инвестирования средств инвестфонда, несмотря на то, что в целом он был одобрен кабинетом министров еще 4 августа. Этот механизм как раз и предусматривает, что средства можно использовать только на условиях частно-государственного партнерства.

Как бы то ни было, понятно, что против инициативы г-на Миронова выступит министр финансов Алексей Кудрин, который в свое время вообще ни о каком инвестфонде слышать не хотел. В этой ситуации интересно, какую позицию займет г-н Греф. С одной стороны, инвестфонд - его любимое детище, с другой, он прекрасно понимает, что раздувание бюджетных расходов может привести к ухудшению макроэкономических показателей. Не зря же комментируя в понедельник социальные инициативы президента, потянувшие на 115 млрд бюджетных рублей, глава МЭРТ признал: "Дай Бог справиться с этим уровнем расходов".

Впрочем, у г-на Миронова есть оправдание: правительство до сих пор не выпустило документ, который бы зафиксировал механизм госфинансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. Только позавчера МЭРТ отправил этот документ, а именно положение об инвестфонде на подпись Михаилу Фрадкову. Весь прошедший месяц ведомство Германа Грефа согласовывало его с министерством финансов. Камнем преткновения стали некоторые условия софинансирования государством частных проектов, например, размер минимальной доли частных средств.

Вообще, согласно положению, на поддержку из средств фонда могут рассчитывать только проекты, направленные на развитие инфраструктуры (строительство взлетно-посадочных полос, дорог к крупным месторождениям, предприятиям и т.д.), создание или развитие элементов национальной инновационной системы, а также на "обеспечение реализации институциональных преобразований". Если с первыми двумя направлениями все более или менее понятно, то по третьему возникает масса вопросов, на которые пока не могут однозначно ответить и в МЭРТ. Например, каким образом институциональные реформы могут быть реализованы на условиях частно-государственного партнерства? Складывается впечатление, что кто-то в правительстве хочет зарезервировать энную сумму средств на реформы, например, административную. Понятно, что без финансовых затрат она не сдвинется с места, а правительство по ряду скорее субъективных причин ранее отвергло соответствующую Федерально-целевую программу, под которую МЭРТ просил только на 2005 год 1 млрд рублей.

Судя по документу, отправленному из МЭРТ в Белый дом, на деньги инвестфонда смогут претендовать только крупные компании, поскольку общая стоимость проекта, который ведомство Германа Грефа примет к рассмотрению, должна превышать 5 млрд рублей. По словам замдиректора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Александра Ульянова, минимальное участие частника - 25% от сметной суммы проекта (ранее планировалось 10%). Остальное добавит государство. Если поддержка осуществляется в виде госгарантий, то их размер составит до 60% от объема взятых частным инвестором кредитов. Госгарантии предоставляются на срок не более 5 лет.

Отобрать качественные и значимые проекты правительству помогут независимые инвестиционные консультанты. Причем в процессе анализа бизнес-предложения той или иной компании они выйдут на первый план дважды. Для начала сами компании должны нанять консультанта, заключение которого по инвестпроекту они обязаны представить в МЭРТ на этапе подачи документов. Затем уже сам МЭРТ за счет средств фонда наймет собственных "ревизоров". Положение содержит жесткие критерии отбора консультантов. Так, те, которых выберут компании, должны иметь опыт консультирования инвестпроектов на сумму более 5 млрд. долларов в течение последних семи лет. Кроме того, такой инвестконсультант должен в течение последних двух лет иметь рейтинг не более, чем на четыре уровня ниже рейтинга высшего уровня одного из ведущих международных рейтинговых агентств: "Standard & Poor's", "Moody's" или "Fitch Ratings". Для консультанта МЭРТа критерии отбора строже. Им может стать компания, консультировавшая проекты на сумму более 10 млрд. долл. в течение последних пяти лет. В течение последних двух лет такой консультант должен иметь рейтинг не более, чем на три уровня ниже рейтинга высшего уровня одного из трех рейтинговых агентств.

Как предполагается, положение об инвестфонде вступит в силу с 1 января 2006 года. С этого времени претенденты на средства госбюджета (помимо компаний, в том числе иностранных, проекты вправе предлагать федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления), могут нести свои разработки в Минэкономразвития. Там они будут внимательно изучены, а уже затем правительственная комиссия под председательством Германа Грефа вынесет вердикт: нужны ли эти проекты стране и будет ли государство участвовать в их реализации. Планируется, что от момента подачи документов до решения правительственной комиссии пройдет не более двух месяцев. Желающим надо поторопиться. Конкурса не будет: если реализация первого же проекта будет признана целесообразной, то объем инвестфонда сразу уменьшится на определенную сумму. Далее по тому же сценарию. Когда денег будет не хватать, то уже тогда чиновники станут выбирать. Как сказал г-н Устинов, в МЭРТ уже сыпятся с разных сторон, в том числе от губернаторов, предложения, как лучше потратить деньги инвестфонда. Правда, ни об одном конкретном предложении чиновник не сообщил.

Между тем у экспертов нет однозначного мнения относительно эффективности инвестфонда, его значимости для развития инфраструктуры страны. Глава "Деловой России" Борис Титов считает, например, что инвестфонд "не будет стимулировать создание инфраструктуры страны, которая за счет комулятивного эффекта даст толчок экономичекому развитию". На его взгляд, инвестфонд в нынешнем виде является лишь формой поддержки крупных частных проектов. Он вообще не понимает, почему положение об инвестфонде готовилось столь кулуарно, без участия бизнеса, которому в формате частно-государственного партнерства отводится, понятно, далеко не последняя роль.

Михаил Воробьев

Кудрин выпускает алмазы на волю

Квота на экспорт доживает последние полгода

Квотирование экспорта алмазов в нашей стране будет отменено в течение ближайших шести месяцев, заявил вчера в Мирном (Якутия) министр финансов России, глава наблюдательного совета АЛРОСА Алексей Кудин. Г-н Кудрин работает над проектом президентского указа об отмене квот еще с позапрошлого года, но до сих пор усилия министра в этом направлении не увенчались успехом. Однако теперь, по словам г-на Кудрина, либерализация экспорта алмазов рассматривается как один из основных инструментов увеличения объемов российского экспорта в целом. В компании АЛРОСА также надеются, что к этому шагу Россию подтолкнет вступление во Всемирную торговую организацию. ВТО, как известно, выступает за ликвидацию всех нерыночных механизмов регулирования международной торговли. АЛРОСА, со своей стороны, добивается отмены квот, поскольку из-за сложившейся конъюнктуры цен экспорт добытых камней для компании выгоднее, чем продажа их на внутреннем российском рынке. Именно во избежание изменения этой ситуации против отмены квот традиционно выступают российские гранильные предприятия, закупающие алмазное сырье у АЛРОСА.

Исторически отмене квот препятствовали не только (и, возможно, не столько) лоббистские усилия диамантеров, но и политические проблемы взаимоотношений федерального центра и Якутии. После рыночных преобразований начала 90-х годов акционерный капитал компании АЛРОСА, созданной в 1992 году на базе бывшего государственного объединения "Якуталмаз", распределился следующим образом. В федеральной собственности были закреплены 37% акций АЛРОСА, Якутия через республиканское министерство по управлению госимуществом контролирует 32%, еще 8% распределены среди восьми улусов (районов) республики и наконец 23% принадлежат членам трудового коллектива компании. Таким образом, через акционерное голосование Москва не могла гарантировать полного контроля над предприятием, добывающим практически 100% алмазов в стране и дающим не менее 2 млрд долл. выручки ежегодно. В этих условия отличным подспорьем для обеспечения управляемости стала система ежегодно утверждаемых экспортных квот, в обход которой АЛРОСА не могла продать за рубеж ни одного камня. В конце 90-х годов регулярной практикой правительства было затягивать утверждение квоты на текущий год примерно до марта. В таком случае первые два месяца года экспорт компании оказывался парализован, и ради его возобновления она, а также республиканские власти бывали на многое готовы.

К началу нового десятилетия необходимость в регулярном применении алмазных квот стала не столь острой. В 2003 году тогдашний премьер Михаил Касьянов утвердил АЛРОСА не годовую, как раньше, а сразу пятилетнюю квоту на экспорт камней. Она давала компании право экспортировать от 900 млн долл. до 1,3 млрд долл. в год, то есть около половины объема добычи. В том же году Алексей Кудрин впервые заявил о намерении отменить квоты на экспорт алмазов вообще.

В июне прошлого года Министерство финансов внесло в правительство проект поправок в президентский указ "О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и камней". Одна из этих поправок предусматривала ликвидацию алмазной квоты. С тех пор документ путешествовал с правительственного уровня на министерский и обратно в процессе согласований.

Объем выручки АЛРОСА в последние годы рос быстрыми темпами. За 2004 год компания продала алмазного сырья на 2,4 млн долл., а по итогам текущего года, как заявил ее президент Александр Ничипорук, рассчитывает получить 3 млрд долл. Ликвидация квот помогла бы якутским старателям закрепить эту приятную для них и для Минфина тенденцию.

Михаил КУКУШКИН

Закавказский ориентир

"Газпром" поднимает цену газа для Грузии до европейского уровня

Вслед за Украиной о переходе на европейское исчисление цен на газ из России была оповещена еще одна страна СНГ -- Грузия. Вчера зампреды правления "Газпрома" Александр Рязанов и Александр Медведев объявили грузинскому министру энергетики Николозу Гилаури, что базовая цена газа для этой страны в следующем году составит 110 долл. за тысячу кубометров. "В ходе переговоров российская сторона проинформировала г-на Гилаури о том, что с 2006 года компания переходит на поставку газа по рыночным ценам, соответствующим европейскому уровню, с учетом транспортного плеча при поставке газа в Грузию", -- говорится в официальном сообщении компании. В этом году средняя оптовая цена для Грузии составляет 62,5 долл. за тысячу кубометров, т. е. рост может составить 76%.

Пресс-секретарь главы "Газпрома" Сергей Куприянов заявил "Времени новостей", что принципы работы, предложенные грузинским коллегам, "целиком и полностью соответствуют общей экспортной стратегии концерна". "Цены на газ растут и в России, и в Европе. Рынки стран бывшего СССР не могут остаться в стороне от этого процесса. Это относится и к Грузии, и к другим странам, с которыми мы сейчас обсуждаем вопросы цен и тарифов на 2006 год", -- заявил он.

В "Газпроме" называют совпадением тот факт, что из всех стран СНГ именно "революционные" Украина и Грузия услышали о европейских ценах на газ. По словам представителя концерна, на рыночные расчеты будут переведены страны бывшего СССР, и исключение составит только "союзная" Белоруссия (и то, если выполнит обязательства по достройке компрессорных станций газопровода Ямал--Европа). Впрочем, ценовой ориентир в 110 долл. за тысячу кубометров справедлив только для других государств Закавказья -- Армении и Азербайджана. Молдавии скорее всего придется равняться на ставку, которая будет установлена для Украины (сейчас Киеву предлагается цена в 180 долл. за тысячу кубометров), а для Казахстана установить европейскую ставку будет и вовсе довольно сложно, так как это отнюдь не западное направление для "Газпрома". Что касается прибалтийских государств, которые уже являются членами ЕС, то для них "Газпром" разработал трехлетнюю программу перехода на европейские цены на газ. Однако очевидно, что путь Литвы, Латвии и Эстонии к европейскому ценообразованию будет гораздо короче.

Представители грузинской стороны вчера не комментировали итоги встречи. В пресс-релизе "Газпрома" подчеркивается, что в Тбилиси рассматривают российский концерн "как стратегического партнера и готовы к взаимовыгодному сотрудничеству на долгосрочной рыночной основе". Но, отправляясь на переговоры в Москву в составе делегации министерства энергетики, президент Грузинской международной газовой корпорации Давид Ингороква заявил журналистам, что переговоры с "Газпромом" необходимы для того, чтобы сформировать коммерческие отношения с этой компанией. По его словам, задача заключается в том, чтобы "политика повышения стоимости газа, которую "Газпром" проводит в последнее время по отношению ко всем странам СНГ, не легла бы тяжким грузом на население Грузии". Правда, избежать резкого роста цен на газ, похоже, не удастся.

Участники встречи также договорились о том, что к 19 сентября грузинская сторона предоставит в "Газпром" баланс потребления газа в республике на 10 лет (с целью заключения долгосрочного соглашения), график погашения текущей задолженности в размере 12 млн долл. и предложения по участию "Газпрома" в газо-энергетических инвестиционных проектах на территории Грузии.

Алексей ГРИВАЧ

"Все чуть хуже, но не критично"

Дорогое топливо нарушило финансовые планы "Аэрофлота"

Чистая прибыль "Аэрофлота" по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в первом полугодии 2005 года снизилась на 17,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Об этом вчера сообщил заместитель генерального директора авиакомпании по финансам и планированию Михаил Полубояринов. Он сказал, что планы компании по достижению операционной рентабельности были нарушены из-за резкого роста стоимости авиационного топлива во второй половине прошлого и в нынешнем году. По словам, г-на Полубояринова, "Аэрофлот" допускает, что цена барреля сырой нефти на мировом рынке в обозримом будущем достигнет 90 долл., и готовится к работе при таком уровне цен на энергоносители. В то же время замгендиректора заявил, что специалисты компании не способны достоверно предсказать, с какими финансовыми результатами "Аэрофлот" придет к концу года.

Другим фактором, отрицательно влияющим на показатели компании, г-н Полубояринов назвал действующий с конца августа запрет на полеты самолетов Ил-96-300. "Аэрофлот" располагает парком из шести таких пассажирских лайнеров. За две недели, что эти машины находятся на приколе, прямые убытки "Аэрофлота", по оценке замгендиректора, составили 2--3 млн долл., а упущенная выгода -- 15 млн долл. Строить прогнозы о дальнейшем значении этого фактора руководство "Аэрофлота" также не может, поскольку пока достоверно неизвестно, сколько продлится действие запрета.

До прояснения ситуации, сообщил другой замгендиректора "Аэрофлота", Сергей Харитонов, компания скорее всего отложит собрание акционеров, на котором должна быть утверждена сделка по приобретению в лизинг еще шести Ил-96-300. Проведение этого собрания в форме заочного голосования назначено на 19 сентября. В то же время, по словам г-на Харитонова, до конца сентября "Аэрофлот" планирует объявить о приобретении в финансовый лизинг самолетов A321 производства европейского концерна Airbus. Ранее сообщалось, что российская компания ведет переговоры о приобретении 12--16 лайнеров семейства А320, в которое входит и А321.

Использование западного парка самолетов, по словам г-на Полубояринова, позволило "Аэрофлоту" пережить рост цен на горючее несколько легче, чем другим российским компаниям. Доля топлива в операционных расходах "Аэрофлота", по его словам, в 2005 году составляет 31%. В то время как у других российских компаний, использующих менее эффективные отечественные суда, этот показатель достигает 55--60%.

Однако и для "Аэрофлота" дороговизна топлива оказалась тяжелым испытанием. По словам г-на Полубояринова, средний рост тарифов на различных маршрутах компании в первом полугодии 2005 года составил 5--10%, что привело к падению спроса на пассажирские перевозки. Из-за этого в начале года "Аэрофлот" потерял 15--20 млн долларов.

Сравнивая показатели первой половины этого года с прошлым, г-н Полубояринов сказал: "Все стало немного хуже... Не критично, но хуже". Он заявил, что "Аэрофлот" сможет продолжить деятельность, даже когда стоимость барреля нефти достигнет 90 долл. "Если пассажиры согласятся за это платить", -- добавил замгендиректора, немного подумав.

Михаил КУКУШКИН


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное