Трюки и приемы переговоров и продаж, практика
и теория, обучение торгового персонала и управление продажами.
НЕМНОЖКО ПРАВДЫ. НЕ ВСЯ. ЧУТЬ-ЧУТЬ...
Те истории, которые мы тут рассказываем, многоцелевые. Они отличаются по масштабу,
но все делятся на две группы - явные и одна скрытая.
Явных целей много. Конечно, мы хотим научиться продавать. И потому изучаем
и правила, и реальные истории продаж, знакомимся с трюками продавцов и вспоминаем
собственный покупательский опыт.
Еще мы хотим научится учиться продажам самостоятельно. Так, чтобы справляться
потом самому и обходиться без книг, без тренеров. Нет, не потому, что книги
и тренеры - плохо. Просто мы взрослые люди и у нас остается все меньше и меньше
времени на то, чтобы усовершенствовать себя. А научившись учиться, мы можем
каждый рабочий час жить в собственной школе.
Кроме этого мы хотим роста. Для некоторых из нас должность продавца, как
короткие штанишки, станет со временем тесноватой. И ему уже сегодня стоит
подготовиться к тому, что придется кого-то учить - агентов своей сети, продавцов
своей торговой группы...
И, наконец, мы вслух заявили о намерении сделать хотя бы эскиз некой славянской
школы продаж. Дажи сформулировали - "в интересах экономической госбезопасности"...
Ну а что касается той единственной скрытой цели, то...
О ней, в общем-то и говорить не удобно. О таких вещах люди говорят редко.
Точно также редко, как редко среди переслушанных нами мифов попадались истории
о создании мифа.
И это нормально. Миф - что-то героическое, красивое, что-то рафинированное
и стерильное. Мифы существуют вроде бы сами по себе, без создателей. "Слова
народные"... Скажи о том, что вознамерился создать миф, и поймаешь косые
взгляды и потребителей мифов, и своих коллег-мифотворцев, традиционно предпочитающих
оставаться в тени.
Так вот та правда - мы здесь создаем миф. Это грязная работа. Как у тех,
кто добывает и транспортирует глину, кто месит и формует ее. Но для того,
чтобы продемонстрировать остывшую и извлеченную из этих форм бронзу, фартук
и рабочие рукавицы уже не нужны - ведь остается лишь один укус ножниц, чтобы
разрезать красную ленточку. А потом экскурсоводы тоже обойдутся без спецовки,
ибо с испеченым мифом иметь дело значительно легче...
Я прошел сквозь много профессий.
Я встречал геологов, авиаторов и моряков, которые вкрай натерпелись от своего
жесткого ремесла, но искренне любили его. Они любили его за прошлое этого
ремесла, за его профессиональную сверхидею, за то, что оно - не столько профессия,
сколько образ жизни.
Я встречал хирургов, инженеров и писателей, которые не то, чтобы любили свое
ремесло, но они любили его итог - то, чего они достигали, что создавали, что
оставляли жить после себя.
Я встречал военных и бандитов, которые не любили свое ремесло, но любили
его ауру. Некоторые из них, как альпинисты, любили "спускаться с вершин".
А сегодня я встречаю бывших гелогов, авиаторов, моряков, хирургов, инженеров,
писателей, военных и бандитов за прилавком, с портфолио коммерческих представителей
и уже с совершенно агентским выражением лица. Они остались без мифа. Но речь
и забота не только о них.
Никуда не денешься - до тех пор, пока снова не придут героические времена,
в коммерцию будут идти вчерашние мальчики, которые в детстве мечтали стать
геологами, авиаторами, моряками, хирургами, инженерами, писателями, военными
и бандитами. Им миф нужен еще больше.
Им нужен миф потому, что сегодня они ненавидят свою работу и жизнь. Они ненавидят
богатых деловаров, которые презирают их через прилавок. Они ненавидят нищих,
которые завидуют им через прилавок. Они хвалятся перед друг другом тем, как
развели и кинули нового лоха. Они идут домой и несут туда грязь своего ремесла.
И только в общении с ровесниками, которые вообще не имеют работы, эти мальчики
начинают думать о том, что им повезло. Им везет до тех пор, пока их не выкинули
за дверь магазина, пока не взяли новичков с более свежими мордашками. А до
этой поры им везет, хотя они осознают свой тупик - горизонтальная карьера
для них унизительна, а вверх почему-то умудряются подняться какие-то другие
- даже не знавшие ада продаж. И мальчики уже костерят своих новоспеченных
микрошефов, которые ими управляют, наказывают, учат.
Может быть, торговых мальчиков было бы лучшим не трогать. Пусть переполнят
их неудовлетворенность и злость, и тогда они что-нибудь изменят в этом мире.
Но отчего-то кажется, что не злость забитых людей должна менять этот мир...
Вообще-то, если честно, то коммерческий миф есть. Его можно было бы просто
позаимствовать - из европ и америк. Но он мне не нравится.
Я не верю в честность схемы, по которой реализуется так называемая "американская
мечта" - "от рабочего в миллионеры". Ничего не могу с собою
поделать...
Я не знаю, на чем должен быть выстроен отечественный коммерческий миф. Так
художник, забрюхатев каким-то видением, марает палитру, надеясь в случайной
комбинации колеров увидеть Идею...
Хотя, конечно, лукавлю... Наверное, фикс-идеей создаваемого славянского торгового
мифа намерено стать когда-то случайно возникшее сочетание слов - "очеловечивание
продаж".
Как когда-то сказал Марко Поло: "Коммерция - один из инструментов очеловечивания
мира". Хотя сознаюсь - вру. Марко Поло этого никогда не говорил. Но в
рамках создаваемого мифа эти слова все равно приедтся вложить в его или в
мои уста...
Миф о коммерции нужен не только для того, чтобы ею не брезговали. Брезгуй
или не брезгуй, но кушать-то хочется. Вот идут ведь в ассенизаторы и милицию
и без всякого мифа...
Миф о коммерции нужен для того, чтобы идущие сквозь нее мужики, не забыли
о том, кто они. И чтобы в теплоте и уюте пошести нового времени не забыли
того, как одевается автомат - через голову или через ноги. И чтобы могли разглядеть
человека даже сквозь прищур кассового окна. И - остаться человеком самому.
Способным иронически относиться ко времени и к себе, способным в мареве всеобщего
угара отличить вечное от шелухи.
Ха! Мы и будущий, еще даже недостроенный славянский коммерческий миф уже
умудрились идеологизировать и разглядеть сквозь него какие-то рубежи. В европах
и америках торгуют ради прибыли, а нам ее наперед хочется оправдать. Хотя
бы - мифом.
Просто мы - совсем иные. Большинство нас - нормальные здоровые азиаты, варвары,
дерзкая вечная Орда.
Ну а пока - поторгуем, ордынцы! Точнее - поучимся торговать.