Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы экономики и управления на предприятиях


Информационный Канал Subscribe.Ru

Еженедельный электронный журнал
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№12 (12),
31 марта 2003 г.
 

      Уважаемые подписчики! НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Вопросы экономики и управления на предприятиях". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной учебе или работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес авторов рассылки или в форум.
      Ресурс НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" открыт для всех: приглашаем всех, кому показался наш проект не безынтересным принять участие в его развитии. Присылайте свои новости, статьи, научные работы - они обязательно будут опубликованы!
      Удачного дня!

Содержание

Новости

 
      

Ограниченная либерализация
Александр Ермоленко.
В конце февраля очередной раз были внесены изменения в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 &127; 3615-1, и с 16 марта 2003 года новый порядок вывоза наличной иностранной валюты из России вступил в силу. Двукратное увеличение суммы наличной иностранной валюты, которую можно вывезти без документов, подтверждающих приобретение, многими было расценено как либерализация валютного законодательства. Это не совсем верно

Земельный налог стал "заметным".
Борис Грозовский.
На 2003 г. МНС получило непосильное задание по сбору земельного налога, а компании - выросшие почти вдвое счета за землю. Очередное повышение ставки сделало земельный налог "заметным" для бюджета, и налоговики сулят предприятиям неприятности за уклонение от его уплаты. В правительстве признают, что налог в нынешнем виде является экономически необоснованным. Но раньше 2005г. обоснованным он не станет.

Высокая цена на нефть выгодна России.
Высокая цена на нефть дала импульс масштабному росту и без того уверенно чувствующей себя российской экономике. За первые два месяца текущего года внутренний валовой продукт увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,1%. Государственный бюджет имеет после обслуживания долгов профицит, соответствующий 4% ВВП

Предприниматели создают внесудебную систему урегулирования конфликтов.
Георгий Ильичев.
В недалеком будущем вчерашний день - 26 марта - может быть объявлен национальным праздником - Днем корпоративного примирения. Такое предложение прозвучало в среду на церемонии подписания соглашения "О единых принципах и партнерстве в разрешении корпоративных споров"

Приобретая облигации, задумайтесь, будет ли эмитент их гасить.
Елена Гостева.
2002-й год российскому финансовому рынку запомнился бумом размещения корпоративных облигаций. При этом ни один эмитент не отказался от выплат, что вкупе с достаточно высокой доходностью подстегивало интерес инвесторов к этим бумагам. Но аналитики до сих пор ждут показательного дефолта, который поможет сбить ажиотаж и сделать цены на бонды более справедливыми

Касьянов сообщил Путину о повышении темпов роста экономики.
Елена Короп.
Правительство выполнило поручение президента. В апреле 2002 года Владимир Путин потребовал у кабинета министров обеспечить годовые темпы роста экономики не ниже 5%. Вчера премьер Михаил Касьянов доложил президенту, что темпы роста ВВП в первом квартале 2003 года составили 6%. Особой радости это известие у Путина не вызвало. Правительство за минувший год не выполнило  другое его поручение: обеспечить внутренние факторы роста экономики. Динамика ВВП будет меняться вслед за нефтяными ценами, но удержать инфляцию в пределах 12% уже не удастся

Темпы роста российской экономики превысили 6%.
Елена Короп.
Минэкономразвития 24 марта сообщило предварительные данные о росте валового внутреннего продукта (ВВП) в январе-феврале. Разогретые ожиданиями иракской войны мировые рынки нефти позволили российской экономике по итогам двух месяцев выйти на годовые темпы роста в 6.1%. По мнению аналитиков, ненормально высокие показатели - очередной симптом "голландской болезни" и  свидетельство усилившейся зависимости экономики от сырьевого экспорта

Законодатели повернулись лицом к народу.
На этой неделе депутаты в основном работают в регионах, но новости федерального масштаба из Государственной думы поступать все же будут. Планируется обсуждение законодателями проекта закона, который предусматривает полную отмену налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарства. Разработчики документа считают, что от введения с 1 января прошлого года 10%-ной ставки на фармпрепараты в первую очередь пострадали малоимущие, чьи голоса, понятно, имеют решающее значение на выборах. Малоимущим должна понравиться и другая законотворческая инициатива - изменения в закон "О недрах" в редакции Минэкономразвития. Государство пытается изменить сложившуюся систему недропользования и "переписать" российские месторождения заново

Россияне не собираются отказываться от путешествий.
Инна Колмейская.
Россияне не поддались панике по поводу американского вторжения в Ирак. Они надеются, что война не затянется, а цены на поездки сильно упадут. Так, например, один житель Санкт-Петербурга уже несколько дней обзванивает городские турфирмы с просьбой отправить его в Хургаду "даже под пули, но за $50". Правда, отказы от бронирования и "замирание" спроса турфирмы все же зафиксировали. На некоторых ближневосточных направлениях спады в продажах составляют до 30%

Военные риски туриндустрии.
Инна Колмейская.
Юбилейная, десятая Международная туристическая выставка MITT открылась в Москве не в самые лучшие времена. Обычно в столице в это время светит солнце, и агенты, настроенные на летний лад, активно заключают договора на новые программы. Вчера было холодно и пасмурно, а чаще всего на выставке звучало слово "война". Павильон, в котором расположились арабские страны, всегда красочный и многолюдный, на этот раз оставался полупустым

Независимым директорам придумали свой кодекс.
Мария Селиванова.
Состояние корпоративного управления в российских компаниях - один из главных ориентиров для иностранного инвестора. Представленный вчера отечественной Ассоциацией независимых директоров Кодекс независимого директора может пополнить папку материалов, предлагаемую заезжему инвестору. Правда, по мнению бизнесменов, требования к независимому директору, изложенные в кодексе, в нынешних российских условиях почти невыполнимы

Будущее мировой экономики в руках пехоты США.
Михаил Хмелев.
На европейских фондовых рынках усиливается нервозность. Инвесторы опасаются, что война в Ираке будет идти вместо обещанных нескольких недель многие месяцы. Военные игры Буша, если они продлятся достаточно долго, неизменно ударят по темпам роста ведущих мировых экономик, угрожая опустить их до отрицательных значений

Переводить страну на МСФО некому.
Наталия Орлова.
Центральный банк подсчитал, сколько российских аудиторов имеют право заверять финансовую отчетность своих клиентов по международным стандартам. Их оказалось около 300. Это значит, что с предстоящим в следующем году переходом банков на МСФО на одного аудитора придется больше четырех банков

Сколько стоит налоговый учет.
Юлия Максимовская, Юрий Прилипов.
Прошло уже более года с момента введения главы 25 НК "Налог на прибыль", но в профессиональной среде нет единого понимания того, чем является налоговый учет и каким образом его следует внедрять. В частности, выражается мнение, что налоговый учет - это система разработанных налоговых регистров, в которых собираются и формируются все данные, необходимые для расчета налогооблагаемой прибыли. Мы хотели бы предложить иной взгляд на данную проблему

| к содержанию |

Мониторинг законодательства


Новые нормативные акты.

Приказ МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-09/80 "Об отмене приказа МНС России от 31 октября 2000 г. N БГ-3-12/375"
Отменяется особый порядок постановки на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков НДС, который был издан на основании первоначальной редакции ст.144 НК РФ, измененной Федеральным законом от 29 де кабря 2000 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Приказ МНС РФ, ГТК РФ и Минфина РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации"
Утверждены новые правила указания в расчетных документах информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, а также назначение платежа в бюджетную систему РФ.
Со дня вступления данного приказа утрачивает силу приказ МНС РФ, ГТК РФ, Минфина РФ от 1 октября 2001 г. N БГ-3-10/373/961/80н "Об утверждении Правил указания информации в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа" расчетных документов на п еречисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пеней и штрафов".
Приказ вступает в силу с 1 июня 2003 года.

Письмо ЦБР от 24 марта 2003 г. N 43-T "Об осуществлении нерезидентами переводов иностранной валюты"
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции Федерального закона N 28-ФЗ от 27 февраля 2003 г. не содержит запрета на осуществление юридическими лицами - нерезидентами переводов иностранной валюты, в том числе приобретенной на внут реннем валютном рынке, за рубеж.
Валютное законодательство РФ также не содержит запрета на осуществление физическими лицами - нерезидентами переводов из РФ иностранной валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке, с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, и без открытия счета.
В связи с этим после вступления в силу Федерального закона N 28-ФЗ сохраняется возможность осуществления нерезидентами указанных выше переводов без ограничений.

Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 7 февраля 2003 г. N 03-8/пс "Об утверждении Положения о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг"
Определяются порядок проверки ФКЦБ фактов, дающих основание предполагать наличие в действиях лиц признаков манипулирования ценами публично размещаемых и/или публично обращаемых видов эмиссионных ценных бумаг, а также обязательные в ходе проверок действи я эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лиц.
Основаниями для назначения проверки могут являться отчеты, иные предоставляемые сведения, поступившая информация, жалобы, заявления и обращения физических и юридических лиц и др. источники.
Перечисляются сведения, подлежащие обязательному предоставлению в ФКЦБ организаторами торговли в непрерывном режиме.
Срок проведения проверки не может превышать шести месяцев. С учетом сложности проверки срок проверки может быть продлен дополнительно на два месяца.

Письмо МНС РФ от 24 марта 2003 г. N ВГ-6-03/337@ "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость лицами, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, при их переходе на упрощенную систему налогообложения"
Плательщики НДС, использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ, при переходе на упрощенную систему налогообложения до истечения 12 месяцев от начала использования права на освобождение суммы Н ДС за период, в котором они использовали право на освобождение, не восстанавливают.

Приказ МНС РФ от 27 февраля 2003 г. N БГ-3-22/86 "О внесении изменений и дополнений в приложения N 1 и N 2 к приказу МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения"
В новой редакции излагаются титульный лист, лист "В", "Г" и "Д" налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Соответствующие изменения вносятся в порядок заполнения указанной декларации.

Письмо МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N 03-1-08/638/17-Ж751 "Об обложении НДС средств на содержание служб заказчика-застройщика"
В целях налогообложения деятельность застройщика по содержанию служб (в том числе технического надзора) следует рассматривать как оказание услуг независимо от примененного налогоплательщиком порядка отражения проводимых операций на счетах бухгалтерского учета и источника финансирования, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

Письмо МНС РФ от 19 февраля 2003 г. N ВГ-9-03/40 "Об исчислении НДС при выкупе земельных участков"
Разъясняется, что операции по передаче (продаже) земельных участков являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом следует учитывать, что плательщиком указанного налога является лицо, выступающее в договоре куп ли-продажи земли продавцом.

Письмо ЦБР от 24 марта 2003 г. N 42-Т "О налоге с владельцев транспортных средств"
Разъясняется порядок применения ставок при исчислении налога с владельцев транспортных средств за 2002 г., уточненный в связи с вынесением определений Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 104-О и 107-О.
При исчислении налога с владельцев транспортных средств с 10 апреля 2002 г. следовало применять ставки, рассчитанные как произведение ставок налога, установленных пунктом 1 статьи 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", и коэффициента 0,001.
При наличии переплаты указанного налога за 2002 г. территориальным учреждениям и организациям Банка России в срок до 1 мая 2003 г. следует обратиться в налоговые органы с заявлением о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога и представить уточненные налоговые декларации за 2002 г.

 

 | к содержанию |

Статьи

 

Статьи

Евгений Дашут
А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ!
Директор ООО "Лаборатория Подготовки Технологических Знаний", адрес: Москва, ул.Рокотова дом 2/10 оф.182; Dashout@nm.ru

Источник: EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях
Разделы: Менеджмент , Государственное и муниципальное управление
      Продолжение. Начало в 11 выпуске.

     Автор будет благодарен за критические замечания и предложения по развитию данной темы. В дальнейших публикациях автор предполагает вынести на обсуждение заинтересованным лицам механизм системы классификации применяемого технологического способа производства и схемы его описания.
     
     
               
      Существующее состояние информационных осей координат, как потенциальной возможности накопления технологических знаний
      В конце 70-х, начале 80-х годов было положено начало Единой Системе Классификации и Кодирования СССР (ЕСКК СССР), в настоящее время - ЕСКК РФ. Без преувеличения можно сказать, что в основе ее построения было положено два фактора: возможность функционирования прогрессивных в то время автоматизированных рабочих мест (АРМов) отраслевого значения и полная монополия на информацию отраслевых министерств, обеспечивающих функционирование тех или иных ветвей планового народного хозяйства. Так, формируя свои информационные каналы (ведомственную отчетность) министерства вводили (и вводят в настоящее время) свои оригинальные системы классификации, по сути в разных аспектах характеризующих одно и то же состояние объекта, а точнее - два основных состояния: это идентификация хозяйствующего субъекта на географическом пространстве и определение продукции (включая ее отраслевую принадлежность и непосредственно технологические процессы). Рассматривая первую группу можно выделить классификаторы ОКАТО, код ИНН, ЕГРПО, почтовый индекс, коды ж/д станций, классификация пенсионного фонда, страховой медицины, МВД и т.д. Ко второй группе можно отнести классификаторы ОКП, ТН ВЭД, ОКДП, ОКОФ, ОКС, ГРНТИ, ОКРУС, ОКПО, ОКУН и т.д. В настоящее время, в соответствии с Общероссийским классификатором информации об общероссийских классификаторах (ОК 026-95) в ЕСКК РФ представлены 28 российских классификаторов и 20 классификаторов СССР, сохраняющих свое действие на территории РФ.
      Такое обилие классификационных систем, образовавшихся в результате реализации локальных ведомственных интересов еще в пору плановой экономики и морально устаревших в настоящее время, сегментируют информационное пространство, препятствуют систематизации его построения, прозрачности экономики, рациональности формирования и использования знаний субъектами хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что все органы государственного управления запрашивают по сути одну и ту же информацию - о состоянии процессов осуществления хозяйственной деятельности субъектами рынка и полученных при этом результатах - предприятия завалены многочисленными формами ведомственной отчетности. Так, запрашивая информацию с предприятий об осуществляемых процессах и их результатах, только при описании продукции Госкомстат использует 6 классификаторов, причем 65% запрашиваемой информации выражена в текстовом виде непосредственно в формах, либо в инструкции по заполнению данных форм. Ниже приводится таблица с результатами обследования.
     
     
      Таблица 1 Применяемые подходы Госкомстата РФ в выборе классификаторов при формировании информационных каналов
     


     
      image002[1].gif (7547 bytes)          
     


     
     
      Данная таблица наглядно показывает, что запрашиваемая федеральными ведомствами информация не имеет обобщающего стандарта представления данных, имеющего одинаковую ценность как для получения информации федеральными ведомствами, так и для решения управленческих задач по управлению предприятием (концерном). Требования МНС РФ в части предоставления информации критике не поддаются! (Вот уж действительно, у кого средство превратилось в самоцель!!!) Как показывает действительность, эта многочисленная отчетность не обеспечивает ни интересов государства в целом (прозрачность экономики и соответствующий рост ВВП), ни субъектов рынка (формирование базы технологических знаний).
      Анализ существующих систем классификации, являющихся нормативной основой ведомственной отчетности (информационных каналов), в свете современных условий функционирования экономики, до настоящего времени не проводился.
      Выше отмечалось о моральном износе существующих систем классификаций. Это утверждение носит объективный характер и относится не только к российским системам классификации, но и к общепринятым, международным. Дело в том, что все перечисленные системы в своей основе содержат признаки отраслевого происхождения продукции. Резкий рост научно-технического прогресса за последние 20 лет привел к тому, что материал изготовления товара, привязанный к отрасли, потерял свое значение и стал второстепенной информацией. Мы привыкли, что "болты" выполнены из стали и лежат в группе "метизы - прочие металлоизделия", но в настоящее время существуют болты из композитных материалов, с еще лучшими эксплуатационными характеристиками. Таких примеров можно привести множество. Следовательно, в современных условиях производства материал изготовления товара перестал быть доминирующим фактором. На первое место выходит не отраслевой признак его изготовления, а потребительские характеристики товара. К сожалению, все существующие системы классификации этот фактор не учитывают, а следовательно, не могут быть основой современного представления и систематизации информации о продукции. За рубежом этот существующий недостаток систем классификации закрывают крупные информационные провайдеры, которые, опираясь на верхние уровни национальных классификаций, различными методами и способами систематизируют необходимую субъектам рынка информацию, формируя базы знаний о продукции, процессах и результатах их осуществления. Это обстоятельство дает возможность субъектам рынка использования управляющих систем, обеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. В частности, в США к таким информационным провайдерам можно отнести:
      Dun's Market Identifiers (DMI), - Dun & Bradstreet Corp.,
      American Business Directory (ABD) - American Business Information, Inc.
     
      Конкурируя, обе эти корпорации обслуживают более 11 миллионов предприятий, представляя последним возможность на разном качественном уровне, но эффективно, использовать полные управляющие системы, либо отдельные их элементы.
      В России, на сегодняшнем уровне развития экономики, таких взаимосвязанных информационных массивов, формирующих базу знаний о продуктах, процессах и результатах их осуществления, не существует, как не существует и нормативной платформы для ее образования. Следовательно, отсутствует и база для эффективного функционирования управляющих систем, обеспечивающих рост производительности и конкурентоспособность продукции. Попытки отечественных производителей применения отдельных частей импортных взаимоувязанных систем не находят развития и обречены на неудачу, т.к. отсутствует базовая нормативная основа, обеспечивающая оперативное информационное наполнение, одновременное и рациональное использование знаний в рамках полной системы.
      Отдавая должное возросшему значению классификационных систем в комплексном подходе к использованию знаний в современных условиях, страны США, Канада и Мексика, на базе проводимых с 1995 года НИОКР, осуществляют совместную реорганизацию систем статистической отчетности в рамках программ NAICS - NAPCS и, к 2007 году, по всем товарным рынкам вводят принципиально иную информационную ось координат продукции и технологических процессов (www.census.gov/epcd/products).
      Эта работа осуществляется несмотря на то, что в настоящее время в основе международной Системы Национальных Счетов (СНС) лежат иные системы классификации. Данное обстоятельство совсем не означает, что США не намерены использовать СНС. Напротив, на основании выполненных НИОКР в рамках программ NAICS - NAPCS, при дезагрегировании счетов 0, 1, II.1., (счет товаров и услуг, счет производства и счет первичного распределения доходов СНС), таблицы ресурсов и использования, а так же таблицы "затрат - выпуска" приобретут качественно иные аналитические возможности, которых не предоставляет базовая система национальных счетов.
      К сожалению, в России на федеральном уровне работы в этом направлении не проводятся, в то время как ЕСКК РФ не только не стимулирует, но и тормозит становление эффективной экономики.
     
      Роль государства в части создания предпосылок для экономического роста
      В функции государства, как аппарата управления, входит создание предпосылок для эффективного развития экономики, в т.ч., в части формирования доходной части ВВП по рыночной продукции. Переход России к рыночной форме организации экономики и бурное развитие научно-технического прогресса определяют свои условия на концепцию разработки и создания этих предпосылок.
      Известно, что одной из отрицательных черт бюрократии является ее неспособность изменять свои функции при введении новых внешних факторов, обеспечивающих получение результата. Время изменило внешние факторы эффективного функционирования экономики. Способность производить товарную продукцию осталась в прошлом, в индустриальном обществе. Условие настоящего времени - это производительность - способность экономики за счет эффекта синергизма производить продукцию с максимальными потребительскими характеристиками при минимальном использовании редких экономических ресурсов.
      Возможно, как обыватель я не обладаю всей необходимой информацией, но складывается твердое убеждение, что наполнение бюджета любой ценой и процесс его перераспределения становится самоцелью правительства. Но бюджет - это производное от возможности национальной экономики производить конкурентоспособные товары и услуги. В экспортных возможностях энергоресурсов и военной продукции нет заслуги правительства - это положительное наследие плановой экономики. Что сделано для становления эффективной экономики в современных условиях? Какие стратегические цели правительства?
      Выше была предпринята попытка проанализировать реальные возможности отечественных промышленных предприятий по обеспечению роста производительности в условиях агрессивной среды - они отсутствуют даже на концептуальном уровне.
     
      Рассматривая существующие условия функционирования промышленных предприятий, можно отметить, что на федеральном уровне даже необходимые условия для использования уже имеющегося прогрессивного международного опыта в части обеспечения методологической основы процесса повышения производительности и адаптации производственного потенциала к современной среде функционирования, не созданы:
      · Существующий подход к информационному описанию технологического способа производства, обеспеченный в настоящее время государственными стандартами, не может лежать в базисе процесса повышения производительности, а также полномасштабного использования современных систем управления. Более того, совершенно правильные трактовки стандартов ГОСТ Р 15.000-94 " СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО" и ГОСТ 15.601-98 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕХНИКИ" без "прозрачного" информационного каркаса и четко выраженных требований к Разработчикам не обеспечивают их безусловного внедрения, как действующей системы мер на промышленных предприятиях;
      · разработка отдельных прогрессивных стандартов класса ИСО 9000:2000 и ИСО 10303 не опирается на базисное описание технологического способа производства продукции в системах ЕСКД, ЕСТД, ГОСТ Р 15.000-94 СРПП;
      · Существующие системы классификации не в состоянии обеспечить построение прогрессивных информационных каналов формирования базы технологических знаний. Более того, используемые для удовлетворения претензий федеральных ведомств наносят вред промышленным предприятиям, провоцируя все увеличивающуюся непроизводительную работу по составлению многочисленных форм отчетности;
     
      "Наличие отсутствия", как говорится в известном романе, не зависимо от уровня имеющихся теоретических знаний у менеджмента предприятий и их желания, не позволяет на практике эффективно использовать современные методы управления, построенные на принципе постоянного совершенствования всех элементов технологического способа производства продукции (в ISO 9001:2000 "измерение, анализ, улучшение", в японском менеджменте - движение "кайзен"), что безусловно отражается на конкурентоспособности продукции и финансово-экономическом состоянии предприятий, в частности, развитии и адаптации отечественной промышленности к современным рыночным условиям, в целом.
      Отсутствие ясной государственной промышленной политики по отношению к собственным производителям в условиях развития информационного общества провоцирует низкую производительность, обеспечивает возможность осуществления разнонаправленных действий федеральных ведомств, предопределяет экстенсивный путь развития отечественной экономики.
     
      Объявление отдельных отраслей "приоритетными" не снимает обязанностей с правительства по проработке основополагающих задач, обеспечивающих продуктивную среду для устойчивого развития отечественной промышленности в целом.
      В этой связи, показательным примером выглядит федеральная целевая программа "Электронная Россия", в рамках которой можно было бы решить большинство концептуальных задач, однако, по сути она направлена не на создание предпосылок для устойчивого роста объема валовой добавленной стоимости от производства рыночной продукции, а на автоматизацию учета ее распределения. Все предложения, в т.ч. и академика РАН Ивантера В.В. , по перенаправлению части действий программы на решение концептуальных вопросов, оставлены без внимания.
      Попытка подменить решение этих задач переводом отдельных международных стандартов и прямым копированием современных методологий, систем управления (формализованный международный опыт определенного этапа развития) не обеспечивает должного эффекта, т.к. в базисе эти системы опираются на иную культуру производства и иной метод описания технологического способа производства продукции. Это понимают и наши партнеры из индустриально развитых стран: "…Многие передовые технологии, используемые в индустриально развитых странах, в экономически отсталых странах неприменимы. Поэтому последние должны разрабатывать собственные технологии."
      Речь идет не об отрицании международного опыта, а об учете особенностей национальной экономики при использовании современных методологий управления. В частности, необходимости переработки форматов представления данных, выделения и разработке инструментария для решения проблем, присущих конкретной национальной экономики, а также создании предпосылок для развития инфраструктуры, обеспечивающей полное функционирование прогрессивных систем.
     
      На мой взгляд, надеяться на резкое увеличение экономического роста от производства рыночной продукции будет возможно, если на уровне государственного регулирования будут созданы соответствующие предпосылки, обеспечивающие отечественным предприятиям не только максимальное использование накопленного международного опыта и знаний, но и возможности более эффективных путей повышения производительности.
      Речь идет о конкретных действиях правительства по разработке и реализации концепции государственной промышленной политики в части производства продукции отечественными предприятиями, выполненной с учетом тенденций развития информационного общества. Концепции - которая до настоящего времени даже не продекларирована.
      Не объединенные одной национальной идеей - создание условий для устойчивого роста величины добавленной стоимости от производства рыночной продукции - федеральные ведомства зачастую предпринимают действия, оказывающие либо обратный эффект, либо провоцируют "мерцательное" состояние экономики (как каждого отдельного предприятия, так и экономики вцелом). Совокупность этих факторов уже в ближайшее время будет провоцировать новый виток увеличения размера существующего технологического разрыва относительно индустриально развитых стран, со всеми вытекающими последствиями.
      В условиях динамично развивающегося внешнего мира, четко обозначившему направление этого развития на информационное общество, это обстоятельство накладывает свой отпечаток, перерастающий в проблемы уровня национальных интересов.
     
      Прав был замминистра Минэкономразвития, когда возражал президенту РФ по поводу отсутствия возможности запланировать и обеспечить более высокий темп развития экономики - концептуальные предпосылки для эффективного развития реального сектора отечественной экономики в современных условиях командой Греффа не созданы.
     
      В 1999-2000 году, при участии автора и поддержке Института Экономики и Организации Промышленного Производства СО РАН (чл.-кор. Суслов В.И.) была предпринята попытка проведения работы по обозначенной тематике при их финансировании из внебюджетных источников. В обеспечение этой работы 26 октября 1999 года и.о. Председателя Правительства РФ Путиным В.В. было подписано Постановление Правительства РФ № 1189 от 26.10.99 "О проведении экономического эксперимента в Новосибирской области". Однако, вышеназванные работы были прекращены в результате экономической блокады компании-разработчика, обеспеченной активными действиями заместителя губернатора Новосибирской области по промышленности Федорова В.Л.
     
     
      Предлагаемые действия
     
      На мой взгляд, действия направленные на создание предпосылок развития отечественной промышленности можно подразделить на два взаимосвязанных блока, это:
      1. Принятие немедленных мер по осуществлению переходного этапа - создание предпосылок, обеспечивающих проведение подготовку промышленных предприятий к внедрению процесса повышения производительности;
      2. Разработка концепции, декларирование принципов и последовательное осуществление мер государственной промышленной политики в части становления и эффективного функционирования отечественного промышленного производства в современных условиях;
     
      К первому блоку вопросов можно отнести следующее:
     
      1. в части реализации мер переходного периода
      1.1. разработка методологии построения информационной экономико-математической модели полного описания существующего технологического способа производства продукции и формата представления данных на внутренних классификационных кодах предприятия, адекватно отражающего как особенности экономического состояния предприятий постиндустриального периода, так и тенденции развития современных управляющих систем.
      1.2. приведение информационного описания экономико-математической модели к требованиям стандартов класса ISO 10303;
      1.3. разработка прикладной части информационного каркаса экономико-математической модели описания технологического способа производства продукции - контейнер хранения экономико - технологической информации (КЭТИ);
      1.4. внесение изменений переходного периода в части использования информационного каркаса экономико-математической модели описания технологического способа производства продукции, основанного на внутренних классификационных кодах предприятия, в стандарты класса ГОСТ Р 15.000-94 "СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО", а также все взаимозависимые стандарты (включая ЕСКД, ЕСТД);
      1.5. предоставление промышленным предприятиям типовых образцов стандартов предприятия, обеспечивающих функционирование в реальном производстве систем на основе информационного каркаса экономико-математической модели описания технологического способа производства продукции "СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО" по ГОСТ Р 15.000-94 и "СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ" по ГОСТ 15.601-98;
      1.6. реализация стимулирующих мер, обеспечивающих проведение самостоятельной работы предприятием по интеграции и систематизации существующих фрагментированных информационных массивов в информационный каркас экономико-математической модели описания технологического способа производства продукции;
      2. в части стимулирующих мер
      2.1. предоставление предприятиям методологии и контейнера хранения экономико - технологической информации (КЭТИ) - информационного каркаса модели описания технологического способа производства продукции;
      2.2. выведение из налогооблагаемой базы все затраты производителей на разработку новой продукции (способов) и обучение (переподготовку) персонала;
      2.3. Введение МЧС РФ дополнительных требований по включению в Декларацию безопасности действующего промышленного объекта на этапе эксплуатации сведений о наличии и качественном функционировании следующих систем: ГОСТ Р 15.000-94 "СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО" и ГОСТ 15.601-98 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕХНИКИ" ;
      2.4. с целью формирования общественного мнения о движении повышения производительности, как "национальной идеи", обеспечить на некоммерческой основе широкое обсуждение данных вопросов в электронных средствах массовой информации, а также, осуществить мониторинг сопровождения процесса реализации на конкретных предприятиях.
     
      Важным условием решением вопросов первого блока является то, что это работы промежуточного этапа в основе которых лежит внутренняя классификация продукции и процессов предприятия. При решении задач второго блока все перечисленные вопросы должны быть приведены к единым требованиям, соответственно, внутренние классификационные коды предприятия заменены на новые федеральные. Однако, уже решение задач по первому блоку переведут управление предприятием на качественно иную основу, что обеспечит прозрачность экономики предприятия, базовую платформу для реформирования и, как один из ожидаемых показателей - снижение себестоимости производства продукции.
     
      К вопросам второго блока, блока нерешенных концептуальных вопросов, в настоящее время можно отнести требование по разработке, декларированию и последовательной реализации концепции государственной промышленной политики в части поддержке производства продукции отечественными товаропроизводителями.
     
      Фактически, речь идет об проектировании, организации и использовании всеми институциональными единицами единого рационального информационного пространства, очерченного федеральными информационными осями координат: продукция, процессы, пространство. Пространства, обеспечивающего проведение инвентаризации существующих технологий, систематизацию информации имеющегося научно-технического потенциала, формирование технологических знаний о процессах и продукции, проектирование рациональных информационных каналов, а также продуктивное использование полученных знаний на любом уровне потребления информации: от обеспечения задач сопровождения жизненного цикла товара до расчета ВВП по методу товарных потоков (как в любой административной единице, так и по федерации, вцелом). В базовой основе этой среды лежит проблема разработки взаимоувязанных маркетингово - ориентированных классификационных систем идентификации ресурсов (продукции) и технологических процессов, обеспечивающих возможность сопровождения результатов разви
      тия научно-технического прогресса на 20-25 лет вперед.
     
      На мой взгляд, применительно к современным условиям развития внешнего мира, решение этой проблемы последовательно откроет возможность формулирования тезисов методологического обеспечения комплекса мер, практическая реализация которого могла бы быть расценена, как аккумулирование имеющихся распыленных возможностей, создание некоторых предпосылок для роста производительности каждого отдельного предприятия, в частности, и экономики в целом,. К таким мерам можно было бы отнести следующие задачи:
      3. в части измерения "затраты - результаты"
      3.1. разработка методологии построения информационной модели полного описания существующего технологического способа производства продукции и формата представления данных в федеральных кодах, адекватно отражающего как особенности экономического состояния предприятий постиндустриального периода, так и тенденции развития современных управляющих систем;
      3.2. разработка прикладной части информационного каркаса модели описания технологического способа производства продукции с учетом федеральных кодов;
      3.3. обеспечение условий проведения инвентаризации существующих технологических способов производства продукции предприятиями на основе предложенного формата описания модели;
      4. в части хранения и предоставления информации
      4.1. формирование открытых баз знаний технологических способов производства продукции с обеспечением представления сравнительных характеристик;
      4.2. формирование открытых баз знаний о ресурсах и их использовании;
      4.3. обеспечение мероприятий по представлению открытых научных разработок в сформированных базах знаний;
      4.4. развитие инновационного менеджмента;
      5. в части унификации информационных потоков
      5.1. полное реконструирование Единой Системы Классификации и Кодирования (ЕСКК РФ) на основе вновь разработанных взаимоувязанных классификационных систем идентификации продукции и процессов;
      5.2. полное реформирование системы стандартов, включая формат представления данных;
      5.3. инвентаризация и приведение входных информационных потоков федеральных ведомств в соответствии с вновь установленными классификационными требованиями (данные о ресурсах и использовании в ведомственной отчетности предприятий), включая МНС РФ;
      5.4. инвентаризация и приведение выходных информационных потоков федеральных ведомств в соответствии с установленными классификационными требованиями (директивные, нормативные и иные требования);
      6. в части стимулирующих мер
      6.1. безвозмездное предоставление предприятиям информационного каркаса модели описания технологического способа производства продукции с учетом федеральных кодов;
      6.2. выведение из налогооблагаемой базы все затраты производителей на разработку новой продукции (способов) и обучение (переподготовку) персонала;
      6.3. введение стимулирующего налогообложения за увеличение показателя производительности добавленной стоимости, модернизацию производства;
      6.4. Приведение нормативных и законодательных актов с концепцией государственной политики в части поддержке производства продукции отечественными товаропроизводителями;
      6.5. с целью формирования общественного мнения о движении повышения производительности, как "национальной идеи", обеспечить на некоммерческой основе в электронных средствах массовой информации широкое обсуждение данных вопросов, а также, осуществить мониторинг сопровождения процесса его реализации.
     
     
      В этой ситуации, в оппозиции к неолиберальным взглядам правительства с лозунгом "Рынок сам все рассудит", существует реальная необходимость в создании общественной организации - Российский центр производительности (по аналогии с Японским центром производительности) - в функции которой должно входить концептуальное и методологическое обеспечение движения по формированию федеральных информационных осей координат, реанимации культуры производства, роста производительности добавленной стоимости у отечественных производителей.
     
      24-03-2003
     


Евгений Дашут. А король-то голый! // EUP.RU – Экономика и управление на предприятиях: [http://eup.ru/Documents/2003-03-24/1621A.asp, 24.03.2003]

 | к содержанию |

Рекомендуемая литература

 
В свободном доступе

Асаул А.Н.,  Карасев А.В. Экономика недвижимости: Учебное пособие, 2001.
Рассматриваются основные теоретические и практические проблемы функционирования недвижимости в народном хозяйстве страны. Излагаются понятия и содержание недвижимости, механизм осуществления государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Даются методы оценки стоимости объектов недвижимости и факторы, влияющие на их цену

Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития сельских поселений: Монография, 2002
Данное издание является попыткой представить на суд, как широкой общественности, так и отдельных слоев общества (научных работников, руководителей высшего звена в администрациях регионов, комитетов по сельскому хозяйству, агростройформирований и сельскохозяйственных организаций) комплексное исследование о развитии индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в сельских поселениях.

 | к содержанию |

Все новинки сайта


Познакомиться со всеми новинками проекта НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" Вы можете здесь.
.

© НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях"
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№12 (12), 31 марта 2003 г.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное