Инструменты достижения личного успеха в бизнесе и жизни. #47 (ноябрь 2010)
Думай голова – картуз
куплю… Или как перефразировал Эдвард де Боно русскую поговорку
В данной рассылке речь пойдет о
том, как повысить эффективность мыслительного процесса при анализе информации и
решении проблем. В плане применения, данный метод универсален – его можно
использовать как индивидуально, так и при работе в группе.
Эдвард
де Боно решил разделить мыслительные процессы на шесть типов. По его мнению,
любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его
собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и
отрицательные последствия каждого из этих решений. Если хаос, царящий в голове,
привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой
последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным.
Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления.
Для
того,чтобы методика лучше запоминалась,
Эдвард де Боно решил связать типы мышления с … цветными шляпами. В английском
языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора,
полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает
заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу
определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней
ассоциируется.
Методика
«Шесть шляп» универсальна — например, ее используют на совещаниях, чтобы
структурировать групповую работу и сэкономить время. Она также применяется и
индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Фактически
ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где
важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.
Правила надевания шляп
Естественно,
никаких шляп в реальности иметь не нужно — человек лишь виртуально надевает
головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения
задачи.
Если
руководитель предлагает своим подчиненным надеть свою белую шляпу — это
значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает
выкладывать лишь голые факты и цифры.
Пример:
Продажи данного продукта в 2009 году составили 20 миллионов
рублей.
Статистические данные, которыми мы располагаем, были собраны три
года назад.
Мышление в черной шляпе предназначено для
того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть
недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему
придираться. Но каждое высказывание должно быть обосновано. «Миссия» черной
шляпы — нанести на карту как можно больше зон риска.
Пример:
На этом рынке мы столкнемся с очень
высоким уровнем конкуренции.
Есть опасность, что новый
законодательный акт приведет к снижению нашей прибыльности.
Желтая шляпа —
антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев
желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но
свое видение должен обосновать. Мыслительный процесс в желтой шляпе
непосредственно с творчеством не связан. Все изменения, нововведения, рассмотрение
альтернатив происходят в зеленой шляпе.
Пример:
Это может сработать в таком-то секторе
рынка.
Мы можем задействовать имеющиеся
ресурсы из другой области нашей деятельности.
Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и
недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие новые подходы возможны
в сложившейся ситуации.
Пример:
А что если предоставить эту услугу
бесплатно?
А что если использовать такое-то
новейшее оборудование?
Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на
30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически
предоставляет собравшимся возможность выпустить пар и сказать, что они думают о
предложении, процессе и прочее.
Пример:
Я не уверен, что это сработает.
Я в бешенстве, что мы запустили этот вопрос до такой степени!
Синяя шляпа управляет
процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к
единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещание, он все
время в синей шляпе.
Пример:
Что ж, пора переходить к желтой шляпе.
Наверное, стоит пересмотреть задачу,
поставленную изначально.
Относительно
того, в какой последовательности менять шляпы в ходе совещания, четких
рекомендаций нет — все определяется конкретной ситуацией.
Например,
если вы зашли в тупик в решении какой-либо задачи, у вас опускаются руки и вас
захлестывают негативные эмоции, сделайте следующее.