Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инструменты достижения личного успеха в бизнесе и жизни. #47 (ноябрь 2010)


Думай голова – картуз куплю… Или как перефразировал Эдвард де Боно русскую поговорку

 

В данной рассылке речь пойдет о том, как повысить эффективность мыслительного процесса при анализе информации и решении проблем. В плане применения, данный метод универсален – его можно использовать как индивидуально, так и при работе в группе.

Эдвард де Боно решил разделить мыслительные процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления.

Для того,  чтобы методика лучше запоминалась, Эдвард де Боно решил связать типы мышления с … цветными шляпами. В английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Методика «Шесть шляп» универсальна — например, ее используют на совещаниях, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. Она также применяется и индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.

Правила надевания шляп

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно — человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Если руководитель предлагает своим подчиненным надеть свою белую шляпу — это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры.

Пример:

  • Продажи данного продукта в 2009 году составили 20 миллионов рублей.
  • Статистические данные, которыми мы располагаем, были собраны три года назад.

Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Но каждое высказывание должно быть обосновано. «Миссия» черной шляпы — нанести на карту как можно больше зон риска.

Пример:

  • На этом рынке мы столкнемся с очень высоким уровнем конкуренции.
  • Есть опасность, что новый законодательный акт приведет к снижению нашей прибыльности.

Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать. Мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан. Все изменения, нововведения, рассмотрение альтернатив происходят в зеленой шляпе.

Пример:

  • Это может сработать в таком-то секторе рынка.
  • Мы можем задействовать имеющиеся ресурсы из другой области нашей деятельности.

Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие новые подходы возможны в сложившейся ситуации.

Пример:

  • А что если предоставить эту услугу бесплатно?
  • А что если использовать такое-то новейшее оборудование?

Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар и сказать, что они думают о предложении, процессе и прочее.

Пример:

  • Я не уверен, что это сработает.
  • Я в бешенстве, что мы запустили этот вопрос до такой степени!

Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещание, он все время в синей шляпе.

Пример:

  • Что ж, пора переходить к желтой шляпе.
  • Наверное, стоит пересмотреть задачу, поставленную изначально.

Относительно того, в какой последовательности менять шляпы в ходе совещания, четких рекомендаций нет — все определяется конкретной ситуацией.

Например, если вы зашли в тупик в решении какой-либо задачи, у вас опускаются руки и вас захлестывают негативные эмоции, сделайте следующее.

 Читать полностью >>>


В избранное