Инструменты достижения личного успеха в бизнесе и жизни. #45 (ноябрь 2010)
Две ключевые стратегии влияния
Как часто в процессе работы мы словно натыкаемся на невидимую
стену: нам необходимо, чтобы другой человек что-то сделал, но мы не
можем приказать ему (этот человек не подчиняется нам или наше задание не
входит в его должностные обязанности). Что делать в такой ситуации, как
повлиять на действия другого человека? Ответу на этот вопрос и
посвящена наша рассылка. Рассылку подготовил бизнес-тренер Дмитрий
Козлов (http://www.dakozlov.ru)
Под влиянием в бизнес-среде мы будем рассматривать психологическое
влияние. Как правило, такой вид влияния, необходим именно тогда,
когда у руководителя нет возможности использовать формальную власть.
Речь идет о ситуациях, в которых мы не используем никаких
административных, организационных, материальных, физических рычагов
воздействия на человека. Это чаще всего происходит с равными или
вышестоящими по положению людьми. Иногда влияние необходимо и с
подчиненными, если мы хотим от них чего-то, выходящего за рамки их
обязанностей.
Дадим определение данному понятию в
описанном контексте. Влияние – способность добиться от других людей
необходимого результата без применения формальной власти.
2 стратегии влияния
Прежде, чем мы расскажем
вам про стратегии влияния, давайте посмотрим на характеристики ситуации,
в которой происходит влияние. В ней есть «я», есть тот, на кого я
планирую влиять («ты»), есть сама ситуация взаимодействия «мы», и
«контекст», в котором влияние происходит.
Исходя из представленной схемы, психологи выделяют 2 стратегии
персонального влияния «Я - влияние» и «Ты - влияние», каждая из
которых может быть весьма эффективной. Эти стратегии требуют от
человека, оказывающего влияние, различного набора личностных качеств,
установок и навыков. В своем крайнем выражении можно говорить о 2
типажах, 2 типах личности, которые могут решать задачи влияния.
Человеку, по его натуре, бывает легче использовать ту или иную
стратегию. Можно сказать, что для каждого человека существует первичная и
вторичная стратегия. Первичная стратегия – эта та, которая наиболее
соответствует его натуре.
«Я-влияние» - действительно
похоже на то, что в обществе принято называть влиятельным поведением.
Человек, использующий «Я – влияние», излучает уверенность в себе и своих
словах, целях. Его речь экспрессивна, выразительна, заряжена энергией.
Он вдохновляет, воодушевляет, вызывает желание следовать за собой. Его
партнеры забывают о себе. В отличие от данной стратегии, стратегия «Ты-влияние»
может быть незаметной. Человек, использующий «Ты - влияние», внимателен
и спокоен. Он сначала долго слушает, спрашивает, наблюдает, а потом,
опираясь на полученную информацию, показывает партнеру, что ему самому
выгодно.
Дадим более подробное описание данных стратегий
«Я – влияние»
«Ты –
влияние»
Установки
на взаимодействие
Главное
- вера в себя и свои цели. «Если верю я, то поверят и они».
Главное – знание и понимание особенностей партнера.
«Если я хорошо знаю его, то я смогу его убедить».
Внешние проявления, действия
Говорит и аргументирует
Спрашивает, слушает и наблюдает
Ведет за собой
Подстраивается
под партнера
Вдохновляет,
вызывает желание следовать за собой
Выявляет
индивидуальные потребности партнера и предлагает, адресуясь к ним
Предпринимает специальные усилия для
усиления энтузиазма партнера
Предпринимает
специальные усилия для:
создания атмосферы
доверия и понимания
построения контакта, «снятия» помех в
коммуникации, нахождения общего языка
Использует свою энергию
Использует
энергию партнера
Как
воспринимается со стороны
Энергичен, экспрессивен и выразителен, проявляет энтузиазм
Внимателен, спокоен, терпим
Его речь интересна, его интересно слушать
Он хороший слушатель, ему интересно рассказывать
Воспринимается как человек, думающий
о себе и своих целях
Воспринимается как человек,
думающий о партнере и о его целях
Результат
Создает
свой авторитет, вызывает, в первую очередь, уважение
Строит отношения, вызывает, в первую очередь, доверие
После общения с ним партнер ощущает
его ценность
После общения с ним
партнер ощущает свою ценность
Партнер начинает следовать за ним, подражать. Меняется
состояние и мнения партнера
Партнер
делает то, что, как ему кажется, он и сам собирался делать
Влияние заметно партнеру
Влияние может быть незаметно партнеру.
Проблемы,
возникающие при
неумелом использовании стратегии
Воспринимается партнером, как центрированный на себе,
эгоистичный
Воспринимается партнером,
как пассивный, податливый
Кажется
монологичным, навязчивым
Кажется
скучным, не запоминается
Во многих
ситуациях можно добиться успеха, использую любую из стратегий. В ряде
ситуаций предпочтительней одна из них. Поэтому каждому человеку
желательно владеть 2 стратегиями. Идеальный результат - стать мастером в
свей первичной стратегии влияния и довести до приемлемого базового
уровня свою вторичную стратегию.