Супербизнес или как добиться совершенства в бизнесе. Мини-кейс 'Укрощение строптивого'
Рассылка
для руководителей и владельцев бизнеса
Выпуск № 27 от 14.04.08
Здравствуйте, дорогие читатели!
Очень приятно, что многие из вас постоянно участвуют в наших мини-кейсах и присылают ответы даже на самые, казалось бы, неразрешимые задачки.
Сегодня анализируем мини-кейс «Спасти рядового «Марвина».
Ситуация: Небольшой магазин женской одежды «Марвин», который существует уже 1,5 года, попал в критическую ситуацию. Его основная целевая аудитория: женщины в возрасте 25-35 лет. Ценовая категория 30-65$ за единицу. Поток покупателей небольшой, поэтому ориентировка идет, в основном, на постоянных клиентов – им предоставляются скидки 5%. 2 месяца назад рядом открылся стоковый магазин европейской одежды с ежедневными растущими скидками, обновление ассортимента происходит каждую неделю. Они раздают
флаеры перед входом в магазин и в местах скопления людей.
После этого в «Марвине» резко упала прибыль и снизилось количество постоянных клиентов, так как целевая аудитория такая же, как и у соседнего магазина. Вскоре уволились несколько продавцов из-за снижения зарплаты (поскольку снизился процент с продаж).
Вопрос: с чего начать, как поднять умирающий магазин?
Большинство из вас сошлись на том, что нужно изменить ассортимент магазина: «Необходимо поменять либо расширить ассортимент предлагаемой продукции. За счет расширения ассортимента можно добиться отличия от рядом стоящего конкурента» - пишет Антон Бесщетников. Юлия Толстова тоже предлагает «расширить ассортиментную группу – добавить одежду юношескую, детскую или мужскую, или для полных. Здесь почва для фантазии есть. Надо только оглянуться и понять – что же требуется народу».
Похожую версию дает и наш постоянный участник Сергей Сидорук: «Стремиться к перепрофилированию магазина так, чтобы являться не конкурентом, а дополнением стокового магазина, т. е. занять новую нишу: а) торговля мужской или детской одеждой и обувью для той же ценовой категории, б) торговля эксклюзивной женской (а может, и мужской или детской) одеждой и обувью, аксессуарами, но для другого ценового уровня».
Мне очень понравилось письмо Светланы Дильман, которая не просто описала в подробностях необходимые действия, но и добавила мотивацию покупателей. Приведу небольшой отрывок: «Плюс «Марвина» в уютной атмосфере, не все любят огромные магазины с толпами народа и огромными очередями». Действительно, важно отстроиться от конкурентов и создать уникальное предложение.Светлана, в рамках ограниченного бюджета магазина, предлагает поступить так: «Можно организовать витрину с предложением
комфортного шоппинга, шоппинга без суеты и давки, с фото улыбчивых продавщиц или плакатов покупательниц в примерочных с шампанским. Это очень недорого (просто напечатать плакаты в витрину), а покупательницы пойдут от сток-центра!»
Правильный, на мой взгляд, подход к вопросу о рекламе предложил Марков Сергей: «Про рекламу – естественно, она должна быть и ее должно быть много. Другой вопрос, что решать такую проблему в лоб – копируя стоковцев не самый удачный вариант. Ну, будут стоять тридцать три промоутера и раздавать листовки. Не интересно. Должна быть какая-то фишка. Например, запустить статьи в местных изданиях – что вот, такой симпатичненький магазин, что там действительно продают классные вещи, не то в чем ходит
весь город. При правильном подходе такая реклама обойдется значительно дешевле. Нужно будет поработать с продавцами. Обстановка в дорогом «элитном» магазине и общение с покупателями должна быть не такой как в стоковом».
Еще один постоянный участник наших мини-кейсов Александр Воронков советует дипломатические переговоры: «Руководству магазина «Марвин» необходимо в кратчайшие сроки провести переговоры с руководством нового магазина и попробовать договориться о разделе рынка. Ассортимент женской одежды достаточно большой, чтобы два магазина могли торговать рядом и не быть прямыми конкурентами. Плохой мир лучше хорошей войны. Вряд ли новый магазин заинтересован в долгой ценовой войне, а торговать всем сразу очень
тяжело. Если же предпринятые действия не приносят желаемый результат стоит подумать о переходе на другую целевую аудиторию (например, 35-45 лет) или другую ценовую группу».
Более полные версии ответов на мини-кейс Вы можете посмотреть, перейдя по этой ссылке «Лучшие ответы на мини-кейс «Спасти рядового «Марвина»
Резюмируя ваши ответы и мое собственное мнение по данному вопросу, приведу самое, на мой взгляд, оптимальный вариант выхода из сложившейся ситуации: позиционирование магазина с точки зрения уникальности предоставляемых товаров. Ни в ценовом сегменте, ни в сегменте объемов продукции магазин не может конкурировать с огромным стоковым центром. Соответственно, он должен, как правильно многие из вас заметили, изменить свою целевую аудиторию: если стоковый магазин направлен на удовлетворение массового потребителя,
то «Марвин» должен стать магазином для «избранных». Каждый человек хочет чувствовать себя уникальным и приближенным к элите, даже если таковым не является. Любой хочет, чтобы ему уделяли внимание и заботились – вот за счет чего люди будут идти в «Марвин». Ведь именно там они получат то, что хотят, то, чего уни уж точно не получат в «народном» стоковом центре. Как сделать так, чтобы об этой уникальности узнали потенциальные покупатели «Марвина»? Это можно сделать за счет еще оставшихся постоянных покупателей:
всячески окружить их заботой, вручить дисконтные карты (до 10 %) и т.д. Прочувствовав на себе все прелести «Марвина», многие расскажут об этом чуде своим знакомым, те своим и т.д. Это даст приток новых заинтересовавшихся покупателей. И если уровень будет соответствующим, скорее всего, они захотят вернуться.
Неплохо было бы также и расширить ассортимент, это привлечет новые сегменты покупателей, что даст приток дохода.
В связи с описанным мини-кейсом, вспомнилось, как в 90-е годы, когда рынок был популярнейшим местом покупок для всей семьи, обычный магазин смог составить ему конкуренцию. Что сделал хозяин магазина? Он просто предоставил комфортабельные условия для покупателей: удобные примерочные, красиво и аккуратно развешенную одежду. При этом цены на товары были такими же, как на рынке. И, конечно, многие потянулись в этот магазин, поскольку комфорт любят все. Буквально за несколько месяцев магазин стал супер популярным
в городе и, соответственно, доходным для владельца.
Еще один реальный пример: в одном городе, у магазина по продаже велосипедов был сильный конкурент - рынок, на котором тоже продавались велосипеды, по более низкой цене. Конечно, основной поток покупателей шел туда. Однако, предприимчивые владельцы магазина придумали следующее: они выявили, кто является их клиентами. Это, в основном, были подростки, которые учатся в школе, и их родители, т.к. родители платили за них. Поэтому была организована акция тест-драйв велосипеда прямо в магазине, и рекламные листовки
раздавали рядом со школами. На листовках было предложение для школьников придти в магазин и попробовать прокатиться на любом понравившимся велосипеде. Когда ребенок приходил, продавец говорил, что если ему действительно нравится велосипед и он хочет, чтобы ему его купили, то нужно привести родителей, и тогда он поможет ему уговорить родителей купить этот велосипед. И ребенку придавалась большая значимость – ребенок словно нанимал себе продавца, чтобы тот помог ему продать родителям идею о покупке нового велосипеда.
И это оказалось успешно. Магазин стал процветать и вскоре рынок просто закрылся.
Сегодня представляю Вашему вниманию новый кейс.
«Укрощение строптивого»
Ситуация: молодой специалист Василий Пупкин проработал в крупной иностранной компании по производству оборудования «Machine» около двух лет и готовился возглавить отдел. Руководство же приняло на должность начальника отдела человека со стороны (того же возраста, что и работающий в компании специалист, но с зарубежным образованием и опытом работы за рубежом). Объяснили это тем, что гораздо эффективнее будет работать руководитель с
зарубежным опытом работы, поскольку компания иностранная. Однако, назначение было сделано вопреки прежним словам руководства назначить на эту должность Пупкина Василия.
Василия это очень задело. И теперь он «вставляет палки в колеса» новому начальнику – не исполняет поручаемое в срок или исполняет, но не в полном объеме. Безусловно, от этого страдает производство, и снижаются прибыли. И вызывает конфликтные ситуации. Казалось бы, выход простой: уволить нерадивого сотрудника.
Однако, в компании наблюдается кризис квалифицированных кадров, поэтому потерять такого опытного сотрудника, который очень хорошо знает производство, компания не может себе позволить.
Вопрос: Что сделать, чтобы мотивировать сотрудника качественно и добросовестно выполнять свою работу и не саботировать начальника?
Свои ответы присылайте по адресу: vk@bizforward.spb.ru Лучшие из них будут опубликованы на сайте www.bforward.ru (Меню Статьи-Мини-кейсы). Удачи!
Смолякова Галина Владимировна
Президент компании BusinessForward www.bforward.ru
BusinessForward рекомендует:
«Как построить саморазвивающуюся компанию» 28 апреля 2008 года
Цель: рассмотреть элементы технологии управления, позволяющие построить саморазвивающуюся компанию.
Результат: руководители, знающие основные принципы, по которым строится саморазвивающийся бизнес, и способные их применить.
На семинаре Вы узнаете:
∙ Основные функции учредителя бизнеса.
∙ Как повысить ответственность своих руководителей.
∙ Как привлекать продуктивный персонал в компанию.
∙ Как увеличить понимание сотрудниками Ваших идей, планов и приказов.
∙ Недостающий элемент, уникальные данные из программы «Усилитель Мощности руководителя».
Место проведения: г. Санкт – Петербург, ул. Ломаная, дом 11, 6 этаж, Конференц-зал.
Стоимость участия: 9500 р. В стоимость входят методические пособия, кофе – брейки. .
Узнать подробности и записаться на семинар можно по тел: (812) 373-41-80; 373-52-33
«Как совместить "несовместимое" - успешную карьеру и семейное счастье» 28 мая 2008 года
Цель семинара: Дать практические данные о том, как создавать и поддерживать такие отношения в семье, которые бы доставляли удовольствие и помогали с успехом достигать совместных и личных целей в бизнесе и жизни.
15:00 - 17:30
∙ Что является самой серьёзной ловушкой во взаимоотношениях и как её избежать;
∙ Как предотвращать расстройства и улаживать их;
∙ Как научиться работать вместе;
∙ Когда муж и жена работают вместе, каким образом им лучше обсуждать деловые вопросы;
∙ Как поддерживать друг друга в том, чтобы повышать компетентность;
∙ Каков настоящий замысел взаимоотношений;
∙ Что является задачей №1 для мужа и жены;