Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Успех в стиле action

  Все выпуски  

Основные этапы реализации успешного процессного менеджмента фирмы в стиле экшн и драйв Условия реализации Этапы Варианты практической реализации требований СМК и процессного управления в предсертификационный период Национальные особенности реализации. IDEF0 Поэтапный порядок обучения руководителей


Информационный Канал Subscribe.Ru

УСПЕХ В СТИЛЕ ACTION

#006 от 26.06.2005
ведущий Александр ПИВНИК

Бизнес в стиле action and drive

Основные этапы реализации успешного процессного менеджмента фирмы в стиле экшн и драйв

Цели реализации процессного управления в стиле экшн и драйв предприятием:

  1. Оптимизация системы корпоративного управления за счет стандартизации процессов
  2. Организация необходимой прозрачности принятия управленческих решений
  3. Организация способности гибкого реагирования системы корпоративного управления на изменения внешней среды
  4. Организация идентификации границ процессов (все проблемы в деятельности предприятия возникают на границах процессов подразделений)
  5. Организация регламентации:
  6. - порядка планирования целей и деятельности
    - взаимодействия между макропроцессами и подразделениями внутри их
    - ответственности и полномочий владельцев процессов и всех руководителей
    - порядка действий владельцев процессов, всех руководителей и персонала в нештатных ситуациях
    - порядка действий владельцев процессов при ведении документации (документирование СМК, технической, директивной, управленческой и др.)
    - системы показателей, характеризующих результативность и эффективность процессов (отношение полученных результатов к затратам времени, финансовых и других ресурсов)
    - порядка рассмотрения результатов процессов и принятие управленческих решений по корректировке несоответствий
    - достижения плановых показателей (по объему, качеству, номенклатуре и срокам)
    - показателей продукции, производимой процессами
    - показателей удовлетворенности потребителей результатами деятельности процессов предприятия
  7. Организация обеспечения уверенности у соучредителей предприятия в том, что система корпоративного управления нацелена на постоянное повышение эффективности.
  8. Организация идентификации и оптимизации менеджмента бизнес риска при управленческих, коммерческих, действиях, риска связанного с поставщиками, риска компетенции персонала, технического риска, технологического риска, производственного риска, финансового риска.

Условия реализации процессного управления в стиле экшн и драйв предприятием

Условия, противодействующие реализации процессного управления предприятием:

  • Отсутствие "лидерства руководителя"
  • Отсутствие команды управленцев верхнего уровня, отсутствие заинтересованности и участия руководства верхнего уровня, и особенно генерального директора (непонимание и нежелание понимать процессный подход к управлению предприятием)
  • Некорректная постановка целей процессного управления предприятием
  • Попытка решать проблемы процессного подхода без участия руководителей, а только силами отдела управления качеством (ОУК)
  • Отсутствие описаний документированных процессов, отсутствие границ процессов
  • Неэффективное применение или отсутствие применения методов моделирования процессов
  • Оторванность от процесса документирования процессов среднего и низшего звена руководителей предприятия (в силу зависимости реализации процессного подхода от персональных возможностей руководителей)
  • Недостаточное освещение Цели или отсутствие ее
  • Сопротивление и противодействие персонала реализации процессного подхода (восприятие процессного подхода как дополнительную обузу и саботирование поэтому).
Условия, содействующие реализации процессного управления предприятием:
  • Заинтересованность и участие руководства верхнего уровня, особенного генерального директора
  • Подготовленность персонала - обучение
  • Изучить процессное управление и проникнуться философией процессного управления
  • Освоить основные термины и определения ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001
  • Научиться применять регламенты, показатели, экономику процессов
  • Изучить методологию описания процессов
  • Освоить практическое управление процесса по анализу показателей процесса из описания, документированного процесса.
  • Увидеть реальную практическую ценность от использования цикла Деминга для целей повышения эффективности и результативности деятельности предприятия.

Этапы реализации процессного управления в стиле экшн и драйв предприятием

  1. Корпоративные интересы (Политика и Цель);
  2. Каскадное обучение руководителей;
  3. Определение процессов. Определение входов и выходов, поставщиков входов и потребителей выходов. Определение собственников макропроцессов, ответственных за процессы, подпроцессы и операции. Документированный процесс;
  4. Определение процедур - как способа осуществления процессов. Документированная процедура;
  5. Документирование по программе ИСО сертификации всех документов СМК;
  6. Определение плановых ресурсов и плановых сроков выполнения процессов (отделы стратегического планирования и перспективного развития);
  7. Контроль над обеспечением и выполнением процессов. Управление процессами.

Второй вариант практической реализации требований СМК и процессного управления в предсертификационный период

  1. Создание команды
  2. ПЕРЕВОД СТП в электронный вид
  3. Каскадное обучение
  4. Политика
  5. Процессное управление предприятием
  6. Процессная структура предприятия
  7. Цель
  8. Внутренний аудит
  9. Курс повышения квалификации по СМК
  10. Документированный процесс
  11. Доказательства процессного подхода
  12. Доработка СТП
  13. Процессные положения подразделений
  14. Должностные инструкции
  15. Доказательство процесса удовлетворения потребителей
  16. Переаттестация руководителей всех уровней
  17. Совет по качеству
  18. Дни качества
  19. Доказательство процесса постоянного улучшения
  20. ПЛАН КАЧЕСТВА
  21. Руководство по качеству
  22. Документирование СМК (напр., в программе ИСО ратник версии 4.0)
  23. Измерение и управление процессами (напр., в программе ИСО ратник версии 6.0).

Доработка процессного подхода до практического применения:

  1. В IDEF/0 необходимо представить процесс управления подразделения. Функция, имеющая три входа (каждый вход может иметь много входящих) и один выход (каждый выход может иметь много выходящих). Типовые процессы управления: планирование (менеджмент ресурсов), распределение плановых заданий по специалистам подразделения (процесс руководства - учесть анализ процессов на результативность и эффективность), операции процесса (процесс жизненного цикла продукции), операции контроля (процесс измерений и мониторинга - учесть корректирующие и предупреждающие действия)
  2. В каждом процессе руководителя учесть корректирующие и предупреждающие действия в качестве процесса Измерения и Мониторинга
  3. В каждом процессе руководителя учесть анализ процессов на результативность и эффективность процесса Высшего Руководства
  4. Процессы администрации.

В каждом процессе руководителя учесть идентификацию и прослеживаемость, как принцип документирования:

  1. Процессное управление оперативными совещаниями
  2. Процессное составление проектов бизнес-плана.

Любое обращение к вышестоящему руководителю с предложением, должно быть оформлено в виде проекта бизнес-плана.

Проект бизнес-плана должен содержать:

  • Блок схему процесса по предлагаемому бизнес-плану
  • Описание процесса, предлагаемого бизнес-плана
  • Экономическую часть проекта бизнес-плана

От стандартизации процессов технического контроля, пооперационного контроля - к стандартизации процессов управления выпуском качественной продукции.

При моделировании процессов управления необходимо учитывать три подхода в следующих ситуациях:

  1. Когда все хорошо
  2. Когда ни шатко, ни валко
  3. Когда все плохо

Каждый подход к стандартизации управленческих процессов отличен для видов бизнеса:

  1. Производственный вид бизнеса
  2. Коммерческий вид бизнеса
  3. Финансовый вид бизнеса

Кроме того, необходимо учитывать национальные особенности при реализации управленческих бизнес процессов, представленные в таблице.

N п.п.

Национальный стиль

Амери-канский стиль

Российский стиль

Немецкий стиль

Японский стиль

1

Когда все плохо

О'кей

Авось кривая выведет

Педантичность, порядок и экономность выведет из ямы

Начинают наводить порядок на рабочем месте - метод 5С, упорядочение, метод 1, метод 0

2

Когда ни шатко, ни валко

О'кей

Авось будет лучше

Педантичность, порядок и экономность приведет к улучшению

Пора начинать процесс Кайдзэн

3

Когда все хорошо

О'кей

Авось всегда так будет

Педантичность и порядок, приведет еще к лучшему

Анализ положения, приведшего к хорошему и введение предупреждающих действий от ухудшения

Теория управления при СССР признавала обратную связь: положительную и отрицательную. В процессном управлении цикл Деминга играет роль положительно-отрицательной обратной связи в зависимости от ситуации, подхода и цели. Цикл Деминга - пульсирующая, циклическая спираль.

Процессное управление начинается с идентификации всех сложных управленческих процессов.

IDEF0 (методики САДТ и ФСА) должен позволить провести декомпозицию сложных процессов. Сначала сложные процессы декомпозируются (расписываются с применением логики) на ряд простых процессов. Затем простые процессы, декомпозируются на тривиальные процессы, понимание которых не требует никаких пояснений, а для действия тривиального процесса применяется только одна документированная процедура.

Дальше ФАСТ позволит сделать анализ декомпозированных процессов по убыточности, ценности, зацикливании, важности, главенства, и оптимизировать сложный управленческий процесс. Дополнительно при анализе процессов может быть применена методика "почему - почему".

Третий вариант внедрения процессного управления в стиле экшн и драйв

  1. Разработка Политики в области качества.
  2. Разработка положений о подразделениях, совмещённых с процессными документами, и требующие выдвинуть корпоративные интересы структурных подразделений и служб.
  3. Разработка Целив области качества (на основе корпоративных интересов структурных подразделений и служб).
  4. Реструктуризация управления в соответствии с процессным управлением.
  5. Проведение внутреннего аудита структурных подразделений и служб.
  6. Разработка макро процессных документов с процедурами.
  7. Документирование всех документов СМК в программе "ИСО ратник 5.0".
  8. Разработка руководства по качеству.

Четвертый поэтапный порядок практического запуска в действие СМК и процессного управления

Практическая реализация требований ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 разбита на этапы:

  1. предсертификационный - выполняет персонал предприятия
  2. сертификационный - выполняет сертификационный орган или организация, уполномоченная сертификационным органом для проведения сертификационного периода
  3. сертификация - выполняет сертификационный орган

Предсертификационный период, выполняемый персоналом предприятия, разделяется на ряд последовательных шагов:

  • разработка и утверждение Политики предприятия в области качества
  • каскадное обучение персонала СМК и процессному управлению
  • разработка и утверждение Цели предприятия в области качества
  • процесс внутреннего аудита
  • квалификационная подготовка персонала СМК и процессному управлению на курсах повышения квалификации СМК
  • переаттестация персонала предприятия по СМК и процессному управлению

Обязанность высшего руководства и собственника предприятия в момент разработки корпоративных интересов персонала в области СМК - выслушать и проанализировать корпоративные интересы персонала в области СМК, какие бы абсурдные они не были. Корпоративные интересы авторов служебных патентов входят составной частью в корпоративные интересы персонала в области СМК. Политика разрабатывается высшим руководством и собственником предприятия, а Цель разрабатывается персоналом предприятия. Политика спускается сверху, а цель поднимается снизу и происходит их согласование методом взаимного обсуждения и редактирования до тех пор, пока Цель не будет устраивать обе договаривающие стороны. Цель определяет мотивацию и вовлеченность персонала в области качества. Насколько персонал замотивирован и вовлечен в процессы СМК, настолько и будет эффективно и результативно работать СМК на предприятии. Данный процесс разработки "ЦЕЛИ предприятия в области качества" происходит по логической схеме, представленной ниже:

1. Принятие решения о формировании (пересмотре) Цели области качества (кто: Генеральный директор);
2. Разработка проекта Цели руководителями структурных подразделений предприятия и передача в отдел управления качеством - ОУК (Руководители структурных подразделений);
3. Разработка предложений по дополнению, изменению проекта Цели и передача их в ОУК (Руководители структурных подразделений);
4. Формирование проекта Цели по предложениям структурных подразделений в ОУК (Заместитель генерального директора по СМК);
5. Обсуждение проекта Цели на совещании у Директора (при наличии проблем возврат на п.3);
6. Утверждение Цели Генеральным директором.

Поэтапный порядок обучения руководителей практической реализации требований ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001

  1. Каскадное обучение
  2. Проводится в несколько этапов. Сначала зам. Ген. Директора по СМК обучает собственников макропроцессов по типовой программе. Затем собственники макропроцессов обучают своих ответственных за процессы по типовой программе, а те в свою очередь обучают своих ответственных за подпроцессы по той же самой типовой программе. Таким образом, производится подготовка руководителей к курсам повышения квалификации.

  3. Сдача экзамена на курсах повышения квалификации
  4. Список руководителей для обучения и сдачи экзамена на курсах повышения квалификации формируется по личному заявлению руководителей, считающих себя готовыми для обучения и сдачи экзамена на курсах повышения квалификации. Если руководитель не сдал экзамен после обучения на курсах повышения квалификации и не получил удостоверения то он обязан восстановить те денежные средства, которые были потрачены на его обучение путем внесения их в кассу фирмы. Повторная сдача проводится аналогично, но не ранее чем через 4 месяца.

  5. Практическое использование процессного подхода в своей деятельности каждым руководителем
  6. В результате прохождения двух предыдущих этапов обучения руководитель обязан выполнять все свои управленческие процессы только по документированному процессу и начинать документировать производственные процессы.

  7. Переаттестация по системе менеджмента качества
Переаттестация руководителей по системе менеджмента качества проводится ежегодно по плану, при этом учитываются доказательства аттестуемых руководителей:
  • применяемости процессного подхода в своей деятельности;
  • процесса удовлетворения потребителей;
  • результаты аудита.
В случае если руководитель не пройдет переаттестацию назначается повторная, но не ранее чем через 4 месяца.

Обо всем этом и по всем вопросам более подробно поговорим следующий раз. Если у ВАС возникают вопросы, то задавайте, и мы постараемся акцентировать свое внимание на ответах по ВАШИМ вопросам.

Спасибо за внимание, до встречи.


ведущий рассылки Александр ПИВНИК
адрес сайта

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.successaction
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное