Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свое дело - начинай смело!

  Все выпуски  

Свое дело - начинай смело!


Своё дело - начинай смело!

"Деньги любят счет, а хлеб – меру."
Народная поговорка.

Как понять свой бизнес, или Как призвать цифры к себе на службу?

    

      Любой бизнес тесно переплетен с математикой, иначе это не бизнес. Будь то торговое предприятие, производственное или оказание услуг. Даже «творческие» бизнесы, и те требуют холодного математического расчета.RightstartЛюбые результаты должны быть оцифрованы: количество проданных продуктов, доход с продаж, прибыль и т.д. Цифры, и только цифры, способны помочь нам принять правильное решение. Они показывают, где у нас сильные и где слабые места, куда мы можем еще расти, а куда уже нет, сколько еще надо усилий, чтобы выйти на качественно новый уровень и насколько мы оторвались от конкурентов.
      Каждому руководителю полезно иметь под рукой «приборную доску» - простую систему бизнес-показателей, которая позволит в реальном времени видеть, что происходит на предприятии или вне его, позволит понять в каком месте необходимо принимать меры, где «подкрутить гайки».
      Для того, чтобы составить такую систему, возможно, правильней будет обратиться к экономисту, однако при желании и наличии времени можно и самому ее разработать.
      Первое, что нужно понять, это то, что показатели могут помочь решать тактические (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные) задачи. Если сравнить с вождением автомобиля, то датчики спидометра и оборотов двигателя будут выполнять роль тактических, тогда как датчик уровня бензина – стратегическую.
      Опять же, не нужно забывать о чисто визуальном осмотре – уровне износа шин, яркости фар и прочем. В бизнесе многое можно увидеть и без точного замера: опыт и интуиция позволяют принимать мгновенные решения. Однако опыт и интуиция, подкрепленные верными цифрами, – во сто крат точней и эффективней.
      Прежде чем разрабатывать систему показателей, нужно понять и описать свой бизнес «от и до», необходимо разобраться в цепочке бизнес-процессов, которые существуют у вас в компании. Например, в случае торговой компании, упрощенные бизнес-процессы можно представить в следующем виде: приобретение товара, завоз его на склад, распределение товара по торговым точкам, реализация его или возврат на склад. Это что касается движения товара. Затем описываем движение денег, распоряжений и пр. Затем, каждый этап в цепочке рассматриваем с точки зрения эффективности, то есть, что на этом этапе может помочь достичь ЦЕЛИ (как правило, увеличение прибыли), а что может мешать. Rightstart Например, на этапе заказа товара эффективность может оцениваться уровнем скидки, качеством и актуальностью товара, а также оговоренными сроками доставки. Сравнивать эти показатели можно со своими прошлогодними, с текущими конкурентскими или общерыночными.       С первого взгляда кажется, что это сложно и всегда можно найти причины этого не делать. Однако иначе вы свой бизнес не просчитаете, не поймете. У вас всегда будут «белые пятна» и «мертвые зоны», которыми не преминут воспользоваться ваши конкуренты или ушлые работники. Тем более, что данную работу нужно делать не часто: товар закупается раз-два в сезон.
      Таким образом, выписав все этапы и процессы в бизнесе, вы можете рядом проставлять тот или иной показатель эффективности. Ранжируйте их и выбирайте самые важные, самые ключевые, самые наглядные. Допустим, для отдела продаж это будет соотношение покупателей и посетителей. То есть, сколько из зашедших в магазин людей вашим продавцам удалось превратить в реально купивших товары.
Раз в неделю требуйте от работников отчеты и составляйте (или поручайте эту работу надежному человеку) графики и диаграммы. Они вас не обманут. RightstartВы можете использовать как количественные (натуральные), так и стоимостные показатели. Производительность (кол/час) труда и оборудования легче рассчитывать в натуральных показателях, нагляднее. Вместе с тем понять общие тенденции лучше позволяют стоимостные: уровень рентабельности, себестоимость и др.
      Таким образом, если вы хотите понимать свой бизнес и знать, где его можно улучшить, вам необходима система качественных и понятных показателей, они всегда будут вам самыми надежными помощниками. Используйте их и растите свой бизнес!

(c) Василий Дмитрук

В избранное