"Семья, как корпорация, а семейный бюджет - акционерный
капитал"
(Спицын Владимир)
Семейный бизнес
   
           Как приятно бывает проводить время с семьёй! Когда все собираются за столом – это настоящий праздник. К сожалению, во многих семьях такие праздники случаются не часто. Родители с утра до вечера пропадают каждый на своей работе. Да и бабушки и дедушки иногда подрабатывают, так как пенсия сегодня не у всех большая. И только на выходных или по праздникам семья может насладиться общим столом. Разъединяющая
работа… Именно из-за неё страдает общение между членами семьи. Но можно ли иначе? Оказывается, можно. На самом деле, работа может сплочать семьи. Речь идёт о семейном бизнесе, который распространён по всему миру. Благодаря такому бизнесу растёт доверие, понимание и сплочённость. Родственники острее чувствуют ответственность друг перед другом, забота принимает реальные очертания. Рассмотрим историю некоторых современных семейств, занимающихся именно таким бизнесом.
   Мюлье - самая богатая семья во Франции. В мире они более всего известны тем, что владеют сетью гипермаркетов Auchan – европейским Wal-Mart. Как это ни странно, никто из членов семьи не входит в список миллиардеров Forbes. И это при годовом доходе одного лишь Auchan в 36 миллиардов евро! Почему? Все дело в том, что доли во всех компаниях,
принадлежащих семье, равномерно распределяются между всеми ее членами. Здесь нет отдельной личности, которая могла бы похвастаться несметным богатством, но вся семья целиком является одной из самых богатых в Европе. Это одно из главных правил семьи, скрепленных договором. Это обеспечивает финансовую безопасность всех её членов. Мюлье никогда не брали партнеров для бизнеса со стороны. Это ещё одна из традиций семьи. Всё только совместными усилиями.    История их бизнеса начинается с послевоенных времён, когда глава семейства открыл свой собственный магазин. Увы, это предприятие обанкротилось. Но он не сдался, продолжая искать пути для своего бизнеса. Ключевым моментом стала поездка Жерара в США на семинар, посвященный розничной торговле. Именно там он узнал о новой модели супермаркета. Суть заключалась
в том, что создавался магазин с самообслуживанием и прилегающей к нему стоянкой. Так 6 июля 1961 года открыл свои двери первый магазин Auchan во Франции. Его площадь составляла всего 600 м2. Первое время магазин нёс огромные убытки и уже стали подумывать о том, чтобы закрыть его. К счастью, общение с опытными продавцами и их ценные советы помогли ему сделать изменения в политике продаж. И они поползли вверх! Через несколько лет Мюлье уже открывают огромный гипермаркет площадью в 12 тыс.
м2! С этого момента стало понятно, что Auchan станет для семьи сердцем.
          Количество магазинов Auchan по всему миру уже давно перевалило за 1000. Годовой оборот составляет более 36 миллиардов евро. Более 170 тысяч человек нашли себе работу в сети Auchan.    Перенесёмся теперь на италийский полуостров. Benetton Group - одна из самых ярких компаний на мировом рынке. Во главе империи стоит 66-летний Лучано Бенеттон, старший в семействе. Облик Лучано Бенеттона совсем не вяжется с расхожими редставлениями об итальянцах - черноглазых и темпераментных. Впрочем, сдержанность Лучано сменяется порой
смелостью, если не сказать - экстравагантностью. В 1993 г. он предстал перед миллионами потребителей обнаженным на рекламном плакате своей компании, надпись на котором гласила "Верните мне мою одежду! " Кроме него компанией руководят два его брата - Джильберто и Карло - и сестра Джулиана. Родственники проводят на работе по 10 часов в день, где и общаются, и совместно обедают, и отдыхают. По признанию Лучано, за все годы совместной работы у него даже не было надобности ходить в гости к своей сестре.    С чего начинался их бизнес? Это происходило в далёкие послевоенные годы. Как-то раз Джулиана, занимающая сейчас в компании пост креативного директора, связала брату ярко-желтый свитер, восхищаться которым приходили многочисленные соседи. Это навело ребят на мысль. Братья продали, что могли, и купили сестре вязальную машину. Она придумывала модели и вязала
яркие шерстяные свитера и пуловеры, а Лучано продавал связанные ею вещи. Когда семейное производство встало на ноги, Лучано отправился в Англию знакомиться с технологией, при которой изделие вяжется из некрашеной шерсти, а окрашивается уже готовым. В 1963 г. семейство Бенеттон уже имело возможность открыть несколько собственных магазинов, а в 1965 г. была основана компания Benetton. Сегодня компания торгует своей продукцией в 120 странах, а в 2000 г. объем продаж Benetton составил $1,8 млрд.
          Итак, совместное предприятие может объединить всех членов семьи одним общим делом. Им больше не нужно будет каждому уходить на свою работу на долгие-долгие часы. А финансовый успех гарантирует материальную безопасность и занятость семьи как в настоящем, так и для будущих потомков. Начинать семейное дело выгодно по многим причинам. Их не перечислишь. Естественно, что каждый будет вкладывать в работу лучшее, относиться
к ней ответственно, думать об её успехе, потому что всё это - его собственность. К тому же, между членами семьи всегда легче договориться, чем с требовательными и неуступчивыми кредиторами. Поэтому многие предприниматели начинают свой бизнес именно так, в тёплой дружеской семейной обстановке.
           Конечно, статистика говорит о том, что большинство совместных компаний, тем более семейных, как правило, не развиваются успешно долго. Однажды одному из партнеров (членов семьи) начинает казаться, что он работает гораздо больше других, что именно его усилиями компания живет и процветает. И компания рушится и разваливается.
           Вместе с тем, сотни семейных компаний существуют и довольно успешно развиваются в разных странах мира, в разных экономических системах и политических строях. При правильном подходе, эта форма способна приносить невысокую, но постоянную прибыль.