Несколько дней мы будем дублировать для Вас выпуски "Вестника Антикризисного Фронта" для того, чтобы Вы успели на него подписаться.
Что такое Антикризисный Фронт? Это неформальное, спонтанно возникшее объединение профессионалов, которые не хотят «пережидать» мировой экономический кризис, а готовы «действовать на опережение».
ВНИМАНИЕ! Если Вы также разделяете нашу точку зрения, поддержите нашу инициативу – вступайте в ряды Бойцов Антикризисного Фронта! Разместите на своем сайте "Значок Бойца"! В знак благодарности мы разместим информацию о Вашем ресурсе в специальном разделе нашего сайта.
Кризис дает прекрасные шансы обойти конкурентов и занять лидирующие позиции на рынке, - уверен Валерий Фаткуллин, консультант по маркетингу, автор специализированного курса по маркетингу в Академии Народного Хозяйства для студентов программ MBA и Президентской Программы переподготовки управленческих кадров.
- В условиях кризиса, проблем с финансированием, неплатежами, выручкой многие руководители предприятий среднего бизнеса пытаются уменьшить свои расходы за счет сокращения отделов маркетинга. На ваш взгляд это выход из положения?
Вместо того, чтобы прятаться и сокращаться, нужно активно действовать. Именно во время кризиса есть возможность захватить рынок. Необходима лишь инициатива и трезвый расчет. Тот, кто будет тратиться сейчас на рекламу, продвижение своей компании, в конечном счете, останется в выигрыше.
- То есть бюджет на маркетинг сокращать нельзя?
Наоборот, его надо увеличить в разы. Когда все начинают уходить с рынка, когда все закрываются, есть шанс обойти других участников рынка. В условиях кризиса пасуют даже крупные международные компании типа Nestle, - они подвержены кризису и в других странах, в международном масштабе. Они вынуждены сокращать бюджеты, и у небольших компаний есть возможность занять их место. Пока они будут молчать, мы должны говорить больше. Такая ситуация была у российских брендов пива в 1998 году.
- Однако, чтобы увеличить бюджет на маркетинговые расходы придется на чем то сэкономить?
Обычно, в таких ситуациях возрастает ценность товара. Чтобы ценность товара оставалась такой же, не обязательно иди на скидки, можно, например, просто уменьшить цену на единицу упаковки. Если это большой бизнес - придется пойти на сокращение ассортимента, но в разумных пределах. Если ты сел на корточки, то потом встанешь, а если ты ляжешь, то потом не встанешь. Важно помнить – количество клиентов не снизилось, оно, как было, так и осталось, изменилась стоимость покупки.
- А что касается сферы услуг?
Нужно уменьшить цену за единицу платежа. Допустим, в месяц я разговариваю на 1200 рублей по телефону. Когда я в конце месяца вижу счет, в нормальной ситуации, со стабильной зарплатой меня эта сумма не пугает. Если же я не вижу перспектив стабильности, меня сумма пугает. И если я буду не раз в месяц видеть 1200 рублей, а каждую неделю по 300 рублей, мне психологически будет проще их оплачивать. Мой оператор получает с меня ту же сумму 1200 рублей в месяц, но счет ему приходится выставлять мне не ежемесячно,
делая это только один раз, а 4 раза.
- Тогда он усилия свои усложняет, но деньги, по крайней мере, не теряет?
Да. Когда тебе платили единовременно 800 рублей, теперь тебе надо 4 раза взять по 200 рублей и для этого приходится работать в 4 раза больше. Надо постоянно работать с покупателем - активнее, чем до кризиса. Тогда компания не потеряет свои деньги, а главное - свое положение на рынке.
- Какие еще меры можно предпринять?
Например, снизить расходы на аренду, снять помещение поменьше. Предположим, существует копировальный салон (его площадь 120 кв. метров), а через дорогу – юридическая консультация, которая занимается вопросами оформления документов. В момент кризиса разумно объединиться и разделить бремя аренды на двоих, теперь денег платить нужно будет меньше и клиентам не надо бегать через улицу, чтобы получить сопутствующие услуги.
- Как строить отношения с лояльными клиентами?
Поощрять людей надо. Поблагодарить, что пришли. Банкам нужно дружить со своими клиентами: "Спасибо, что не снимаете деньги", потом «Спасибо, за то, что не снимали деньги, что вышли из кризиса вместе». Речь идет о доверии. Если поезд метро остановился в тоннеле и машинист молчит – люди волнуются, а если он скажет: “Девушка в синей шляпке не волнуйтесь, через 10 минут мы поедем”, всем, даже тем, у кого нет шляп, станет легче.
- Возможна ли экономия на размещении рекламы?
Рассчитывать на дешевизну рекламоносителей пока рано. Через месяц-другой можно будет торговаться с агентствами. Прежде всего, это будет реклама в прессе, потом наружная реклама, радио. Интернета снижение цен почти не коснется. Интернет в этом году может отыграть рекламный рынок, хотя пока не заметно большой активности. С другой стороны, если уж экономить, то лучше вообще переходить на BTL. Чем ближе к покупке маркетинговые усилия, тем лучше. Сейчас не до глобального - банальные промо-акции могут быть важнее
всего остального.
15 ноября SRC собирает свой саммит «Большой двадцатки»!
Бойцы Антикризисного Фронта полны решимости помочь всем, кто хочет победить и готов принять помощь!
Знания и технологии, которые мы стремимся передавать участникам наших семинаров и курсов, прекрасно работают в условиях стабильно растущей экономики. Однако в ситуации всеобщего кризиса их применения становится недостаточно – нужны особые приемы, антикризисные меры, неочевидные стратагемы и экстравагантные решения. Из всего огромного объема информации об эффективном управлении бизнесом мы составили специальный «Антикризисный арсенал» и готовы передать
его Вам!
Мы объявляем тотальную мобилизацию и приглашаем владельцев и топ-менеджеров среднего и малого бизнеса принять участие в своеобразном субботнем марафоне. 15 ноября во всех 4 залах Бизнес-школы SRC одновременно будет проходить «Антикризисный Форум».
Под лозунгом: «Что американцу кризис, то русскому – конкурентное преимущество» 20 ведущих консультантов и бизнес-тренеров будут отвечать на поставленные нашими клиентами актуальные вопросы.
Мы приглашаем Вас пополнить список вопросов. Программа «Антикризисного Форума» будет составлена исключительно из вопросов его участников. Присылайте по электронной почте, звоните нам, задавайте вопросы непосредственно в ходе Форума – наши консультанты постараются ответить на каждый.