Как правильно заполнять первичные документы - учет денежных средств выданных подотчетным лицам
Особенности заполнения первичных документов по учету денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные
расходы
На хозяйственно-операционные расходы сотрудникам предприятия выдаются наличные деньги под отчет в размерах
и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который
они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных
суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Авансовый отчет представляет собой первичный оправдательный документ, подтверждающий произведенные работником расходы.
Форма
авансового отчета № АО-1 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55 и заполняется
следующим образом.
Пример.
Менеджер коммерческого отдела предприятия ООО «Турбо» Бобровский И. В. (табельный номер 65) 02.02.03 получил
под отчет в кассе предприятия на хозяйственные расходы (закупку расходных материалов) 20.000,00 руб. В этот же
день он купил расходные материалы на сумму 18.000,00 руб. и сдал в кассу предприятия остаток 2.000,00 руб.
по приходному ордеру № 21 от 02.02.03. Продавец выдал ему товарный чек и чек КК М. Данные документы
прикладываются к авансовому отчету. Остатка или перерасхода с предыдущего аванса у работника не было.
Авансовый отчет № 9 вместе с первичными оправдательными документами Бобровский И. В. сдал бухгалтеру
Копейкиной А. А. Авансовый отчет подписал главный бухгалтер Рублев С. С. и утвердил директор
Богатеев И. Г. На основании полученных документов бухгалтерия оприходовала приобретенные материалы и отразила
в бухгалтерском учете данную хозяйственную операцию соответствующими проводками.
Авансовый отчет — документ двусторонний. Подотчетное лицо на лицевой стороне указывает наименование организации,
номер и дату авансового отчета, свою фамилию, инициалы, структурное подразделение, табельный номер (если есть), профессию
(должность) и назначение аванса. Ниже, в левой части листа, следует таблица, в которой он же указывает
сведения о предыдущем авансе, полученном в настоящее время авансе, расходе и остатке.
Строка 1а заполняется только в том случае, если подотчетное лицо получило деньги в валюте, например в случае
загранкомандировки. Сумма в этой строке указывается и в валюте, и в рублях.
Кроме того, на лицевой стороне документа расположена таблица «Бухгалтерская запись», куда бухгалтер записывает
проводки (корреспондирующие счета/субсчета и суммы). Далее проверяется целевое расходование средств, наличие и правильное
оформление оправдательных документов и расчетов, ставится отметка бухгалтера о том, что отчет проверен. Отчет утверждается
в соответствующей сумме (цифрами и прописью) и ставятся подписи и расшифровки подписей бухгалтера и главного
бухгалтера, а также сумма остатка или перерасхода (если он имеет место) и реквизиты приходных или расходных
документов, по которым деньги выдаются или вносятся в кассу.
В самом низу лицевой части авансового отчета имеется раздел — расписка бухгалтера в том, что отчет принят
к проверке со всеми прилагаемыми документами. В расписке указываются фамилия, имя, отчество подотчетного лица,
номер и дата авансового отчета, прописью сумма документально подтвержденных расходов, количество прилагаемых документов,
а также количество листов в этих документах. После заполнения всего отчета бухгалтер отрывает расписку по линии
отреза и отдает подотчетному лицу.
На оборотной стороне формы
№ АО-1 подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы, и соответствующие
им суммы. Документы, которые прилагаются к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи
в отчете (графы 1 — 6). В этой же таблице записываются суммы расходов, которые приняты к учету (графы
7 — 8), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9). Если расходы произведены в валюте,
кроме суммы в рублях указывается и сумма в валюте.
Полностью проверенный отчет утверждается руководителем предприятия (или уполномоченным лицом), на лицевой стороне
ставится его должность, дата и подпись с расшифровкой.