Формирование в народе и среди военнослужащих противника положительного отношения к противоположной стороне
Основная цель этого направления психологических операций, которое особо активизируется
в угрожающий период, - сформировать в возможно более широких кругах противника
установку на положительное восприятие своего государства, своей политики, своих
вооруженных сил и т.д. Сделать это чаще всего очень трудно.
Так, этнически однородное, милитаризованное, настроенное крайне отрицательно
по отношению к СССР финское общество представляло в 1939-40 гг. явно неудачный
объект для прямолинейной советской пропаганды. Когда финны читали агитационно-пропагандистские
материалы о дружбе народов СССР и Финляндии, они не вызывали у них ничего, кроме
недоумения и смеха.
Противоположный результат давала советская пропаганда на национальные меньшинства
в Польше перед войной 1939 г. Украинцы, беларусы, литовцы, евреи, подвергавшиеся
национальной дискриминации в этой стране, были предрасположены к положительному
восприятию ее содержания. Позже они встречали советские войска с цветами в руках
и выдавали им прятавшихся польских военнослужащих, жандармов, полицейских.
Немало попыток обеспечить себе поддержку сельского населения на оккупированных
территориях СССР делали в 1941-44 гг. немцы. Вот характерная выдержка из обращения
к беларусским крестьянам:
"Большая часть из Вас правильно поняла и оценила освобождение немецким
вермахтом Вашей страны от большевизма и Ваше собственное освобождение от рабства
колхозов. Часть из Вас пытается доказать свою благодарность по отношению к освободителям
хорошей обработкой земли и своевременными поставками по своим обязательствам.
К сожалению, среди Вас есть еще целый ряд крестьян, которые больше слушают
наущения бандитов и верят в то, что смогут избежать трудовой повинности, не
выполняя ежедневно своих обязательств по поставке.
Немецкая администрация терпеливо ждала один год, учитывала трудности молотьбы
и т.д. в надежде, что эти не выполняющие своего долга крестьяне образумятся.".
Рис. 5. Немецкий плакат 1942 г.
Дезинформация противника о характере предстоящих боевых действий
Основная цель осуществления психологических операций данного направлении -
введение противника в заблуждение, создание предпосылок для неожиданного удара
по нему.
Хорошим примером успешной деятельности по введению вероятного противника в
заблуждение были действия Германии и СССР накануне Второй мировой войны. Гитлеру
удалось обмануть как западных руководителей, так и Сталина. В то же время Сталин
удачно скрыл планы своих действий против Польши и Финляндии в 1939 г.
Классической по современным меркам стала кампания стратегического дезинформирования,
осуществленная США на этапе подготовки к началу войны против Ирака. В таких
масштабах стратегическое дезинформирование было применено впервые после 1945
года. Оно проводилось совместно специальными службами военных ведомств США и
союзных стран с целью введения в заблуждение не только народа и вооруженных
сил Ирака, но и мировой общественности. При этом особая роль отводилась средствам
массовой информации, чья работа строилась на основе специальных инструкций Пентагона
для корреспондентского корпуса. Реализация последних фактически превратила конфликт
в Персидском заливе, по выражению французской прокоммунистической газеты "Юманите",
"в самый закрытый в нынешнем столетии". Именно успех данной кампании
позволил многонациональным силам достичь максимальной внезапности в начале боевых
действий.
2. Специфика психологических операций в ходе боевых действий
Психологические операции в ходе боевых действий преследуют следующие главные
цели:
- подрыв морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил
противника;
- ослабление наступательного порыва;
- ослабление их способности к упорной обороне;
- деморализация отходящих частей противника, склонение личного состава окруженных
(отсеченных) подразделений к сдаче в плен.
Основными содержательными компонентами этих операций являются:
1. Формирование у военнослужащих противника крайне негативной установки по
отношению к войне.
2. Дискредитация политического руководства и военного командования противника.
3. Разжигание противоречий между различными социальными, этническими и другими
группами личного состава вооруженных сил противника, а также между ним и его
союзниками.
4. Подрыв боевого духа противника в ходе оборонительных и наступательных операций.
5. Побуждение противника к дезертирству и сдаче в плен.
Формирование у противника негативной установки по отношению к войне
Как свидетельствует опыт психологической войны, попытки подрыва боевого духа,
морально-политического состояния военнослужащих противника обречены на провал
в двух случаях:
- при неблагоприятном для нас ходе боевых действий;
- при высокой степени психологической и идеологической готовности к войне страны-противника.
Данными причинами причинами объясняется крайне низкая эффективность пропаганды
Красной Армии на польские войска в 1918-21 гг., на финские в ходе "зимней
войны" 1939-40 гг., на немецкие в первые два года Великой Отечественной
войны. Во всех этих случаях информационное воздействие сталкивалось и с неприятием
враждебной пропаганды, и с сильными националистическими настроениями.
Если же уровень морально-политического состояния противника недостаточно высок,
а боевые действия складываются неудачно для него, то психологическое воздействие
имеет все шансы оказаться результативным. Так было, например, в период англо-аргентинского
конфликта за Фолклендские острова. Военнослужащие Аргентины имели низкий боевой
дух, их подразделения в целом значительно уступали английским войскам по качеству
вооружения, боевой подготовке, техническому оснащению.
Психологические операции английских войск сводились к демонстрации их превосходства
и уверенности в победе; доказательству бессмысленности дальнейшего сопротивления
аргентинских войск; пропаганде правомерности капитуляции и сдачи в плен. Для
подрыва морального духа аргентинцев производились многочисленные "беспокоящие"
вылазки коммандос и морских пехотинцев. Удачно в пропагандистском плане был
использован факт потопления аргентинского крейсера "Генерал Бельграно",
вместе с которым погибла большая часть экипажа.
Эффективной была и психологическая операция США во время вторжения на остров
Гренада (1983 г.), поскольку морально-психологическое состояние ее военнослужащих
являлось низким, значительная часть населения поддерживала США, а сторонники
свергнутого в 1979 г. президента Э. Гейри даже участвовали в обысках домов,
в арестах и допросах пленных и местных жителей.
Выделяют следующие основные направления содержания информационно-пропагандистских
материалов рассматриваемого направления:
- разъяснение бесперспективности войны, ее катастрофических последствий для
страны и для каждого отдельного человека;
- убеждение в безнадежности положения и бессмысленности дальнейшего сопротивления
войск противника.
Характерный пример - некоторые листовки, применявшиеся воюющими странами в
ходе Второй мировой войны. Основной задачей использованных в них агитационных
материалов был показ безнадежности положения и бессмысленности дальнейшего сопротивления.
Первый пример - немецкая листовка апреля 1940 г. с изображением Жанны Д'Арк,
оплакивающей Францию (рис. 6). Второй - немецкая листовка мая 1940 г. (рис.
7) для французских и английских солдат, окруженных в районе Дюнкерка.
Рис. 6. Жанна Д'Арк, оплакивающая героев, погибших за Францию.
Рис. 7. Призыв к англо-французской группировке прекратить сопротивление. (Немецкие листовки 1940 г.)
Нередко применялось и применяется оформление листовок в виде денежных знаков.
Это делают, во-первых, для привлечения внимания объекта воздействия, более внимательного
восприятия текста пропагандистского материала. Характерный пример - американская
листовка-пропуск, рассчитанная на иракских солдат, лицевая сторона которой представляла
собой точное воспроизведение иракской банкноты достоинством в 25 динаров.
Во-вторых, деньги в качестве носителя пропаганды используют для показа того,
что ценные бумаги противника по сути никакой ценности не представляют. А это,
в свою очередь, доказывает неспособность противника выиграть войну и дискредитирует
его руководство. Так, японцы во время Второй мировой войны выпускали на захваченных
ими Филиппинах свои банковские билеты достоинством 10 песо. Американцы напечатали
листовки в виде таких купюр, но на одной стороне поместили ироническую фразу
"Сфера взаимного процветания - чего она стоит?", а потом сбросили
на территорию противника (рис. 8). В Бирме американцы сбрасывали с самолетов
листовки в виде японских оккупационных банкнот достоинством 5 рупий, на обратной
стороне которых напечатали текст, высмеивающий оккупантов (рис. 9).
Рис. 8. "Сфера взаимного процветания - чего она стоит?"
Рис. 9. Листовка в виде японской окуппационной купюры для Бирмы, на обратной
стороне которой был отпечатан текст, высмеивающий захватчиков.
Следует отметить, что один и тот же агитационно-пропагандистский материал может
служить сразу нескольким целям. Например, американская листовка с рисунком известной
художницы Кете Кольвиц (1867-1945) с надписью "Погиб! И напрасно!"
(рис. 10) распространялась среди немецких солдат на фронте для того, чтобы:
- а) формировать у них негативное отношение к войне;
- б) дискредитировать военно-политическое руководство Германии;
- в) создавать представление о крайне тяжелом положении гражданского населения
в тылу.
Рис. 10.
Дискредитация политического руководства и военного командования противника
Следует учитывать то, что попытки дискредитации тех или иных руководителей
(командиров) лишь тогда будут эффективными, когда их популярность и авторитет
снизились. В противном случае реакция объекта пропаганды скорее всего окажется
полностью противоположной ожидавшейся.
Так, большой вред советской пропаганде во время "зимней войны" (30
ноября 1939 - 13 марта 1940 гг.) принесли листовки, содержавшие прямые оскорбления
авторитетных руководителей Финляндии. Премьера-министра Каяндера, например,
в них называли "орущим петухом", "извивающейся змеей", "маленьким,
жадным хищником, у которого нет зубов". Маршала Карла Густава Маннергейма
(1867-1951) клеймили как "кровавого палача финского народа" и "старую
сволочь". Авторитет же Маннергейма был настолько велик (притом вполне заслуженно),
что финские солдаты воспринимали эти оскорбления словно личные. После чтения
подобных листовок они сражались с еще большим ожесточением.
Впрочем, действия финской стороны тоже были топорными. Например, финны считали,
что может сработать тезис "подкупа военнослужащих". Между тем для
тогдашних красноармейцев такие призывы, как "продайте ваш самолет (танк,
пушку) за десять тысяч долларов и уезжайте в какую угодно страну", звучали
просто дико.
В корне ошибочную аргументацию использовали китайцы в конце 30-х гг., когда
давали отпор японской агрессии. Их призывы "Долой императора!", "К
ногтю милитаристов!", "Поднимайте знамя революции в Японии!"
лишь вызывали гнев и возмущение японских солдат.
Во время Великой Отечественной войны советская специальная пропаганда повторила
те же ошибки, что и в войне с Финляндией. Недопустимыми, как выяснилось, в ее
содержании были грубые оскорбительные выпады в адрес высших руководителей Германии.
Главным объектом таких оскорблений являлся Гитлер, пользовавшийся в 1941-42
гг. непререкаемым авторитетом у немецких солдат. В агитационных материалах его
называли "чудовищем", "гориллой Адольфом", "прохвостом",
"истеричкой", "евнухом", "жалким импотентом",
"наглым пустозвоном" и т.д.
Впрочем, немецкие пропагандисты в этом отношении недалеко ушли от них. Им очень
нравилось изображать Сталина в образе рабовладельца, бандита-поджигателя и даже
дьявола (рис. 11). Конечно, Сталин был одним из величайших негодяев в истории
человечества. Может быть, самым большим. Однако множество оболваненных советских
людей в то время буквально на него молились. Поэтому сравнения такого рода вряд
ли могли принести пользу. Примером удачной дискредитации высшего руководства
можно назвать французскую листовку в виде почтовой открытки, в которой прямые
нападки (не говоря уже об оскорблениях) в адрес Гитлера отсутствовали (рис.
12).
Рис.11. "Без маски: Сталин - дьявол!" (Немецкий плакат 1943 г.)
Рис.12. "Три года! Пять лет! Восемь лет! Пожалуйста, господин фюрер, долго
ли еще продлится Ваш блицкриг?"
Высокой степени совершенства, как явствует из зарубежных источников, достигло
распространение органами советской специальной пропаганды компрометирующих слухов
с целью подрыва авторитета полевых командиров противника в Афганистане.
По свидетельству английского журнала "Foreign view", была разработана
сложная технология воздействия, состоявшая в составлении и распространении единого
по своей направленности блока слухов. В него входила информация как явно порочащая
объект дискредитации, так и якобы "прославляющая", "защищающая"
и "соболезнующая". Что она из себя представляла в действии, можно
видеть на примере психологической операции по дискредитации полевого командира
Мирзо Рахима, которая включала в себя распространение:
1) "Порочащих" слухов. Конкретными фактами доказывалось, что Мирзо
Рахим никудышный командир, и потому в его отряде большие людские потери. Это
обвинение соответствовало действительности.
2) "Прославляющих" слухов. Утверждалось, что он "умело"
вывел отряд из окружения, потеряв всего-навсего 70 (!) человек. Оставшиеся в
живых 20 членов отряда должны благодарить Аллаха за то, что у них такой умелый
командир.
3) "Защищающих" слухов. Сообщалось, что высшее руководство моджахедов
собирается привлечь Мирзо Рахима к ответу за плохое руководство отрядом, в результате
чего понесены большие потери. При этом утверждалось, что он все же уважаемый
мусульманами человек, просто сильно испугался советских войск.
4) "Соболезнующих" слухов. Сообщалось, что отряд Мирзо Рахима, понесший
большие потери (70 человек), вынужден хоронить своих воинов с нарушением законов
ислама. Мирзо Рахим вынужден так поступать потому, что он боится кровной мести
от родственников погибших, обвиняющих его в смерти близких.
В итоге давалось своего рода резюме: главарь испытал такие перегрузки, что
психически заболел и никого не узнает. Информация передавалась по разным каналам,
в каждом случае указывались имена погибших людей из отряда Мирзо Рахима. Результатом
этой психологической операции стало убийство Мирзо Рахима через несколько месяцев
родственниками его бывших подчиненных.
Продолжение следует...
Объявления
25-26 июля в Москве -
уникальный семинар Сергея Кузнецова "Конкурентная разведка на основе Интернет". Подробнее...
Публикация материалов сайта разрешается только в случае указания на страницу как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса веб-сайта.