Дискредитация военно-политического руководства
противника
Основная цель психологических операций данного направления - подрыв авторитета
военно-политического руководства противника в глазах собственного населения, личного
состава вооруженных сил, мирового общественного мнения.
Рис. 2. "Два сапога - пара". Английский плакат, высмеивающий двух диктаторов - Гитлера и Сталина - вступивших в сговор друг с другом (издан в начале сентября 1939 г. после подписания пакта Молотова-Риббентропа).
Для этого активно применяют различные способы, в том числе:
- тенденциозный подбор биографических подробностей, отрицательно характеризующих командный состав и политическую верхушку противника;
- высмеивание тех взглядов, которых придерживается политическое руководство и командный состав вооруженных сил противника;
- распространение дезинформации и ложных слухов о них;
- привлечение внимания к их ошибкам и промахам, неблаговидным поступкам;
- использование ярлыков и эпитетов, унижающих достоинство отдельных представителей военно-политического руководства;
- четкое деление их на "плохих" и "хороших". Так, накануне войны в Персидском заливе силы психологической войны США и их союзников начали операцию с целью:
- подорвать доверие иракцев к президенту Саддаму Хусейну путем приведения биографических фактов, характеризующих его как узурпатора власти, жестокого тирана и кровожадного садиста, не знающего пощады по отношению к согражданам;
- опорочить иракское военное руководство, в частности посеять сомнения в его способности вести широкомасштабные боевые действия с применением современного оружия.
Для этого было организовано радиовещание на базе технических средств некоторых соседних с Ираком стран. Кроме того, на территории Саудовской Аравии были смонтированы ретрансляторы, обеспечивающие круглосуточную передачу программ "Голоса Америки" на арабском языке. Для повышения эффективности радиопропаганды и расширения потенциальной аудитории командование многонациональных сил распространило среди иракских военнослужащих и гражданского населения с помощью кочевников и авиации 150 тысяч радиоприемников с фиксированными частотами. В Иордании, других сопредельных с Ираком странах широко (бесплатно) распространялись видеокассеты с сюжетами, изображавшими членов правительства Ирака коррумпированными политиками, а С. Хусейна - безумцем.
Использование компрометирующих фактов биографии политического или военного деятеля, подкреплен ные достаточными доказательствами, может весьма существенно снизить его авторитет. Подтверждением тому является случай, произошедший в 90-е годы с председателем комитета начальников штабов вооруженных сил США генералом Дж. Шаликашвили. Журналисты "раскопали" и опубликовали документы, истинность которых не вызывает сомнений. Согласно им оказалось, что Дмитрий Шаликашвили, отец американского генерала, во времена высадки союзников в Нормандии (июнь 1944 г.) служил в войсках СС. Ранее он был офицером польской армии. После ее разгрома он с помощью влиятельных родственников в Германии сумел стать офицером специального грузинского батальона, входившего в войска СС. Несмотря на заявление министра обороны США о том, что эсэсовское прошлое отца никоим образом не касается службы сына в американской армии,
этот скандал стал одной из причин скорой отставки Дж. Шаликашвили с занимаемого им поста.
Разжигание противоречий между различными социальными, конфессиональными, этническими группами населения и войск противника
Цель психологических операций данного направления - углубить существующие противоречия между определенными группами людей до критического уровня и посредством этого значительно понизить боеспособность войск противника, а также способность населения к сопротивлению.
Достижение данной цели осуществляется через акцентирование существующих различий между различными социальными группами, наиболее значимыми среди которых являются социально-классовые и национально-религиозные.
Например, во время Фолклендского конфликта англичане в своей пропаганде на аргентинскую армию обращались преимущественно к рядовому составу. Его внимание они привлекали к фактам коррупции и казнокрадства среди генералов и офицеров. Такая пропаганда вызывала у простых солдат чувство ущемленности, недовольство привилегированным положением офицерского корпуса, его высокомерным отношением к подчиненным. Это, в свою очередь, снижало их готовность упорно сражаться под началом своих командиров.
Особый эффект дает разжигание национально-религиозных противоречий. Этнические, религиозные и другие меньшинства, по мнению специалистов, представляют собой первоочередной объект воздействия с целью раскола в стране противника. Обращение к массовому сознанию таких групп населения, особенно если они подвергаются притеснениям со стороны правительства, очень продуктивно.
Хорошие результаты дала советская пропаганда на украинцев и беларусов накануне вторжения СССР в Польшу в 1939 г., американская - на курдов накануне войны в Персидском заливе. США удалось тогда спровоцировать антиправительственные выступления в иракском Курдистане, что вынудило Багдад направить туда дополнительные войска.
Католики-хорваты, православные-сербы и сербы-мусульмане более трех лет (апрель 1992-ноябрь 1995) сражались между собой в Боснии. Примечателен тот факт, что накануне и во время Второй мировой войны Германия широко использовала военную помощь хорватов в Югославии, арабов-мусульман в Северной Африке, западных украинцев, прибалтов, крымских татар. чеченцев и представителей некоторых других национальностей в СССР.
Рис.3. Каждый раз - одно и то же. 1816 г. Наполеон на острове. Св. Елены.
(Немецкая листовка конца 1939 г., выпущенная для разжигания антибританских настроений среди их союзников - французских солдат. Смысл листовки очень прост: она напоминает о прошлых обидах. Англичане и великого француза Наполеона подло умертвили, и в Первую мировую войну якобы прятались за спинами французов).
Рис.4. Каждый раз - одно и то же. 1939 г. На линии Зигфрида: "Вперед, друг!"
Продолжение следует...
Объявления
25-26 июля в Москве
состоится уникальный семинар "Конкурентная разведка на основе Интернет".
Это программа Сергея Валентиновича Кузнецова - генерального директора фирмы "Инвента", консультанта Российского фонда правовых реформ, члена Экспертно-консультационного совета по кодификации и систематизации законодательства и правовой информации при Председателе Государственной Думы РФ.
Подробнее о семинаре - на сайте Учебного центра SRC-Master.
* * *
По 31 июля с.г. - 30% СКИДКА на электронную версию
новой книги А.Деревицкого "Охота на покупателя".
Из нее вы узнаете, как
Публикация материалов сайта разрешается только в случае указания на страницу как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса веб-сайта.