Ни один тренинг продаж не обходится без темы взаимодействия продавца
и покупателя в пространстве.
Это взаимодействие начинается с уличного зазывалы или
с того, что играет его роль.
Известно, что для совершения продажи мы должны:
1. Привлечь внимание.
2. Зажечь интерес.
3. Возбудить желание.
4. Подтолкнуть к действию.
Первый пункт наиболее тесно связан с трехмерным пространством,
а на следующих появляются уже и другие измерения.
Привлечь внимание можно эффектной рекламой - щит, вывеска
с игрой цвета, динамикой, звуком. Особенно важна динамика - движущиеся
элементы оформления, флаги, роботы, иллюминация.
Хорошо работает для пешеходов и привлекающее движение
звука. Наилучший пример, которым это можно проиллюстрировать, это
однажды встреченное мною произведение гениального оформителя с цокотом
дамских каблучков: вы идете по тротуару, а перед вами или уже за вашей
спиной по направлению к витрине магазина пробегает звук невидимых
каблучков. Вы оборачиваетесь на этот звук, провожаете его глазами,
глядите в распахнутые двери магазина и только после этого обнаруживаете,
что звук рожден стереопарой вынесенных на улицу динамиков.
На одной из киевских улиц я долго наблюдал за забавным
развлечением продавцов салона бытовой техники. Его витрины были отделены
от проезжей части тротуаром и узким газоном, на котором стояла поливальная
вертушка. Скорость ее вращения регулировалась именно веселыми продавцами.
Когда они окатывали водой свою новую жертву, один из них выскакивал
из магазина и с озабоченным возгласом "ай-ай-ай!" затаскивал
мокрую барышню в магазин. Там ее очень быстро сушили фенами, а, высушенная,
она что-нибудь покупала.
Но я видел и столы под зонтами на евпаторийской набережной,
где прятались от солнца и клиентов продавцы крымских экскурсий. Чтобы
заглянуть под зонты, туристы склонялись в три погибели и были обречены
на переговоры именно в таких согбенных позах. Особенно это было неудобно
для любительниц мини-юбок. Продавцы сидели, но стульев для покупателей
не было. А поскольку разговор должен был длиться хотя бы несколько
минут, часто приходилось видеть, как туристы, держась рукой за поясницу,
выскальзывали из-под зонта и уходили. При этом продавцы корчили недовольные
гримасы, но никто из них не додумался поставить стулья и зонты для
клиентов. А, учитывая то, что на набережной свободных скамеек обычно
не было, воротилы туристического бизнеса теряли одно из самых простых
и дешевых средств для привлечения клиентуры...
Точно также меня обычно раздражают очень низкие и наглухо
затонированные окошки заправочных станций и пунктов обмена валют.
Если это возможно, я стараюсь не возвращаться. Разве приятно гнуть
спину и не видеть лица продавца?..
Для покупателя на колесах решающим фактором может оказаться
обнаруженная им пустая площадка у магазина. И - броское магическое
словосочетание "бесплатная парковка".
О роли открытых дверей стоит поговорить особо.
Помните представление одного из рассказов О'Генри, в
котором пара веселых мошенников пробегала нагишом по сцене? Возмущенной
публике в ответ на требование "Деньги назад!" они отвечали:
- Если хотите, то мы вернем вам деньги. Но тогда над
вами будет смеяться весь город. Не лучше ли Вам одурачить сограждан,
рассказав о нашем замечательном шоу? Тогда над остальными горожанами
посмеетесь вы!
Даже у случайного посетителя в тысячу раз больше шансов
стать покупателем, чем у прохожего. Именно поэтому мы держим двери
наших магазинов открытыми. И по этой же причине затеваем игру в интерьерные
тоннели, которые подхватывают зеваку в дверях и увлекают вглубь наших
коммерческих лабиринтов. Именно там и разыгрывается главный раунд
пространственной игры, задача которой - продать. Но здесь, уже на
нашем поле - ее характер меняется.
С покупателем, зашедшим в магазин, играть стоит уже
только персонально. То есть - учитывая именно его перемещения, его
повадки, его и свой рост...
Кстати о росте.
Понятно, что в прессинге и в жестких переговорах выигрывает
тот, кто хотя бы немножко выше. Но рослый продавец, работая с клиентом-пигмеем,
в большинстве случаев должен сделать что-то особое для того, чтобы
покупатель не ощутил дискомфорта.
Малорослого клиента можно постараться побыстрее уговорить
присесть. И такие клиенты на это обычно легко соглашаются.
А работая у витрины, высокий продавец может даже присесть.
И это замотивировать очень легко. В одном из киевских магазинов работает
бывший баскетболист замечательной команды "ТТТ". Догадываетесь
- какого он роста? Мы знакомы давно. Наблюдая за его работой, я однажды
заметил, что каждую продажу он ведет, опустившись у витрины на корточки.
- Почему ты им показываешь только товары внизу?
- Ну ты ведь понимаешь - людям неприятно, когда я "нависаю"
над ними...
- Но может что-то интересное для них есть и на верхних
полках?
На это он ответил с обезоруживающей хитринкой:
- Там хлам. Я самые ходовые модели выложил на нижнюю
полку!
Вообще, для того, чтобы прохожего превратить в посетителя,
хороши почти любые приемы. Иногда - даже явно мошеннические. Хотя,
может быть, это и не совсем хорошо...
...Я помню взрыв радуги на стенах небольшого вагона,
который стоял на окраине рынка в маленьком алжирском городке Тизи-Узу.
На его бортах обнаженную и окровавленную блондинку буквально пожирали
змеи, похожие скорее на драконов - блеск чешуи, сияние голодных глаз,
капли яда, стекающие с оскаленных клыков... Попав же в вагон, турист
видел сонного старого араба, который сидел на замызганном коврике.
На шее араба висел снулый облезлый удав весьма средних размеров...
Покупатель без специальной подготовки играет в пространстве
лишь с одним правилом - "Мне должно быть удобно".
Агент-профессионал вынужден следовать иному принципу - "Ему должно
быть удобно покупать, мне должно быть удобно манипулировать".
Что такое "удобно" для покупателя? Приятный
стул, хороший обзор, возможность маневра (пошутим - "Что еще
нужно для того, чтобы спокойно встретить старость?").
Кроме обычного ощущения физического комфорта удобство
для покупателя - это еще и нечто метафизическое. В него входит желание
чувствовать себя в безопасности.
Пусть клиент стоит или сидит так, чтобы не чувствовать
прессинга.
Я приглашаю к доске кого-то из слушателей. Мы располагаемся
так, чтобы я был у него под правой рукой - стоя или сидя.
Я говорю:
- Вот представим, что Вы в моем магазине или в моем
кабинете. Попытайтесь оценить степень Вашего комфорта в баллах. Допустим,
по десятибалльной шкале. Просто попробуйте запомнить Ваше нынешнее
состояние. Сейчас мы изменим взаимное расположение, и я спрошу у Вас
- как изменилось Ваше ощущение комфорта. Готовы?
- Да?
- А на сколько баллов Вы себя сейчас чувствуете?
- Как в старом анекдоте - "примерно так - семь-восемь..."
Я делаю маневр и перемещаюсь, чтобы оказываюсь у него
под левой рукой.
Говорю:
- Ну вот что-то изменилось - я просто стал слева от
Вас. Так когда Вам комфортнее - когда я был справа от Вас или когда
перешел на левую сторону?
Мой собеседник чаще признает, что ему стало несколько
удобнее. Вернув его на место, я расспрашиваю группу:
- А как у Вас? Попробуйте припомнить похожие ситуации.
Может быть - магазин, может быть - выставку, может быть - разговор
где-то на фирме, в кабинете, в коридоре, на улице.
Итоги такого расспроса можно вынести на доску. И подсчитать
расклад - сколько "правокомфортных" и сколько "левокомфортных".
И если первых обычно пятая часть или четверть, то вторых, то есть
"левокомфортных" - восемьдесят или семьдесят процентов.
- О чем это говорит?
Слушатели объясняют:
- Людям удобнее иметь собеседника слева!
Эта двусмысленность частенько вызывает смех, но она
абсолютно верна. Я признаюсь:
- Трудно четко объяснить это явление, но Вы сделали
правильный вывод. И теперь легко поймете, что к чему, когда увидите
"вальсирование" покупателя и продавца в каком-нибудь магазине.
Им обоим хочется перевести собеседника на левую сторону. Вот они и
танцуют.
Есть несколько версий этого танца. Когда-то один из
моих слушателей азартно объяснил это с точки зрения йоги, а второй
ответил ему параллельной трактовкой по дзен.
В NLP считается, что на оси времени слева от нас - наше
"прошлое", справа - "будущее". Прошлое нам знакомо,
и мы к нему относимся без той настороженности, которой заслуживает
будущее. Поэтому собеседник, который стоит слева (в зоне прошлого),
приятнее и вызывает больше доверия.
У левшей - все наоборот. В том числе и у переученных
левшей.
Такая асимметрия пространства отражается также и в планировке
рабочих кабинетов. Если ее определяет хозяин кабинета, то посетителю
обычно отводят место под левой рукой.
- Важно ли все это? - спрашивает Деревицкий у группы.
Ему отвечают:
- Раз уж Вы так часто говорите о том, что "мелочи
не играют решающей роли, а определяют все", то, наверное, важно.
А Деревицкий упрямо допрашивает:
- Так на какую сторону мы теперь будем ставить и усаживать
клиентов?
- На правую.
- Почему?
- А чтобы им было приятнее обманываться!
Я с наигранной досадой развожу руками:
- В принципе - правильно. Ошибка лишь в интонации...
Конечно, кроме "лево-право" важную роль играет
"выше-ниже", но об этом мы поговорим позже. А сейчас важно
рассказать о том, что взаиморасположение замотивировать и изменить
очень легко. Я об этом рассказываю так:
- Мы живем в мире барьеров. Простая и однозначная планировка
торговых помещений и присутственных мест задает расположение "лицом
к лицу". Да и настоящие барьеры тоже встречаются часто - в аптеках,
на почте, в ЖЭКе, за прилавком...
Если заглянуть в работу Алана Пиза ("Язык телодвижений"),
то мы легко найдем доказательства того, что фронтальная позиция ("лицом
к лицу") уже сама по себе задает конфронтацию. Рассказав об этом,
я предупреждаю группу:
- Я люблю провокации. И в наших играх вы в этом еще
убедитесь. Перед тем, как вы в играх приступите к отработке разных
этапов продаж, я буду хитро организовывать ваше игровое пространство.
В театре это называется - "сделать выгородку"... Вот так
я поставлю рабочий стол директора, а вот так - его кресло. Догадываетесь,
как я выставлю стул для кого-то из вас, кто будет играть роль агента?
Правильно - я выставлю его "лицом к лицу"
директора. И вы, как и все мои предыдущие слушатели, купитесь на это
- вы сядете именно так, как это навязано планировкой.
Странно, что даже после такого предупреждения слушатели
невероятно редко вспоминают о конфронтационности позиции "лицом
к лицу" и еще реже находят в себе смелость переставить стул или
вообще продавать в движении, перемещаясь, играя с пространством.
Кстати, вы ведь знаете, что уличных торговцев специально
обучают так называемому "коммерческому танцу", который отдаленно
напоминает боксерский "танец бабочки" на ринге? Это делается
для того, чтобы обволакивать не только словом, но и динамичной магией
жестикуляции рук.
Увы, во многих агрессивных агентских сетях с этим танцем
- явный перебор. По крайней мере - если боксерский танец "бабочки"
годится для улицы, то в чужих офисах стоит себя несколько сдерживать.
Мне не раз доводилось перевербовывать бродячих торговцев.
Если из них нужно было сделать нормальных коммерческих представителей,
то проблема паразитической жестикуляции была - нет, не неустранимой
- но чертовски трудно объяснимой. То есть ребята никак не могли понять,
от какого жестикулярного перебора их хотят отучить. И потому наилучшим
оказывалось использование видеокамеры. Если ваш студиози способен
с ее помощью увидеть этот дефект своей моторной техники и способен
после этого от него избавиться, то из него будет толк. Если нет -
кандидата лучше дальше не мучить, а просто тихо избавиться от бездарного.
Но вернемся к игре в пространстве.
Понятно, что, будучи выше, вы обрастаете "дополнительным
авторитетом". Конечно, если стоите не на ковре у собственного
директора.
Но старые портные знают, как приворожить клиента, сев
у его ног на низкой скамеечке. Это знает и почти вымершее племя уличных
чистильщиков обуви.
Говоря об игре "на вертикали", можно сильно
отвлечься. Любой из моих читателей и сам легко припомнит царские троны,
высокие спинки кресел присяжных заседателей, коварство гостевого мягкого
низкого кресла и прочая, прочая...
Но как можно изменить взаимное расположение, и каким
оно может быть?
Во-первых, перемещение обычно стоит хоть как-то замотивировать,
объяснить. Это можно легче сделать, играя с аксессуарами, с бумагами,
с документами. Но об этом лучше не рассказывать - это надо показывать...
Здесь скажем коротко - лучше "плечом к плечу".
Новости сайта
Открылась новая рублика на сайте www.govoruny.ru - "Вакансии". Хотите работать с нами?
Публикация материалов сайта разрешается только в случае указания на страницу как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса веб-сайта.