Психологическая война - это комплекс психологических операций и мероприятий,
осуществляемых в соответствии с конкретными целями и задачами. Обычно она начинается
еще в мирное время, в так называемый угрожающий период. Этот период характеризуется
следующими признаками:
Во внешнеполитической области - непрерывно идут интенсивные переговоры дипломатов
(в том числе со всякого рода посредниками); свертываются торгово-экономические,
культурные и иные отношения между членами противостоящих группировок; происходят
разнообразные приграничные конфликты и т.д.
В экономической области - возрастают темпы и объемы военного производства;
осуществляется перевод промышленности на выпуск военной продукции; меняется
режим работы железных дорог, увеличивается объем военных и других специальных
перевозок всеми видами транспорта и т.д.
В военной области - резко усиливается разведывательная деятельность всех видов;
происходит концентрация войск в приграничных районах; частично мобилизуются
резервисты; вооруженные силы переходят в режим боевой готовности.
Во внутриполитической области - объявляется особое (либо военное) положение;
разжигаются шовинистические и националистические настроения; вводится военная
цензура во всех средствах массовой информации; запрещается (или существенно
ограничивается) деятельность оппозиционных политических партий, пацифистских
и диссидентских движений и т.д.
В области психологической войны:
- резко усиливается противоборство между вероятными противниками в информационной
сфере;
- происходит боевое развертывание органов психологической войны;
- начинают осуществляться психологические операции.
Продолжительность угрожающего периода зависит от характера развития военно-политической
обстановки и эффективности мер политического урегулирования конфликта. Как правило,
он включает в себя период повышенной напряженности, составляющий от 1-2 до 8
месяцев, и период резкого обострения обстановки, длящийся от 5 до 25 суток.
С началом боевых действий осуществляются разнообразные оперативные и тактические
психологические операции, являющиеся продолжением стратегической психологической
операции и неотъемлемой частью вооруженной борьбы.
1. Своеобразие психологических операций в угрожающий период
Психологические операции в угрожающий период обычно проводят для достижения
следующих целей:
- изоляции вероятного противника на международной арене;
- подрыва морально-психологического состояния личного состава его вооруженных
сил и гражданского населения;
- усиления антивоенных и антиправительственных настроений в стране противника;
- консолидации населения и личного состава своих вооруженных сил и стран-союзников.
Содержание психологических операций в угрожающий период конкретизируется в
зависимости от:
- политических и военных целей конфликта, военно-политической обстановки на
ТВД;
- размаха деятельности оппозиционных политических партий, диссидентского и
пацифистского движений в стране вероятного противника;
- особенностей психологии, обычаев, традиций, религиозных верований народа
в стране противника.
Основными объектами психологических операций в угрожающий период выступают:
- личный состав вооруженных сил противника;
- его гражданское население;
- население и военнослужащие нейтральных и союзных государств;
- военнослужащие и народ своей страны.
Психологическое воздействие на личный состав вооруженных сил противника осуществляется
в форме:
- разъяснения катастрофических последствий войны для конкретных военнослужащих
и их семей;
- дискредитации военно-политического руководства государства-противника;
- разжигание противоречий, существующих между различными социально-этническими
группами в вооруженных силах противника;
- пропаганды своего превосходства в области боевой подготовки, военной техники,
вооружения;
- указания военнослужащим противника возможных способов уклонения от личного
участия в боевых действиях.
Психологическое воздействие на гражданское население противника осуществляется
в тех же формах, что и воздействие на личный состав вооруженных сил противника,
плюс призывы к участию в антивоенных выступлениях оппозиции, религиозных и пацифистских
организаций.
Психологическое воздействие на население и военнослужащих нейтральных и союзных
государств осуществляется в форме:
- дискредитации военно-политического руководства государства-противника;
- пропаганды целей и методов собственной внешней политики;
- пропаганды своего военного превосходства над противником.
Психологическое воздействие на военнослужащих и народ своей страны осуществляется
в форме:
- повышения их морального духа, предотвращения паники;
- разъяснения необходимости различных мер ограничения и контроля;
- осуждения и критики антиправительственных и антивоенных сил и движений;
- противодействия пропаганде противника.
Формирование у противника отрицательного отношения к возможной войне
Основная цель психологического воздействия в этом направлении - подрыв морально-политического
и психологического потенциала противника, формирование среди военнослужащих
и гражданских лиц устойчивой отрицательной установки по отношению к возможной
войне. Специалисты считают, что надо доказывать ее бесперспективность и разрушительные
последствия сразу в двух аспектах:
а) для страны в целом и
б) для каждой семьи.
В результате можно существенно ослабить моральный дух народа и армии противника,
а иногда даже предотвратить войну.
СССР и США неоднократно достигали своих политических целей путем простой демонстрации
военной силы (проводили учения возле границ тех или иных государств, посылали
военные корабли к их берегам, концентрировали войска, делали другие демарши).
Так, Советский Союз размещал свои оперативно-тактические ракеты на Кубе и возле
границы с Китаем. США посылали свои эскадры в воды Северной Кореи и Вьетнама
в 40-ые-60-ые гг., Ирака в 80-90-ые гг., Гаити в 1994 г. и т.д.
Помимо этого широко применяется система экономических санкций, направленная
на подрыв основных отраслей экономики государства-противника. Экономические
санкции предпринимались против Ирака, Югославии, Кубы, Ливии, других стран.
Они влекут за собой значительное снижение уровня жизни основной массы народа,
гиперинфляцию, нехватку многих необходимых товаров и т.д. Морально-психологическое
состояние большинства народа (а также военнослужащих как его части), изнуренного
длительным экономическим кризисом или запуганного демонстрацией превосходящей
военной мощи обычно снижается.
В угрожающий период каждое государство стремится прежде всего создать благоприятную
для себя обстановку на международной арене и в стране противника. Так, в период
англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова (1982 г.) Великобритания
осуществляла эффективное психологическое воздействие на военнослужащих и гражданское
население Аргентины. Основной акцент был сделан при этом на доказательство бессмысленности
сопротивления аргентинских войск, оккупировавших архипелаг. Одновременно Великобритания
распространяла выгодную для себя информацию в странах Британского содружества,
НАТО и ЕЭС, а через них и в других странах мира. В результате ей удалось склонить
международное общественное мнение на свою сторону.
США в ходе операции на Гаити также удалось добиться поддержки своих действий
мировой общественностью. Резолюция Совета Безопасности ООН № 940 санкционировала
"создание многонациональных сил под единым командованием и использование
всех необходимых средств для отстранения на Гаити военных от власти". Кроме
того, американское правительство смогло интернационализировать конфликт путем
вовлечения в него воинских контингентов некоторых стран Карибского бассейна,
Латинской Америки и Европы (в том числе Польши).
Стратегическая психологическая операция Израиля против организации "Хезболлах"
в Ливане (1993 г.) преследовала аналогичные цели. В ходе ее израильское руководство
стремилось не столько запугать непримиримую часть палестинцев, сколько заручиться
поддержкой мирового общественного мнения.
Содержание информационно-пропагандистских материалов, направленных на формирование
среди военнослужащих и населения противника отрицательного отношения к войне,
во-первых, включает убеждение в ее бесперспективности.
Рис. 1.
Например, французская листовка 1939 г. (рис. 1), выпущенная для немцев незадолго
до начала войны с Германией, доказывала превосходство Англии и Франции над Германией
по всем главным экономическим показателям.
Во-вторых, они с помощью аргументации или зрительных образов раскрывают те
отрицательные последствия, которые неизбежно влечет война для конкретных военнослужащих
и их семей.
Так, на французской листовке, выпущенной в мае 1940 г. для немецких военнослужащих,
был изображен лежащий на земле скелет в немецкой военной форме и написано "Гитлеровский
выход (из положения)".
Публикация материалов сайта разрешается только в случае указания на страницу как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса веб-сайта.