Когда-то в "Школе продаж" я описывал магазинный прием "Пугать потерей меня":
"Использовать обороты типы "Вы тут поглядите, а я, если понадоблюсь, буду вон там" и – уходить. Часто останавливают: "Стой-стой, я как раз хотел спросить". Так происходит отчасти из того, что человек нас упускает, теряет. Вот был в его распоряжении гарсон, а сейчас исчезнет!.. На этом же эффекте построен также трюк со всучиванием нашего товара ему в руки – потом трудно отдать, ибо приходится отдавать "уже свое".
Стоит отметить, что это работает и как иделогия личных продаж вообще:
– Иван Андреевич, я не могу быть уверен, что вам это нужно. Потому и настаивать на приобретении не буду. Просто на всякий случай расскажу. Может, когда-нибудь наши интересы пересекутся. Когда понадобится – звоните. Я – Ваш!
В любом случае, мы избавляемся прессинга и не имеем жесткой защитной реакции, построенной на клиентском духе противоречия.
Торговцы должны читать Плевако
Судили священника. Преступления были тяжкие. На суде речь защитника Федора Никифоровича Плевако "состояла всего из нескольких фраз:
– Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступленитя подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед нами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грехи.
И присяжные оправдали подсудимого".
Пусть те менеджеры по продажам, которые не верят в силу слова, читают Плевако. Выше я цитировал предисловие В.И.Смолярчука к чудесному сборнику – Ф.Н.Плевако, Избранные речи, "Автограф", Тула, 2000.