Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Зачем психотерапевту работать с организациями


Зачем психотерапевту работать с организациями

photo1653910413.jpeg

Добрый день!

Осенью мы проведем мероприятия для собственников и руководителей:

  • Глубокий авторский годовой курс "Развитие организаций в гештальт-подходе" для бизнес-консультантов и тренеров, психотерапевтов, собственников бизнеса и топов с 16 сентября в SPA-отеле Welna в Тарусе. Курс пройдет уже в четвертый раз.
  • Программа 1 ступени Московского Гештальт Института "Основы гештальт-терапии". Участие в программе позволит получить интенсивный опыт групповой и личной терапии в роли клиента, а также познакомиться с базовыми понятиями и принципами гештальт-подхода. С 23 сентября в Москве. 
  • Стратегические сессии с командой вашей организации. В вашем регионе или ином красивом месте. Есть еще несколько свободных дат летом, и мы активно планируем осень. Это самое загруженное время года, ближе к делу все время будет расписано - успевайте забронировать даты..

Тема выпуска. Зачем психотерапевту работать с организациями

Михаил Рыбаков - бизнес-консультант, организационный терапевт, ведущий стратегических сессий, психолог (гештальт-подход). Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры».

Ольга Пайвина - ведущая стратегических сессий, организационный терапевт.

20210410_172700.jpg

Психотерапия – это профессиональная помощь людям и группам, направленная на повышение их осознанности и, вследствие этого, улучшение качества жизни.

Бывает психотерапия индивидуальная, семейная и групповая. В индивидуальной терапии с терапевтом работает один человек, решает свои внутриличностные и межличностные вопросы, прорабатывает психологические травмы, высвобождает заблокированную энергию, учится жить более гармонично. В семейной терапии участвуют два и более представителя семьи, или, как принято говорить, семейной системы, разбирая вопросы, возникающие между ними. Групповая терапия – особый формат, позволяющий человеку решить свои задачи благодаря работе не один на один с терапевтом, а в группе других участников.

Психотерапия как вид профессиональной деятельности возникла в начале XX века благодаря работе Зигмунда Фрейда и его коллег-психоаналитиков. До этого аналоги психотерапии существовали тысячелетиями: как часть работы священников, философов, шаманов и пр.

В мире развиваются множество направлений психотерапии, такие как когнитивно-поведенческая (бихевиоральная), психоаналитическая, гештальт-терапия и другие. Мы являемся сторонниками гештальт-подхода, однако представители других школ также могут применять технологии, описанные в книге.

Организационная терапия находится на пересечении бизнес-консультирования и психотерапевтического подхода к помощи компании в ее развитии. С точки зрения психотерапевта оргтерапию можно считать разновидностью групповой терапии, однако она обладает большой спецификой, требует от специалиста особых знаний, навыков и опыта.

Зачем психотерапевту работать с организациями? Действительно – зачем? Часто, общаясь с коллегами-терапевтами, мы слышим этот вопрос или читаем его в глазах собеседников. Допустим, у терапевта уже наработана хорошая практика, много клиентов, которые рекомендуют его по сарафанному радио, передают с рук на руки своим знакомым. Регулярно проходят терапевтические и учебные группы. Загрузки хватает, может быть, вы перегружены. А тут еще организации?

Для нас ответы таковы.

  • Это возможность расширить свой профессиональный и личный опыт. Ощущения от работы с компаниями сильно отличаются от таковых при традиционной терапевтической работе. Энергия – очень мощная. Созидательная, когда команде удается справиться со своими «демонами».
  • Вы будете работать с сильными яркими личностями, лидерами. Конечно, у них, как и любых живых людей, есть свои слабости и проблемы, конфликты. Однако бизнесмены и руководители (особенно топ-менеджеры) сильно отличаются от других: волей, скоростью мышления и действий, харизмой и успешностью. У них есть опыт построения и развития своего Дела, порой в самых неблагоприятных условиях. Часто это люди умные и глубокие. Чувствительные – если, конечно, удается эту чувствительность открыть – в том числе для них самих.
  • Вы сможете помогать сотням и тысячам людей: владельцам бизнеса и топам, сотрудникам компании, а через них – клиентам, поставщикам, подрядчикам и другим партнерам организации. Таким образом, ваш вклад в оздоровление, гармонизацию и развитие общества будет выше, чем если проводить только частный прием клиентов и психологические группы.
  • Это новый вызов для вас как профессионала и человека. Группы нередко по 30 и более участников. Люди далекие от терапии, а зачастую и вообще психологии. При этом зачастую нарциссичные, жесткие и скептические – поначалу, пока вы не установите с ними доверительные отношения и не пройдете первые кризисы. Зато потом… Любо-дорого смотреть, общаться и радоваться успехам, к которым и ты слегка причастен :).
  • Вы сможете делать то, что мало кто делает, и, таким образом, как мало кто умеет: из мира психологии и из мира бизнеса.
  • Работа с организациями, топ-командами и руководителями – более денежная, чем работа с частными клиентами, проведение терапевтических групп и обучение терапевтов. Конечно, это не повод бросать любимую терапию, но расширить практику новым направлением – можно.
  • Ваша работа станет более разнообразной. Это важно для тех, кто в профессии терапевта уже давно и хочет чего-то нового. А может быть, вы стали терапевтом недавно и хотите сразу развиваться в нескольких направлениях.

 

Практическое задание. Если вы психотерапевт - есть ли у вас опыт работы с компаниями? Хотите ли попробовать, научиться, практиковать? Чем это привлекательно? Что мешает?

photo1645798918.jpeg

Специфика работы с бизнесом

Психотерапевта при работе с организациями некоторые моменты могут поначалу сильно удивлять. Их стоит учитывать, чтобы не попасть впросак, помочь клиенту и сохранить себя.

  • Почти все организации очень иерархичны. Есть владельцы, руководители разных уровней, рядовые исполнители. Часто в компаниях царит авторитарное управление: и наверху, и на других уровнях, начальники поменьше рангом копируют биг-боссов. Зачастую отношения – детско-родительские.
    Конечно, на сессиях мы постепенно создаем атмосферу доверия и открытости, когда каждый участник может высказаться и быть услышан. Но все же равенства и демократии здесь нет и не будет. За редчайшим исключением очень зрелых команд, где неравенство хоть и сохраняется, но проявляется слабо, где ценят каждого. Вы можете помочь команде прийти к этому состоянию, однако даже при грамотной работе и удачном стечении обстоятельств на это уйдет несколько лет.
  • В мире бизнеса не принято признавать чувства, и вообще замечать их.
    Обиделся или признал свою неправоту – проявил слабость; растерялся – слабо владеешь собой, и т. д. Устал – «выпей кофе, соберись, тряпка!» Многие годами живут на тонизирующих веществах, сигаретах, обезболивающих и пр.
    Приветствуются «позитивные чувства», такие как радость и энтузиазм. Из «негативных» – легализована разве что агрессия первых лиц: по неписаным правилам многих компаний они имеют право устраивать сотрудникам разнос. Ну и конкурентов, конечно, разрешено не любить.
  • Аналогично – с телесными симптомами. Часто их не замечают, глушат различными средствами, пока здоровье не сдаст уже сильно. Заболела голова – пойди, съешь таблетку. Устал к вечеру – можно расслабиться, выпить в компании коллег или друзей. Не во всех компаниях, но во многих. Впрочем, в последние годы наметилась тенденция к здоровому образу жизни.
  • Во многих компаниях людей принято ругать, а не хвалить. Накосячил – получи сполна. Сделал все хорошо – «так ты же за это зарплату получаешь!» Благодарить не принято. Как и вообще выражать теплые чувства.
    Конечно, это не повышает уровень безопасности в коллективе, не способствует проявлениям творчества и инициативы, взятию на себя ответственности.
  • Поскольку система во многих компаниях выстроена слабо, многое держится на неформальных отношениях. Которые, однако, принято внешне отрицать и порицать.
    При этом во многих организациях развиты коалиции и кланы, которые враждуют между собой.
  • В большинстве малых и крупных компаний ну очень много бардака, хаоса, который компенсируется отдельными преданными делу людьми4.
  • Высокий уровень напряжения и стрессов. Однако их не принято признавать, они считаются нормой.
    Многие работают по 10 и более часов в день, часто без или почти без выходных и отпусков. Да и на «отдыхе» работают удаленно, решают проблемы бизнеса.
    Много сильно перегоревших, уставших, задолбанных людей. Одни признают это, другие игнорируют, потому что если признаешь – что-то придется менять. Но что, как?
  • Жесткое, конфликтное общение между коллегами часто вошло в привычку, его считают нормой. Не то чтобы довольны, но не обращают внимания, не верят, что возможно иначе.
    Из-за этого поначалу мягкий уважительный стиль общения может восприниматься Заказчиком и группой как личная слабость терапевта.
    Важно уметь выдерживать, контейнировать сильную агрессию от участников групп. Направленную как на вас, так и друг к другу. Личная терапия и супервизия – вам в помощь.
  • В бизнесе – культ рациональности. Поставил цель, спланировал ресурсы, контролируешь достижение результата. Если что-то пошло не так, значит ты лузер.
    Такая культура имеет и плюсы – принято делать сразу и на результат, а не днями-месяцами-годами жевать сопли. Что сильно отличает бизнес-группы от терапевтических.
  • Бизнес-культура во многом нарциссична. Мир полярный: или героизм, подвиг, или неудача. Просто быть собой – таким, какой ты есть, – не принято.
  • В организациях редко встретишь людей с опытом терапии, и даже работы с психологом. То есть у вас будет много «холодных» групп, которые слабо понимают, что происходит, терапевтический формат для них непривычен: на первых сессиях многие говорят, что проще вагоны разгружать. Вообще уровень осознанности поначалу невысок, а стресс силен.
    Кстати, психологическую литературу нынче читают многие. Часто это мешает ведущему группы, приходится учитывать стереотипы от популярных авторов.
  • В бизнесе принято спешить, ведь время – деньги! Медленный темп вызывает нарастающую фрустрацию, переходящую в агрессию.
  • Сотрудники привыкли видеть в ведущем группы – эксперта или тренера. Лекции дают знания. Активности на тренингах включают людей и поднимают их энергию. Но ни то ни другое не решает реальные задачи бизнеса.
    Роль модератора, а тем более организационного терапевта, непривычна для многих, противоречит их ожиданиям.
  • Культура компаний порой различается как небо и земля. В одной организации вас будут встречать радостно, конструктивно двигаться вперед, благодарить по ходу и по итогам. В другой – вы почувствуете настороженность участников с первых минут группы и даже раньше.
  • Люди очень по-разному относятся к компании. Обожание и лояльность, равнодушие и работа ради зарплаты, явная или скрытая неприязнь.
  • Много скептицизма и обесценивания. В адрес организации, шефа, друг друга, клиентов, поставщиков, государства, эпохи, мамы с папой и т. д. И, конечно, вас как терапевта – «отвечаете» за всех. Проекции сильны, люди не склонны их видеть и признавать.
  • Вообще атмосфера в большинстве компаний очень заряженная самыми разными чувствами. Пусть это и не всегда видно с первого взгляда.
  • Часто у команды уже есть негативный опыт (порой неоднократный) работы с консультантами, тренерами и пр. Возможно, они и правда были непрофессионалами, однако зачастую сама команда компании не справилась, не смогла выйти на новый уровень, к которому ее грамотно вели. И в том и в другом случае вам придется поначалу огребать «за себя и за того парня». Более того, у компании накоплен опыт сопротивления изменениям, «изгнания врагов».
    Впрочем, независимо от того, насколько успешным было прошлое сотрудничество компании с внешними специалистами, люди запоминают их подходы к работе, ожидают подобных действий и от вас.
  • На все это регулярно накладываются серьезные внешние трудности: с клиентами, конкурентами, государством и пр.

В общем, терапевту в организациях есть что делать :).

Практическое задание. А вы встречались с подобным? Какие чувства вызывают у вас эти воспоминания и/или наше описание?
Чего больше – интереса и желания помочь или страха и отрицания («ну его на фиг»)?
Готовы ли вы попробовать работать с компаниями?


photo1653756236.jpeg

***

С 16 сентября уже в четвертый раз с 2019 года пройдет курс "Развитие организаций в гештальт-подходе". Группа небольшая, до 25 участников. Места заканчиваются быстро Курс проходит в прекрасном загородном SPA отеле Welna в Тарусе (под Калугой в 2 часах езды от Москвы).

В курсе участвуют как собственники бизнеса и топ-менеджеры, так и бизнес-консультанты, коучи, психологи, специалисты других помогающих профессий.

Программа, организационная информация и отзывы: https://mrybakov.ru/forms/schedule/gestalt-consulting/.

Если вы хотите участвовать в курсе, напишите на info@mrybakov.ru, расскажите вкратце о себе, и почему вы хотите на это обучение.

Отзыв участника курса

Оксана Курьянова, психолог, коуч, г. Москва

Мне 29 лет. Семь лет я практикую как психолог, и за эти семь лет я прохожу непрерывный процесс обучения. Обучение оргтерапии у Рыбакова и Ольги Пайвиной – одно из самых непредсказуемых обучений в моей жизни. Из-за того, что оно непредсказуемое, незапланированное, я заходила на него без каких-либо ожиданий. Соответственно, я заходила я открытым сердцем и была полностью открыта тому, что там будет происходить. Я думаю, что, возможно, именно этот фактор сыграл на то, что это обучение оказалось ключевым, переворотным и достаточно глубоким для меня.

Во-первых, я заходила на это обучение в достаточно кризисный, непростой для меня период, когда я пересматривала себя, свои ценности, свою жизнь, многое ставила под вопрос. В жизни было много сомнений, много вопросов: а туда ли иду, а туда ли направляю свое внимание, и вообще – кто я и чем я занимаюсь, и для чего. И именно это обучение, то пространство, которое Михаил и Ольга создают во время каждого модуля, позволило мне быть максимально открытой, максимально честной самой с собой и признать ту точку А, в которой я нахожусь.

Второе, что из этого последовало: я признала положение вещей таким, какое оно есть, и это позволило мне сдвинуться с мертвой точки, на которой я находилась долгое время и увидеть новые перспективы, увидеть новые направления в своей практике коуча и психолога. И эти направления я уже начала реализовывать в процессе курса.

Третье, что для меня было ценным и что мне помогло – это люди, которые были с нами во время каждого модуля. Это наша группа, потрясающее окружение, которое напитывает поддержкой, принятием, через которое есть возможность переопылиться опытом, знаниями, взглядами, которые есть у каждого из присутствующих в группе, и это большая ценность. Особенно для меня это действительно сыграло значимую роль: чувствовать, что в моей жизни появилось плюс 26 людей, к которым я могу в любой момент обратиться, которые меня поймут, услышат, и которые смогут оказать мне поддержку.

И четвертое, что оказалось для меня большой ценностью, и за что я благодарна, – это то поле и то пространство, которое Михаил и Ольга создают во время обучения. Это удивительное сочетание глубины и легкости, это удивительное сочетание практики и теории, где теории меньше и практики больше на протяжении всего курса. Есть возможность не просто услышать и записать, а прожить подход оргтерапии в гештальт-подходе, как его видят Михаил и Ольга. Прожить через собственные ощущения, через работу в малых группах, пропитаться этим опытом, посмотреть, а как это на самом деле работает в маленьком безопасном формате, чтобы была возможность перенести эти знания, навыки и опыт в свою жизнь, в свою компанию, в свою семью – это то, что было ценным для меня в процессе этого курса. Я благодарна вам, Михаил, Ольга за то, что вы продвигаете эту идею в мир и хотите, чтобы осознанных руководителей, работников в компаниях, осознанных ортерапевтов, которые помогают наладить тонкий механизм взаимодействия руководства и тех, кто работает в компаниях, было больше, и за то, что вы создаете пространство и приглашаете в него таких открытых к новым знаниям людей.

Видео-отзыв Оксаны Курьяновой >>>

20200802_173356-01.jpg


   ***

Вы читали выпуск № 551.9 от 25.08.2022. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Telegram канал: https://t.me/mikerybakov

Наши книги (бумажные, электронные, аудио)

Книги Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной

Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Стратегия бизнеса: как ее создать и воплотить в жизнь. Практикум

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

Книги Наталии Морозовой
 

О финансах легко и непринужденно

О хороших людях и кассовых разрывах

Упрощенка от А до Я

Полезный ежедневник для предпринимателя и руководителя


В избранное