Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. 336. Что такое бизнес-процессы и зачем они нужны


Советы бизнес-консультанта
Что такое бизнес-процессы и зачем они нужны

Выпуск N336, 01.09.2015. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Уважаемые читатели!

"Жизнь продолжается" - новая статья Михаила Рыбакова.

Наше расписание на осень в Москве:

Я, Михаил Рыбаков, сейчас переехал с семьей в Москву - мы нашли тут для дочки классную монтессори-школу.

Так что теперь у вас есть возможность встречаться со мной на консультациях не только в скайпе, но и лично - за чашкой кофе в уютных кафе Москвы, коих сейчас становится все больше с каждым днем. Напоминаю, что я консультирую по бизнесу, а также по тому, как сделать свою жизнь более гармоничной. Сейчас получаю третье высшее образование - психотерапевта. После первого - системный аналитик, и второго - психолог-консультант.

Тема выпуска. Что такое бизнес-процессы и зачем они нужны

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Я уже писал, что работаю сейчас над новой книгой про бизнес-процессы. В ней я подробно описываю простую технологию их описания, отладки и внедрения - наши практические наработки с 2010 года. Разные отрасли: от крупных холдингов до малого бизнеса. Это продолжение и углубление моей первой книги - "Как навести порядок в своем бизнесе". В новой книге особый акцент - на внедрение, вовлечение команды. Много живых примеров из российской практики.

Вы можете сделать предварительный заказ на новую книгу уже сейчас и получить ее одним из первых - с моим автографом и благодарностью. Вы поможете мне выпустить книгу - я издаю ее на свои деньги. Надеюсь, что выйдет она в октябре-ноябре 2015. Если мне удастся преодолеть свой перфекционизм - хочется дать вам так много ценного, и в самом лучше виде ;)

В ожидании новой книги я решил сделать серию статей про бизнес-процессы: вспомнить основы (повторение - мать учения), показать тонкости. Присылайте свои вопросы про процессы и их внедрение - ответим в последующих выпусках рассылки.

Сегодня начинаем с самого начала. Фрагмент из книги "Как навести порядок в своем бизнесе".

***

Понятие «бизнес-процессы» в последнее время весьма популярно и даже покрыто некоторым налетом мистики.

На самом деле все просто. Бизнес-процесс - это стандартный набор действий, который выполняется в компании для получения заданного результата.

Например, выполнение заказа клиента: от входящего звонка до получения оплаты и подписания акта.

Как правило, процессы многократно повторяются в более-менее неизменном виде. Из этого следует очень простой, но важный вывод: алгоритм выполнения процесса можно зафиксировать, а затем совершенствовать, снижая затраты, уменьшая время выполнения и т.д.

Бизнес-процесс должен быть:

  1. описанным,
  2. оптимальным,
  3. действительно выполняться согласно описанию.

Именно от этого зависят результаты работы компании, в том числе и финансовые.

Владельцы и менеджмент компании получают следующую выгоду от формализации и оптимизации процессов:

1.Четкое понимание того, как работает компания (зачастую в процессе описания разгораются ожесточенные споры).

Гаррингтон Эмерсон «Двенадцать принципов эффективности» (1911 год): «Выяснить действительную, фактическую практику работы предприятия – это дело трудное и требующее много времени, ибо разные работники, начиная с самого председателя правления, могут иметь самые разные взгляды и теории, тогда как подлинная практика, не считаясь с этими взглядами, постоянно меняется месяц от месяца.
Очень часто бывает, что директор-распорядитель или председатель правления совершенно не знает, как фактически ведется работа на управляемом им предприятии. Люди ведь делают не то, что им говорят, а то, что они могут сделать. Наша цель должна быть не в том, чтобы выяснить, что считается практикой предприятия, а в том, чтобы выяснить, какова эта практика на деле.
Добившись этой цели, надо согласовать все противоречия, выбросить все лишнее и пополнить все то, что останется, необходимым добавлением».

2.Стандартизацию процессов (когда они не описаны, каждый работник выполняет задачи в меру своего понимания и таланта).

3.Повышение качества работ и управляемости бизнеса.

4.Возможность осознанно улучшать деятельность компании, в т.ч. взаимодействие подразделений.

5.Уменьшение зависимости бизнеса от человеческого фактора сотрудников, снижение требований к компетенции сотрудников и уровню их IQ, возможность найма более дешевого персонала.

6.И, как следствие, повышение удовлетворенности клиентов, снижение издержек и рост прибыли.

Живые примеры:

  • Собственник бизнеса, бывший офицер – военный техник (обслуживание военных самолетов). Нужно, чтобы любой сотрудник, увидев, что загорелась красная лампочка, мог достать мануал, открыть его на странице про загоревшуюся красную лампочку и дальше бы действовал строго по инструкции: делай раз, делай два, делай три… И никакого творчества. Это же боевой самолет!
    Кстати, именно этот владелец РЕАЛЬНО внедрил у себя в компании систему управления качеством и добился уровня качества на производстве, близкого к немецкому конкуренту.

  • Юрий Анушкин, HR-директор крупной компании. Когда выполняемая работа носит регулярный характер (а наша работа в основном именно такая), она должна быть формализована в виде описанных Бизнес-процессов, Положений, Инструкций, Должностных инструкций и т.д. Именно это позволит обеспечить идентичность, взаимозаменяемость и качество (в том числе за счет контроля).
  • Николай, руководитель среднего звена в производственной компании. По молодости я некоторое время жил в Штатах. Одно время подрабатывал на сортировке мусора. Со мной работали мексиканец и китаец. Английского никто из нас не знал, однако по работе мы прекрасно понимали друг друга. Нам выдали футболки с крупными цифрами 1, 2, 3, и примитивную схему в картинках, где было нарисовано, что там делать и как взаимодействовать. Однако когда обсуждали, куда пойти вечером, договаривались с трудом: не хватало языка.

Если же в компании бизнес-процессы не описаны, то, скорее всего, в ней – бардак! Увы, в России пока не так много компаний, в которых процессы формализованы, и еще меньше тех, где процессы в жизни соответствуют своему описанию.

Г. Эмерсон (1911 год): «На многих заводах нет никаких письменных инструкций, кроме второстепенных Правил внутреннего распорядка, излагаемых в недопустимо грубой форме и всегда кончающихся угрозой расчета».
Там же: «Существует мнение, проповедуемое с большим пафосом, но все же совершенно безграмотное, будто бы стандартные инструкции убивают в работнике инициативу, превращают его в автомат. …
Все дело в том, что это страшное стеснение инициативы существует только в нашем воображении. Работать быстрым и легким способом – это значит сокращать усилия, не снижая результатов, и освобождать свой мозг для высшей инициативы, для изобретения и разработки еще лучших способов».

Купить книгу "Как навести порядок в своем бизнесе" Вы можете здесь: в бумажном и электронном виде. Бестселлер с 2010 года. Тысячи русскоязычных компаний уже отлаживают по ней свою работу.

***

Если Вы хотите отладить бизнес-процессы своей компании, пришлите заявку - кратко опишите свой бизнес и задачи. Обсудим Вашу ситуацию. Приедем, поможем. Вовлечем и обучим Вашу команду. Будем сопровождать до результатов.

Наше расписание на осень-зиму уже весьма плотное, но пока что в нем можно найти свободные даты.

Сейчас, в кризис - лучшее время для изменений.

Будьте счастливы!

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

P.P.S. Также Вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки вверху данного письма.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству. 

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/mikerybakov

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

В избранное