Я, Михаил Рыбаков, сейчас переехал с семьей в Москву -
мы нашли тут для дочки классную монтессори-школу.
Так что теперь у вас есть возможность встречаться со мной на консультациях не только
в скайпе, но и лично - за чашкой кофе в уютных кафе Москвы, коих
сейчас становится все больше с каждым днем. Напоминаю, что я консультирую по
бизнесу, а также по тому, как сделать свою жизнь более гармоничной. Сейчас
получаю третье высшее образование - психотерапевта. После первого -
системный аналитик, и второго - психолог-консультант.
Тема выпуска. Что такое
бизнес-процессы и зачем они нужны
Михаил
Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков
и Партнеры".
Я уже писал, что работаю сейчас над новой книгой про бизнес-процессы. В
ней я подробно описываю простую технологию их описания, отладки и внедрения - наши
практические наработки с 2010 года. Разные отрасли: от крупных холдингов
до малого бизнеса. Это продолжение и углубление моей первой книги - "Как
навести порядок в своем бизнесе". В новой книге особый акцент - на
внедрение, вовлечение команды. Много живых примеров из российской практики.
Вы можете сделать
предварительный заказ на новую книгу уже сейчас и получить ее одним из первых - с
моим автографом и благодарностью. Вы поможете мне выпустить книгу - я издаю ее
на свои деньги. Надеюсь, что выйдет она в октябре-ноябре 2015. Если мне
удастся преодолеть свой перфекционизм - хочется дать вам так много ценного, и в
самом лучше виде ;)
В ожидании новой книги я решил сделать серию статей про бизнес-процессы:
вспомнить основы (повторение - мать учения), показать тонкости. Присылайте свои
вопросыпро процессы и их внедрение - ответим в последующих выпусках
рассылки.
Понятие «бизнес-процессы» в последнее время весьма популярно и даже покрыто некоторым налетом мистики.
На самом деле все просто. Бизнес-процесс - это стандартный набор действий, который выполняется в компании для получения заданного результата.
Например, выполнение заказа клиента: от входящего звонка до получения оплаты и подписания акта.
Как правило, процессы многократно повторяются в более-менее неизменном виде. Из этого следует очень простой, но важный вывод: алгоритм выполнения процесса можно зафиксировать, а затем совершенствовать, снижая затраты, уменьшая время выполнения и т.д.
Бизнес-процесс должен быть:
описанным,
оптимальным,
действительно выполняться согласно описанию.
Именно от этого зависят результаты работы компании, в том числе и финансовые.
Владельцы и менеджмент компании получают следующую выгоду от формализации и оптимизации процессов:
1.Четкое понимание того, как работает компания (зачастую в процессе описания разгораются ожесточенные споры).
Гаррингтон Эмерсон «Двенадцать принципов
эффективности» (1911 год): «Выяснить действительную, фактическую практику работы предприятия – это дело трудное и требующее много времени, ибо разные работники, начиная с самого председателя правления, могут иметь самые разные взгляды и теории, тогда как подлинная практика, не считаясь с этими взглядами, постоянно меняется месяц от месяца.
Очень часто бывает, что директор-распорядитель или председатель правления совершенно не знает, как фактически ведется работа на управляемом им предприятии. Люди ведь делают не то, что им говорят, а то, что они могут сделать. Наша цель должна быть не в том, чтобы выяснить, что считается практикой предприятия, а в том, чтобы выяснить, какова эта практика на деле.
Добившись этой цели, надо согласовать все противоречия, выбросить все лишнее и пополнить все то, что останется, необходимым добавлением».
2.Стандартизацию процессов (когда они не описаны, каждый работник выполняет задачи в меру своего понимания и таланта).
3.Повышение качества работ и управляемости бизнеса.
4.Возможность осознанно улучшать деятельность компании, в т.ч. взаимодействие подразделений.
5.Уменьшение зависимости бизнеса от человеческого фактора сотрудников, снижение требований к компетенции сотрудников и уровню их IQ, возможность найма более дешевого персонала.
6.И, как следствие, повышение удовлетворенности клиентов, снижение издержек и рост прибыли.
Живые примеры:
Собственник бизнеса, бывший офицер – военный техник (обслуживание военных самолетов). Нужно, чтобы любой сотрудник, увидев, что загорелась красная лампочка, мог достать мануал, открыть его на странице про загоревшуюся красную лампочку и дальше бы действовал строго по инструкции: делай раз, делай два, делай три… И никакого творчества. Это же боевой самолет!
Кстати, именно этот владелец РЕАЛЬНО внедрил у себя в компании систему управления качеством и добился уровня качества на производстве, близкого к немецкому конкуренту.
Юрий Анушкин, HR-директор крупной компании. Когда выполняемая работа носит регулярный характер (а наша работа в основном именно такая), она должна быть формализована в виде описанных Бизнес-процессов, Положений, Инструкций, Должностных инструкций и т.д. Именно это позволит обеспечить идентичность, взаимозаменяемость и качество (в том числе за счет контроля).
Николай, руководитель среднего звена в производственной компании. По молодости я некоторое время жил в Штатах. Одно время подрабатывал на сортировке мусора. Со мной работали мексиканец и китаец. Английского никто из нас не знал, однако по работе мы прекрасно понимали друг друга. Нам выдали футболки с крупными цифрами 1, 2, 3, и примитивную схему в картинках, где было нарисовано, что там делать и как взаимодействовать. Однако когда обсуждали, куда пойти вечером, договаривались с
трудом: не хватало языка.
Если же в компании бизнес-процессы не описаны, то, скорее всего, в ней – бардак! Увы, в России пока не так много компаний, в которых процессы формализованы, и еще меньше тех, где процессы в жизни соответствуют своему описанию.
Г. Эмерсон (1911 год): «На многих заводах нет никаких письменных инструкций, кроме второстепенных Правил внутреннего распорядка, излагаемых в недопустимо грубой форме и всегда кончающихся угрозой расчета».
Там же: «Существует мнение, проповедуемое с большим пафосом, но все же совершенно безграмотное, будто бы стандартные инструкции убивают в работнике инициативу, превращают его в автомат. …
Все дело в том, что это страшное стеснение инициативы существует только в нашем воображении. Работать быстрым и легким способом – это значит сокращать усилия, не снижая результатов, и освобождать свой мозг для высшей инициативы, для изобретения и разработки еще лучших способов».
Купить книгу "Как
навести порядок в своем бизнесе" Вы можете
здесь: в бумажном
и электронном виде. Бестселлер с 2010 года. Тысячи русскоязычных
компаний уже отлаживают по ней свою работу.
***
Если Вы хотите отладить бизнес-процессы своей компании,
пришлите заявку -
кратко опишите свой бизнес и задачи. Обсудим Вашу ситуацию. Приедем,
поможем.Вовлечем и обучим Вашу команду. Будем
сопровождать до результатов.
Наше расписание на осень-зиму уже весьма плотное, но пока
что в нем можно найти свободные даты.
Сейчас, в кризис - лучшее время для изменений.
Будьте счастливы!
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Также Вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки
вверху данного письма.