Советы бизнес-консультанта 229. Что обязан знать руководитель, создающий бизнес-систему
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта Бизнес-система и ее элементы. Часть 1. Что обязан ЗНАТЬ руководитель, создающий бизнес-систему?
Общий тираж на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно выходит с октября 2007 года.
Выпуск N229, 12.06.2013
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.
"Я участвовал в бизнес-лагере по маркетингу и продажам, который проводили Виктор Лучков и Любовь Малютина.
Ощущения от проделанной работы, которая велась эти семь дней, - позитивные, благоприятные, вынес много полезной информации: как структурировать бизнес, как исследовать рынок, как мотивировать сотрудников, как собрать организационную структуру предприятия. Как результат, мною поставлены логичные цели и задачи на ближайшее будущее. Я думаю, мы в компании четко теперь понимаем, кто за что отвечает, как навести порядок в своем бизнесе и выстроить систему маркетинга и продаж.
Спасибо организаторам. Я думаю, мы встретимся в этом лагере еще много-много раз!"
В июне мы также проведем в Москве следующие однодневные практикумы для собственников бизнеса и руководителей:
Участие в каждом практикуме стоит всего 5000 рублей. К тому же на эту сумму Вы получите скидку при участии в любом нашем бизнес-лагере на Угре (от цены на момент оплаты).
Помимо этого, Вы можете получить скидку 20% на участие в любом одном лагере на Угре-2013 (от цены, действующей на момент оплаты), если по Вашей рекомендации к нам на бизнес-лагеря приедет участник из другой (не Вашей) компании, которая с нами никогда еще не работала (и не является лишь отдельным юрлицом Вашей или иной ранее работавшей с нами компании). Этот участник также получит скидку 20%
на участие в любом одном лагере на Угре-2013.
Тема выпуска.Бизнес-система и ее элементы. Часть 1. Что обязан ЗНАТЬ руководитель, создающий бизнес-систему?
Виктор Лучков (www.victorluchkov.ru) – практикующий консультант по внедрению и оптимизации бизнес-процессов предприятий. Собственник и генеральный директор компании «ВегаБизнесКонсалтинг», ведущий эксперт консалтинговой команды «Михаил Рыбаков и Партнеры», член Гильдии Маркетологов России, сертифицированный бизнес-тренер.
20-летний опыт личных продаж, 17-летний опыт управления и 7-летний опыт работы в консалтинге. Провел около 300 тренингов, семинаров и стратегических сессий, на которых обучено более 4000 участников.
Расскажу Вам одну историю о своем знакомом предпринимателе Сергее. У него отличный бизнес по автоматизации предприятий. Все хорошо, только главными продажниками в компании были он и его партнер. Сколько помню, Сергей всегда мечтал создать у себя правильный Отдел продаж. Сам он считал себя продавцом «от бога», безусловно он им и был, поэтому никакие тренинги лично не посещал. Но для своих менеджеров несколько раз приглашал тренеров по продажам и обучал их техникам продаж. Однако
львиная доля продаж по-прежнему лежала на собственниках, а правильный отдел так и не строился.
Правда, знакомая история? Но интересно продолжение...
В 2010 году мне удалось убедить его вместе с партнером посетить мой семинар-практикум "Создание системы продаж". Сказать, что он был удивлен тем простым вещам, о которых даже не задумывался - ничего не сказать. В результате семинара он поверил, что им по силам построить у себя в компании Систему продаж. Примерно год я поддерживал их проект по созданию системы. С тех пор компания выросла с 30 до 80 сотрудников. Сегодня в его системе продаж ДВА отдела продаж и ОДИН Колл-центр.
А собственники наконец-то спокойно занялись любимым делом - автоматизацией.
К чему эта история? Часто не видя простого и очевидного, мы ставим себе неправильные цели, достижение которых занимает все время и все ресурсы, но не дает желаемого результата. Мечта о правильном отделе продаж не могла привести к созданию Системы продаж. Не хватало экспертных знаний и опыта создания систем.
Сегодня я запускаю тему о знаниях в Системном подходе. Я описываю здесь свой многолетний опыт внедрения систем в различных бизнесах и отраслях: телекоммуникации, производство и продажа мебели, компьютерной и другой техники; розничная торговля от аптек до авто-дилерских центров; оптовая торговля от продуктов питания до пиротехнической продукции; оказание услуг от медицинских до охранных. Более 60 различных сфер деятельности, в которых внедрен данный подход к созданию систем.
Эта статья является первой в цикле "О Системном подходе". Далее мы последовательно разберем каждый из трех элементов бизнес-системы на примерах Системы продаж.
Итак, из каких Элементов, состоит любая бизнес-система?
Три элемента системы или три взаимодействующих сферы:
1. Технология
2. Персонал
3. Управление
Первый элемент бизнес-системы - Технология.
Что такое технология? Технология - это комплекс методов и процессов в определенной сфере деятельности системы для достижения предсказуемого результата. Термин "технология" будем использовать только в узком варианте, как "технология работы".
Технология первична в системе. Фактически основа деятельности системы. Что значит "технология первична"? Создавая любую систему, мы должны понимать ее назначение (главную функцию) и подобрать технологию работы, которая приводит к нужному результату.
Подбирая или создавая технологию работы, необходимо учитывать следующие условия:
1. Правильно применяемая технология работы (процесс) гарантирует выполнение поставленных целей и задач.
2. Технология учитывает взаимодействие с внешней средой системы. Определены правила взаимодействия со средой, как на входе, так и на выходе системы.
3. Технология учитывает возможности трудового ресурса (персонал), который будет выполнять данную технологию:
- требования к сотрудникам по освоению процесса выполнения технологии: время на освоение, наличие базовой квалификации или особых качеств, сложность обучения;
- возможности рынка труда, обеспечить компанию достаточным количеством пригодных соискателей.
4. Деятельность персонала в рамках технологии должна быть измерима и учитываться документально. В технологии предусмотрены количественные нормативы интенсивности процесса, которые самостоятельно заносятся исполнителем в рабочие документы. Данные из рабочих документов суммируются в отчетных документах.
5. Запланированы управленческие воздействия на процесс выполнения технологии с целью достижения нужного результата. Руководители системы должны проводить регламентированные мероприятия: оперативки, планерки и совещания.
Пример из практики внедрения технологии продаж. На прошлогоднем бизнес-лагере по созданию системы маркетинга и продаж "Угра-2012" участвовал собственник одной охранной компании. В компании было 60 специалистов по охране и монтажу систем и всего 5 продавцов. Основная проблема была в том, что каждый из продавцов работал, как умел. На основе практических заданий и кейсов, отработанных
на бизнес-лагере, руководители компании адаптировали типовую технологию корпоративных продаж под свои задачи. Из 5 продавцов 3 смогли освоить новую технологию работы и повысить свои результаты в среднем в 2 раза. С 2 сотрудниками пришлось расстаться.
Второй элемент бизнес-системы - Персонал.
Персонал - сотрудники системы, которые находятся в Процессе исполнения Технологии с целью достижения планируемого Результата. Как было сказано выше, для достижения результата от сотрудников требуется Правильное исполнение своей Технологии. Какие сотрудники способны правильно выполнить процесс? Правильные сотрудники. "Правильные сотрудники" - это сотрудники, способные в установленные сроки освоить процесс выполнения технологии и далее правильно его исполнять, достигая
тем самым запланированных результатов.
Существует ряд методов по работе с персоналом. Методы необходимо изучить, освоить и адаптировать в своей компании:
1. "Конкурсный ассессмент" - мой авторский метод, позволяющий привлекать на вакансию приемлемых соискателей с открытого рынка труда и отбирать из их числа кандидатов, пригодных для работы по технологии системы.
2. Создание программ адаптации и обучения для стажеров по освоению процесса выполнения технологии и выхода на первые результаты.
3. Создание программ наставничества сотрудников по отрабатыванию необходимых навыков и выходу на плановые показатели.
4. Создание систем лояльности сотрудников к компании.
5. Создание систем мотивации и стимулирования сотрудников компании.
Пример из практики внедрения метода "Конкурсный ассессмент". Мной лично проведено более 150 конкурсов по подбору как рядовых сотрудников, так и руководителей разного ранга вплоть до генерального директора. Сегодня происходит передача метода руководителям компаний, с которыми работает консалтинговая команда "Михаил Рыбаков и Партнеры".
В январе 2013 года мы передавали метод руководителям крупной аптечной сети. Проблемной вакансией в компании была позиция Финансовый директор. Попытки подобрать руководителя такого уровня традиционным способом через индивидуальные собеседования упирались в проблему принятия грамотного решения - кто же действительно справится с функциями штатного финансиста?
В ходе передачи метода были разработаны: функционал должности, критерии отбора и поведенческий профиль подходящего кандидата. В итоговом конкурсе приняли участие 12 соискателей. Уже после первого тура конкурса стало понятно, что далеко не все кандидаты нам подойдут. Даже те, которые субъективно понравились на первом собеседовании. В финал вышли 5 кандидатов, двое из которых объективно имели колоссальный отрыв от претендентов. Победители конкурса оказались реально сильными специалистами в своей сфере,
многие крупные компании не отказались бы иметь их в своем штате. Оба кандидата были приняты в компанию. Второй на позицию главного бухгалтера. У руководства были сомнения в компетентности существующего.
Третий элемент бизнес-системы - управление системой.
Что необходимо для качественного управления системой? Существует несколько базовых требований к управлению системой:
1. Наличие в системе "вертикали власти": руководителей линейного и верхнего уровня, а также разделение между ними ответственности запроцесс от ответственности зарезультат.
2. Определение "верстовых столбов" для контроля темпа движения системы к требуемым результатам. Для достижения нужных результатов необходимо обеспечить высокую интенсивность деятельности сотрудников.
3. Выделение среди измеряемых показателей: показатели процесса и показатели результата (KPI). Показатели процесса необходимы для контроля правильности исполнения технологии.
4. Создание "светофора показателей" по схеме "план-факт" и привязка к нему "Системы мотивации и стимулирования сотрудников".
5. Использование всего комплекса управленческих мероприятий: оперативных, плановых и стратегических.
Пример из практики внедрения методов управления. По моим наблюдениям в Отделах продаж среднего и малого бизнесов только 20% компаний проводят ежедневные короткие оперативки по замеру показателей процесса своих продавцов. О чем это говорит? В большинстве компаний не уделяется должного внимания к правильности и интенсивности выполнения технологии. Принцип "от правильного
процесса к прогнозируемому результату" не действует.
Примерно 50% участников прошлого бизнес-лагеря внедрили у себя те или иные инструменты управления как в продажах и маркетинге, так и в других подразделениях: производство, логистика, складское хозяйство. В этих компаниях были решены проблемы выполнения установленных стандартов и нормативов работы сотрудников, что положительно отразилось на общих результатах бизнеса: в первую очередь, на производительности
указанных сотрудников.
А теперь суровая правда внедрения нововведений в компаниях наших клиентов. Большинство клиентов, которые начинают проекты изменений в системе без достаточной подготовки, собирают все "грабли", окружающие первопроходцев. К некоторым граблям может быть привязан топор. И тогда... простите, летальный исход проекта изменений. Вопрос: вам это надо? Конечно, нет.
Приезжайте на однодневный практикум "Как создать систему Маркетинга и Продаж, работающих вместе", который состоится завтра, 13 июня, в Москве. Я и мой партнер Любовь Малютина, приглашаем Вас. Найдите время, возьмите с собой партнеров и руководителей продаж и маркетинга. За этот день,
насыщенный кейсами и практическими заданиями, Вы познакомитесь с нами и нашим подходом к созданию системы в своем бизнесе.
Также Вы сможете принять взвешенное решение по участию в летнем бизнес-лагере "Создание системы Маркетинга и продаж", на котором все три элемента бизнес-системы мы подробно прорабатываем в течение семи дней, создаем рабочие инструменты, адаптированные под задачи вашей отрасли.
Мы искренне поможем каждому клиенту избежать как типовых проблем внедрения, так и уникальных только для Вас и Вашего бизнеса. До встречи.
В следующей статье на примерах "Системы продаж" мы подробно обсудим из чего должна состоять "Технология работы" любой бизнес-системы.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор. Вы можете свободно использовать тексты из моей рассылки:в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт WWW.MRYBAKOV.RU.
Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста, предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки. Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.