Советы бизнес-консультанта - 226. Как наладить совместную работу Маркетинга и Продаж
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Как наладить совместную работу
Маркетинга и Продаж
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
На них Вы можете получить представлениео том, как
грамотно выстроить конкретную подсистему своего бизнеса. Задать вопросы ведущим
- консультантам из команды "Михаил
Рыбаков и Партнеры", практикам бизнеса с 15-20 летним опытом. Принять
для себя взвешенное решение об участии в соответствующем бизнес-лагере на Угре.
Участие в каждом практикуме стоит всего 5000 рублей. На эту сумму Вы
получите скидку при участии в любом нашем бизнес-лагере на Угре (от цены
на момент оплаты).
Любовь Малютина (www.marketinghelper.ru) – консультант
по маркетинговому развитию компаний, руководитель проектов, инвестор, участник команды
"Михаил Рыбаков и
Партнеры".
Практический опыт в сфере маркетинга – с 1998 года. Опыт управленческой работы –
с 2000 года. В консалтинге с 2007 года.
Занимается стратегическим и тактическим
консультированием и коучингом владельцев среднего и малого бизнеса, помогает
выстроить в компаниях регулярные маркетинговые процессы, повысить эффективность
маркетинговой деятельности, создавать и развивать маркетинговые команды. Также
занимается рыночной оценкой start-up проектов и маркетинговой поддержкой
start-up. Среди клиентов: Societe Generale, Русфинанс Банк, METRO Сash & Сarry, ТД
Сибирский берег, Nivea, Сеть книжных магазинов Книгомир.
Виктор Лучков (www.victorluchkov.ru),
бизнес-консультант, эксперт-практик по оптимизации бизнес-процессов Маркетинга и
Продаж предприятия. Собственник и генеральный директор компании «ВегаБизнесКонсалтинг»,
участник команды "Михаил
Рыбаков и Партнеры", член Гильдии Маркетологов России, сертифицированный
бизнес-тренер. 20-летний опыт личных продаж, 17-летний опыт управления и
7-летний опыт работы в консалтинге. Автор более 30 публикаций в деловой прессе.
Провел около 250 тренингов и семинаров, на которых обучено более 2000
участников.
Маркетинг – это интеллектуальная основа продаж.
Ицхак Адизес
Маркетинг и продажи «проживают РАЗДЕЛЬНО» в компаниях крупного, среднего и даже малого бизнеса повсеместно. Война Отделов продаж против Отделов маркетинга похожа на хронический глюк в операционной системе бизнеса. Спор, кто полезней для бизнеса, на наш взгляд, - разрушительная игра, заложником которой являются и персонал компании, и ее собственник. Возможно ли по-другому? Как наладить сотрудничество между маркетингом и продажами? Мы поделимся своим мнением и нашими взглядами на эту тему в данной
статье.
Так сложилось, что много лет в своей профессиональной практике мы решали задачу восстановления профессионального доверия и со-настройки командного взаимодействия между маркетингом и продажами с разных сторон. Любовь вкладывала силы, чтобы наладить работу маркетинга со службами продаж, а Виктор копал «подземный ход в маркетинг» со стороны продаж.
Мы оба понимали, что маркетинг и продажи – стороны одной медали, и что они неразрывно связаны. Они, как Солнце и Луна, есть на небосклоне каждый в своем месте и в свое время. Они не лучше один другого, они разные и каждый лучше по-своему и для своих задач. Но, не смотря на это, мы оба сталкивались с упрямством и непониманием и взаимным отталкиванием этих служб внутри бизнесов с которыми мы работали. Вроде бы люди в службах по отдельности хорошие, а когда вместе соберешь команды маркетинга и продаж между
ними глухая стена, давно застарелый конфликт, который изнутри душит компанию.
В дополнение к изученным в годы учебы и периодически просматриваемым печатным трудам экспертов Любовь проштудировала более 30 интернет ресурсов ГУРУ маркетинга и продаж и также обнаружила, что тема взаимодействия между ними не является популярной. Внимание сфокусировано на продажах без маркетинга или на маркетинге без продаж.
Но почему же этот важный, порой критичный пункт в работе бизнеса замалчивается? Да, по тому, что гораздо проще: учить продавцов технологиям продаж и если что-то не выходит обвинить маркетинг или учить маркетологов технологиям изучения или привлечения клиентов, но если продавцы оказались не готовы принять клиента – обвинить продавцов.
Но многократно сложнее научить коллектив работать слажено, применяя технологии в меру, опираясь на бизнес-процессы и перейдя в режим созидания и сотрудничества.
Мы видим 3 стадии становления и развития любого бизнеса:
Интуитивный бизнес (спонтанный бизнес, опирающийся на "предпринимательскую чуйку" собственника и просто реагирующий на окружающую среду)
Структурная система (системный бизнес, построенный на одном из двух подходов: либо на процессном; либо на функциях отдельных служб, подразделений и должностей)
Саморазвивающаяся система (бизнес как живая система, опирающийся на процессный подход и внутреннее стремление к развитию).
Война между двумя жизненно важными функциями компании Маркетингом и Продажами характерна для ранних стадий развития бизнеса: для интуитивной стадии и стадии структурной системы, построенной на функциональном подходе. При процессном подходе и на третьем этапе, когда компания занята саморазвитием, нет места и нет времени для подобных войн.
Что же теряет собственник и его компания, в период холодной или жестокой войны маркетинга и продаж?
Во-первых, деньги.Много денег. Примеры таких потерь нам встречаются часто, когда компания-клиент проводит рекламную акцию, клиенты звонят или приходят в офис, а продавцы оказываются не в курсе, что акция проводится. Для собственника и хорошего хозяйственника такая ситуация выглядит дорого и досадно.
Во-вторых, время. Время на поиск виноватого в том, что не идут продажи. Мы такие ситуации в своей практике тоже встречам сплошь и рядом. Так как «косяки» плодятся при плохом взаимодействии служб маркетинга и продаж, то продавцы идут в поле «голые» без рекламных материалов и без соответствующего обучения, сталкиваются с возражениями, с моментом разочарования в компании, с отсутствием контраргументов на выпады клиентов и возвращаются с поникшей головой в офис. Собственники
или коммерческие директора в такой ситуации разводят руки или злятся. Но устранить причину вновь и вновь провоцирующую данную ситуацию так и не удается.
В-третьих, мотивацию. Мотивацию персонала в маркетинге и продажах, а так же и самого собственника. Постоянно сталкиваемся с пропастью между необходимым качеством маркетинга и реально существующим в компании. Маркетинговые задачи элементарно не решаются. Маркетологи не способны их решать, да и не хотят после неудачных попыток взаимодействия с продавцами.
Похожая картина и с сотрудниками в продажах. Собственник может мечтать о лучших продажниках в своей команде, тех, которые способны "продавать снег зимой". Только правда жизни неумолима - такие не существуют. Но существуют другие, которые умеют взаимодействовать с маркетологами и совместно создавать и инструменты продаж и уже опираясь на них управляемые результаты продаж. В таком взаимодействии и те и другие черпают свою энергию и получают заряд мотивации.
Но решить эти проблемы можно. Можно даже не допустить их возниковения.
Для этого мы рекомендуем Вам начать двигаться по пути перехода от интуитивного бизнеса к системе и дальше к саморазвивающейся компании! Не будем вводить Вас в заблуждение и обещать "волшебных таблеток". Продажи за 20 дней не удваиваются. Нельзя перескочить из стадии бардака в компании в стадию саморазвивающейся системы. Путь из умения «прыгать в длину» к победе на Олимпиаде лежит через тяжелый и упорный труд.
Тем же, кто желает строить бизнес сразу правильно, мы рекомендуем придерживаться следующих правил:
Прояснить суть маркетинга и продаж для себя и своих руководителей
Проработать конкретные цели и задачи Вашего бизнеса в области маркетинга и продаж
Договориться какие задачи будет, закрывать маркетинг, а какие продажи
Спроектировать системы маркетинга и продаж
Решить какие функции в "Воронке продаж" будет реализовывать служба маркетинга, а какие служба продаж
Договориться о правилах передачи информации и взаимодействия между маркетингом и продажами
Выстроить рабочие бизнес-процессы и создать технологии работы служб
Начать использовать слаженную систему для развития бизнеса, тем самым заложить основу саморазвивающейся компании.
Что в идеале бизнес получит, создав взаимодействующие системы Маркетинга и Продаж:
Базовый инструмент продвижения "Воронка продаж" последовательно исполняется сотрудниками двух подразделений. И даже, если в компании нет выделенных сотрудников маркетинга, то функции маркетинга никуда не исчезают, а закрепляются за непрофильными сотрудниками и исполняются. В правильной системе воронку заполняют маркетологи, а конвертируют «входящих посетителей» в клиентов - продавцы. Эффективность конвертации повышается более грамотными сотрудниками: маркетологами или продукт-менеджерами,
которые формируют интересные для клиентов и доходные для компании предложения. А если таких специалистов нет, то функция, опять-таки, не исчезает и исполняется руководителем службы продаж, коммерческим директором или другим человеком в компании. Главное, чтобы все необходимые принципы системной работы нашли свое место в Вашей компании, чтобы не осталось «черных дыр», в которых теряются время, деньги и силы Вашего бизнеса.
В статье невозможно описать все нюансы построения систем маркетинга и продаж. Важно то, что - налаживать продажи можно и нужно через системную работу с маркетингом и продажами. Только этот путь дает гарантированное и устойчивое развитие.
Мы понимаем, что работа над бизнесом в части маркетинга и продаж особенно деликатная. Доверяйте ее в надежные руки.
Мы приглашаем Вас познакомиться с нами лично и с нашими методами создания взаимодействующих систем маркетинга и продаж на
однодневном Практикуме 13 июня 2013 года
в Москве.
Если Вы хотите детально проработать эти технологии применительно к своему
бизнесу - приезжайте на наш
Четвертый бизнес-лагерь "Создание
системы маркетинга и продаж", который мы проводим 9-15 августа
на Угре (нац. парк, Калужская область).
Участникам практикума 13 июня в Москве - дополнительная скидка 5000 рублей
на любой бизнес-лагерь нашей
команды на Угре-2013 от цены, действующей на Вашей момент оплаты участия в
лагере. До 2 июня - цены минимальные. Таким образом, практикум будет для Вас
бесплатным :)
Отзывы участников:
Видео-отзывыиз
второго бизнес-лагеря по системе маркетинга и продаж Угра-2012
Наталья Кабанова, начальник отдела маркетинга компании «Брянские
Кабельные сети», г. Брянск,
бизнес-лагерь "Система маркетинга и продаж" Угра-2012
"С системой Михаила Рыбакова я знакома уже второй год. Мне нравится:
очень полезные семинары, книги, советы дает Михаил. И я с удовольствием
использовала возможность приехать сюда в бизнес-лагерь на реку Угру. В этом году
посетила семинар «Маркетинг и продажи». Приехала с удовольствием, потому что в
ходе своей деятельности понимала, что маркетинг и продажи идут рука об руку, не
должно быть ссор, конфликтов. Маркетинг и продажи должны взаимодействовать и
дружить друг с другом. Так что это очень полезный лагерь.
Хочу отметить отличную работу наших консультантов, Любови Малютиной и Виктора
Лучкова. Действительно профессионалы. Они сумели организовать разношерстную
группу, потому что в группе собрался народ, те, кто уже давно работает в
маркетинге, те, кто не имели представления о маркетинге. Но, тем не менее, все 7
дней оказались настолько продуктивны, что очень многие инструменты, моменты,
мысли я в дальнейшем буду использовать в своей работе.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" WWW:
WWW.MRYBAKOV.RU Тел: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.