Советы бизнес-консультанта. Выпуск 205. Точка безубыточности
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Точка безубыточности
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 90000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N205,
04.12.2012
Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем
указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они
говорили, что делать нам.
Мы живем в Москве, однако работаем в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить нас к себе в город или в свою
компанию для проведения консалтинга и обучения: - Тел: +7 (495) 926-26-09
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
-
Команда "Михаил Рыбаков и Партнеры" на FaceBook
Участие в бизнес-лагере - самая выгодная инвестиция времени и денег в себя, свою команду и свой
бизнес, которую Вы можете сделать. Окупится многократно: проверено сотнями
наших клиентов - владельцев самых разных компаний.
7 декабря - мой вводный практикум
"Как
навести порядок в своем бизнесе" в Москве. Это удачная
возможность для Вас сделать первый шаг в оптимизации своего бизнеса, вовлечь
в нее своих партнеров-спектиков и ключевых руководителей. А также лично
познакомиться со мной, чтобы принять решение о поездке на
бизнес-лагерь в Дахаб и о приглашении нас в свою компанию для проведения
стратегических сессий.
14-16 декабря мы проводим в Подмосковье сборную стратегическую сессию в формате "4*4" для небольших
компаний. Страт.сессия - это единственный формат, который позволяет
действительно результативно начать проект по наведению порядка в своем бизнесе,
вовлечь в него ключевых людей Вашей команды.
Сейчас там освободилось место для группы участников от одной
компании. Следующая сессия в таком формате будет не раньше марта 2013
года.
Вот отзыв участника Четвертого основного бизнес-лагеря, Дахаб,
февраль-2012
Светлана Краюшкина, компания «Пешта», производство полиграфической
продукции, г. Ижевск
"Мы занимаемся полиграфией и упаковкой. Находимся сейчас здесь в Дахабе:
шикарное солнце, ветер.
Это мероприятие, бизнес-лагерь, я бы отнесла если не к 10, то в 100 важным
событиям в моей жизни. Потому что здесь переворачивается сознание, и ты
начинаешь сознавать не только, что ты делаешь в бизнесе, в котором ты занят, но
и в жизни, по большому счету. Вообще это про счастливую жизнь. Как сделать так,
чтобы дело, которым ты занимаешься, которому ты отдаешь так много времени, чтобы
оно приносило тебе удовольствие, чтобы ты видел результаты этого труда. И вот
здесь как раз даются самые важные инструменты для этого.
Спасибо большое. Рада буду, если такое мероприятие пройдет еще раз. Буду
счастлива. Спасибо!"
Наталия Морозова (www.morozova-book.ru) – с 1994 работает финансовым
директором и главным бухгалтером в
крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член
Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании,
выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных
судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. Участник
команды "Михаил Рыбаков и
Партнеры". Автор книги «Об
«упрощенке» за рюмкой чая»(отзыв,
на GoodReads,
на OZON),
постоянный автор статей в журнале "Упрощёнка". Имеет два высших образования (техническое и
экономическое).
Михаил Рыбаков: Тема сегодняшней статьи может показаться Вам
простой. Однако наш консалтинговый опыт показывает, из-за недостаточного
внимания к ней терпят убытки и разоряются не только начинающие предприниматели,
но и весьма крупные компании.
- Как-как эта точка называется? - Иван произнес неприличное дополнение после
слова "точка" и заржал.
- Вань, ну что ж ты за человек такой! Как тебе только удается переделывать
каждый экономический термин на матерный, да при том так, что новое слово
намертво привязывается! Я ведь приличных людей консультирую. Что будет если я
такое скажу?! В противовес гневной тираде Наташенькино лицо выражало восхищение
лингвистическими способностями своего давнего друга.
- Запомни, эта точка называется "Точка безубыточности", - хозяйка дома
показала точку на графике.
- Наташенька, не обижайся, но я действительно не понимаю, зачем мне эта точка
нужна...
- ... Кроме как посмеяться… - закончила хозяйка дома (она же главбух, финдир
и консультант в одном флаконе).
- Все просто. Ты сейчас начинаешь развивать новое направление бизнеса...
- Ну да, - Иваныч посмотрел гордо. - Раньше было только производство
эксклюзивной мебели, а сейчас я хочу дополнительно производить стандартную
мебель хорошего качества. Столы, например.
- Вот-вот, а прежде чем начинать ее производить, необходимо посчитать при
каком количестве выпускаемых и, главное, продаваемых столов ты не окажешься в
убытке..
- И как это сделать? - живо отреагировал Иваныч, поняв, что речь идет о его
кровных деньгах.
- Я рекомендую построить график "затраты - объем - прибыль" (СVP-график:
Cost-Volume-Profit), который еще называют графиком безубыточности.
- Это как?..
- Давай, для простоты считать, что ты начинаешь новое дело - производство
столов.
- Хорошо. И продавать их буду по 10 000 рублей за штуку,- улыбнулся в прошлом
столяр - краснодеревщик, а ныне преуспевающий бизнесмен.
- Договорились. У тебя в каждый период времени (в этом случае - месяц) будут
постоянные затраты, которые не зависят от того сколько столов ты произведешь:
один или сто. Так, к постоянным затратам будут относиться затраты на аренду
помещения, электричество, оборудование, зарплату непроизводственного персонала и
другие.
- Ну да, понимаю. Даже, если сделаем и продадим один стол - зарплату
директору, бухгалтеру и менеджеру заплатить надо. Да и инструмент понадобится...
- Именно. Пусть твои постоянные затраты составляют 100 000 рублей в месяц.
Значит, на графике они будут выглядеть так:
- Ну да, еще ни одного стола не продали, а затрат сто тысяч, - взгрустнул
Иваныч.
- Увы и ах. И, заметь, твои прямые затраты не останутся на уровне 100 000
рублей навсегда. Если количество выпускаемых столов будет расти, то в какой-то
момент придется взять еще одного менеджера…
- Арендовать помещение побольше – продолжил Иваныч.
- Именно, и в этот момент прямые затраты скачком перейдут на новый уровень…
- То есть постоянные затраты изменяются ступенчато – резюмировал Ваня,
- Молодец! Лицо Наташеньки сияло. Ведь так приятно общаться с умным
человеком. Она вернулось к рассматриваемому примеру:
- Есть еще и переменные затраты, которые зависят от количества произведенных
и проданных столов. Материалы, зарплата рабочих... При этом мы постулируем, что
зарплата рабочих прямо пропорциональна количеству произведенных столов. Иначе их
зарплату тоже придется делить на постоянную и переменную часть. Так и чему у
тебя будут равны переменные затраты?
- Пусть 5000 рублей на один стол.
- Тогда переменные затраты будут на графике выглядеть так:
- Ага, переменные затраты при изготовлении 10 столов - 50 000 рублей.
- Все верно, - Иваныч поднял голову от Наташиного творения.
Хозяйка продолжила.
- А теперь давай, Ваня, ты построишь график, на котором будут и суммарные
затраты (постоянные и переменные) и выручка от реализации.
Ваня напрягся. Потом стал рассуждать вслух:
- Ну, с выручкой все понятно: нет столов - нет выручки,
10 столов продали, выручка -100 000 рублей.
Суммарные затраты на основе первых графиков тоже понятно как строить.
Иваныч протянул Наталье свое творчество.
- Отлично, - Хозяйка добавила еще несколько линий и получился тот самый СVP-график.
Ну, вот смотри, что мы имеем, - начала объяснения Наталья.
Из графика видно, что при продаже 20 столов твоя выручка составила 200 000
рублей (20столов*10 000 рублей/стол), что равно твоим суммарным затратам (100
000 рублей - постоянные и 100 000 рублей - переменные). Т.е. если ты
реализовываешь меньше 20 столов в месяц - ты в убытке. Больше - в прибыли.
- То есть точка безубыточности показывает то минимальное количество продукции
в натуральном выражении, которое надо реализовать, чтобы не оказаться в убытке!
- догадался Иваныч.
- Именно. Собственно я все это тебе рассказывала для того, чтобы, прежде чем
начинать новое направление бизнеса, ты аккуратно посчитал постоянные и
переменные затраты. Учел цену, по которой ты будешь продавать продукцию, и нашел
точку безубыточности. То есть, чтобы ты понял сколько единиц продукции
тебе надо ежемесячно реализовывать, чтобы не оказаться в убытке.
- Я понял, - отозвался Ваня. - Я сравню это количество с тем, которое готов
принять рынок и пойму, заниматься мне этим новым направлением или нет.
- Молодец! - Наташенька от избытка чувств поцеловала друга и продолжила: -
Вернемся к нашему графику. Если твоя плановая реализация столов составляет 30
штук в месяц, то у тебя появляется запас прочности, и чем выше этот запас, тем
лучше.
- Это понятно. А теперь пойдем гулять, там за окном - осень золотая. Заодно
и от мыслей о финансах отвлечемся.
Практическое задание. А Вы знаете точку
безубыточности для своего бизнеса (каким бы он ни был - ларек или
крупный завод)? Если нет - рассчитайте ее. И постоянно учитывайте при
планировании и оценке результатов работы компании.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" WWW:
WWW.MRYBAKOV.RU Тел: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.