Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 184. Универсальный алгоритм успешных изменений


Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.

Советы бизнес-консультанта

Универсальный алгоритм успешных изменений

Общий тираж на 4 серверах - свыше 90000 читателей. Рассылка регулярно выходит с октября 2007 года.

Выпуск N184, 03.07.2012

Успех начинается там, где лень в бессилии опускает руки.

Anekdot.RU

Наведение порядка
в действующем бизнесе
Рабочие сессии
по решению ваших

бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы

Моя книга

Архив рассылки

Анонсы мероприятий

Бизнес-лагерь Угра-2012 WWW.MRYBAKOV.RU

30 июля - 8 августа (10 дней, национальный парк Угра, Калужская область, палаточный лагерь)
Пятый основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе и в коллективе"
Михаил Рыбаков и Александр Сорокоумов

***
9-15 августа (7 дней, национальный парк Угра)
Второй бизнес-лагерь "Создание системы маркетинга и продаж"
Любовь Малютина и Виктор Лучков

***
11-15 августа (5 дней, национальный парк Угра)
Бизнес-лагерь "Система и технология управления людьми в бизнесе"
Екатерина Козырева

***
11-15 августа (5 дней, национальный парк Угра)
Бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами"
Наталия Морозова

***
11-15 августа (5 дней, национальный парк Угра)
Бизнес-лагерь "Дизайн жизни собственника"
Александр Сорокоумов


Бесплатные дистанционные курсы:

Как навести порядок в своем бизнесе

Как создать эффективную систему продаж

Эффективное управление персоналом

Как управлять проектами в своем бизнесе

Как создать новый бизнес

Аутсорсинг - инструкция по применению

1001 способ снижения затрат

Как выжать максимум из маркетинга

Как управлять «дебиторкой» и эффективно работать с долгами


Мой консалтинг и коучинг:

Наведение порядка в действующем бизнесе

Рабочие сессии по решению ваших бизнес-задач

Коучинг по достижению ваших личных целей


Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою компанию для проведения консалтинга и обучения:
- Тел: +7 (495) 926-26-09
- E-mail:
info@mrybakov.ru
- Skype: mikerybakov
- Мой блог

Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые интересные люди.

Рекомендовать мой сайт и получать подарки

Партнерская программа - Ваш пассивный доход


Летние бизнес-лагеря: мест почти не осталось, плановое повышение цен

Бизнес-лагерь Угра-2012 WWW.MRYBAKOV.RUУважаемые подписчики!

Если Вы хотите попасть в этом году на наши летние бизнес-лагеря для собственников и руководителей, шансов все меньше. Как я уже говорил, к сожалению, в этом году у нас жесткий лимит - не больше 40 участников на основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе и в коллективе" и столько же - на все тематические лагеря в сумме.

Сейчас набрано около 2/3 от максимального количества участников. И на этой неделе еще несколько крупных компаний оплачивают участие своих собственников и топов. Так что уже на следующей неделе на некоторые из лагерей места, возможно, закончатся.

К тому же в эту субботу 7 июля у нас плановое повышение цен. Основной лагерь и "Создание системы маркетинга и продаж" подорожают на 10 тысяч рублей каждый, остальные - на 5 тысяч каждый. Все равно это недорого - Вы окупите эти деньги за несколько месяцев.

Напомню, что в стоимость входят проживание, питание и трансфер из Москвы и обратно.

Так что успевайте выставить себе счет и оплатить его до повышения цен >>>

Рекомендую участвовать как минимум вдвоем от одной компании, чтобы потом говорить на одном языке, внедрить изменения в свой бизнес.

Видео-отзывы участников: Угра-2011, Дахаб'2012.

Отзывы участников четвертого основного бизнес-лагеря в Дахабе в феврале-2012

Роман Павловский, собственник и директор компании «Наша мебель» (Санкт-Петербург) сеть магазинов по продаже мебели. Бизнесу 12 лет.

По результатам работы в бизнес-лагере для начала хочу отметить присутствие здесь людей, которым небезразлична судьба бизнеса. Это радует и вселяет надежду на будущее страны. Что касается наведения порядка в бизнесе, тут я бы сказал, что надо начинать с наведения порядка в собственной голове. У меня этот процесс пошел здесь, в бизнес-лагере, и уже появляется какая-то ясность во взгляде на собственный бизнес, сложилась картина, последовательность действий, необходимых для этого самого наведения порядка.

Очень ценен опыт работы в группах, как с точки зрения практического тренинга, так и с точки зрения возможности воспользоваться опытом и знаниями тех людей, которые в группе работают.

Кроме того отрыв от текучки, погружение в эту среду, заставляют работать голову, появляются мысли новые, неожиданные, я надеюсь, полезные.

Спасибо Михаилу, Александру, спасибо всем организаторам и участникам.

Иван Мелехов, собственник и директор компании «Файнекс» (Москва) производство напольных покрытий премиум-класса из дерева. Бизнесу около 20 лет.

Меня зовут Иван, компания «Файнекс», занимается производством напольных покрытий премиум-класса из дерева.

Бизнес-лагерь в Дахабе неожиданно для меня очень способствовал, скажем так, выпрыгиванию из своей скорлупы. Позволил посмотреть на ситуацию извне. Очень много всяких идей, очень много всяких предложений. Но самое ценное — то, что здесь общаешься в кругу собственников, и одни и те же проблемы у всех. И в этих рабочих группах, в этом кругу разбираются совершенно новые идеи, мысли.

У меня уже есть мысль одного нового бизнеса, и мы, в общем-то, это уже обсуждаем... Теоретическая часть не очень перегружена, поэтому есть возможность подумать и как-то свои мысли привести в порядок.

На самом деле, я не ожидал, что так будет. Вначале не хотел ехать, но сейчас очень доволен. Спасибо Михаилу. Спасибо Ольге, Ирине, Екатерине. Спасибо Виктору, который проводил еще дополнительные занятия.

 

Нужна няня в бизнес-лагерь

По традиции многие участники приезжают к нам с семьями и детьми. Мы тоже :) Посему нам нужна няня для нескольких детей на все время проведения лагеря: с 30 июля по 15 августа. От нас: проживание в благоустроенном палаточном лагере + питание + трансфер из Москвы и обратно. Красивая чистая природа, дружеская обстановка, интересные люди. Если Вам это интересно, Вы любите детей и у Вас хороший опыт - пишите нам, обсудим подробности и условия. Напишите про свой опыт, почему хотите и можете работать няней в бизнес-лагере.

 

Универсальный алгоритм успешных изменений

Михаил РыбаковМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;)

 

 

 

 

Все мы так или иначе управляем изменениями. Пытаемся приучить себя бегать и обливаться холодной водой по утрам, управлять своим временим, бросаем курить, и пр. Это непросто. Лень, страх нового, привычки, шаблоны мышления и тела - вот далеко не полный перечень препятствий. На профессиональном языке психологов и консультантов их называют сопротивлениями.

У владельца бизнеса и руководителя задача еще сложнее. Им нужно изменять не только себя, но и свою организацию. Почему это сложнее? Потому что индивидуальным сопротивлениям добавляются деловые и групповые (классификация моя).

К деловым можно отнести, например:

  • страх потерять свою роль в коллективе (формальную и неформальную)

  • страх, что придется больше работать,

  • страх, что теперь "меня будет проще проверить" и больше не будет возможности реализовывать те или иные "серые" схемы.

К групповым:

  • ритуалы, традиции

  • коллективные привычки, стереотипы

  • формальное и неформальное распределение ролей, авторитета и власти в группе.

Сопротивления страшны тем, что большая их часть не осознается: ни самими "сопротивленцами", ни их шефом, если он не имеет должной профессиональной подготовки (подробнее см. книгу Александра Сорокоумова "Трансформация бизнеса. Как подобрать ключи к изменениям и довести их до конечного результата": новое издание, старое издание). То есть происходят незаметно, "под ковром". И человек может внешне (порой даже вполне искренне) соглашаться с Вами, что перемены нужны, но саботировать их. Для этого есть огромное количество способов, например:

  • "Зачем все эти нововведения? Мы же и так жили хорошо."

  • "Нам некогда, есть более важные дела."

  • "Нет сил - и так загружены основной работой по самые уши."

  • "Я не слышал / не видел / не понял / забыл, что нужно делать по новому."

Беда групповых сопротивлений еще и в том, что они находятся не в какой-то конкретной голове, а как бы распределены, размазаны "между головами" участников коллектива. И часто бывает, что по отдельности люди согласны (или хотя бы думают, что согласны) с необходимостью того или иного преобразования. А вот коллектив (то есть когда люди собираются вместе) - против.

Посему сопротивления, а особенно групповые сложно "ухватить за хвост", чтобы что-то с ними сделать.

Я сейчас не буду углубляться в тему работы с сопротивлениями. Она сложная, причем требует не столько теоретической, сколько практической подготовки. И ее действительно очень мало где можно получить. В наших бизнес-лагерях мы лишь чуть касаемся этой темы (если с ней работать всерьез, то вся остальная работа встанет). Александр Сорокоумов обучает этому собственников бизнеса на своих годичных группах под Минском.

Сейчас я предлагаю Вам рассмотреть общий алгоритм того, как успешно внедрить изменения: в свой бизнес или в личную жизнь (например, начать регулярно заниматься спортом или медитировать).
У меня в этом немалый опыт. Свою личность я постоянно тренирую и перестраиваю уже более 15 лет (на текущий, 2012 год). Более 10 лет я помогаю владельцам бизнеса проводить изменения в их компаниях.

Алгоритм выглядит он так:

  1. Погружение в тему

  2. Регулярная самостоятельная практика

  3. Периодическая поддержка

  4. Идеально - выйти на обучение других по данной теме.

Погружение в тему

Жизнь большинства людей полна текучки. И пока Вы в ней - серьезные перемены невозможны. Да-да, именно так. Потому что текучка поглощает Вас, Ваши силы и внимание.

Это одна из причин того, почему так слабо работают даже качественные короткие тренинги (увы, большинство - НЕ качественные). Даже если по окончании тренинга участник вдохновлен и полон надежды изменить свою жизнь (или работу), потом он возвращается в свою рутину. И на этом все заканчивается. Остаются знания о том, как это классно - делать ту или иную вещь тем или иным образом. Иногда - отдельные приемы. Все. Системного эффекта нет.

Еще хуже, если днем человек учится, а вечерами возвращается домой. Там муж/жена, теща/свекр, телевизор и бутылка пива делают свое дело. А именно: сводят эффект от обучения к нулю. Своим неверием, подтруниванием, отуплением мозга (алкоголь, телевизор, компьютер, объедание и пр), да и просто за счет возращения человека к привычным стереотипам.

Погружение - это полное включение себя (и команды, если идет речь о компании) в тему изменений на некоторое время, вырывание себя из привычного образа жизни. А также приучение себя и/или команды к другому стилю работы (например, работе в командах), образу жизни и пр.

Основная цель - качественные изменения, "поворот" в мозгах, выход на новый уровень.

По моему опыту именно погружение - старт для любых успешных изменений:

Важно то, что во время погружения люди полностью включены в тему 24 часа в сутки. По вечерам, а порой и по ночам идут бурные дискуссии, а некоторые говорят, что им даже снится тема сессии или обучения ;) Я, например, когда начинал заниматься скалолазанием, часто "лазал" во сне, а потом также "летал" на парапланах.

Если говорить о стратегических сессиях, то вечерние и ночные посиделки/разговоры участников не менее важны, чем то, что происходит днем. Ведь днем люди "держат лицо" - перед шефом, товарищами, консультантом. А вот в свободное время говорят и обсуждают то, что их действительно волнует, но о чем они боятся/стесняются сказать при всех. Часто возмущаются, протестуют, порой готовят "план саботажа" на следующий день ;)

Конечно, если проводить сессию грамотно, то нужно интегрировать эти 2 пласта реальности, чтобы не возникало типичной российской беды: "Говорим одно, думаем другое, делаем третье". В последние годы нам это почти всегда удается: вытащить правду-матку на свет белый и добиться того, чтобы она работала на благо бизнеса, а не против него.

Важно, чтобы погружение было практическим. Если рабочая сессия, то решаем конкретные задачи компании. Если семинар по фри-дайвингу или "Исцеляющему импульсу", то отрабатываем все темы на практике, приобщаемся к здоровому образу жизни (режим дня, здоровое питание и голодание, закаливание и пр).

Конечно, одного погружения не достаточно. Даже если все прошло идеально, но потом ничего не делать в повседневной жизни, Вы только зря потеряете время и деньги. Ну научитесь об этом умно говорить - а что толку?

По итогам погружения важно создать и запустить механизм, который будет постоянно поддерживать и развивать изменения (и/или использование новых навыков).

Регулярная самостоятельная практика

Если говорить о личном развитии, то это регулярное использование того, чему Вы научились. Если не делать это хотя бы 2-3 раза в неделю (полноценная тренировка и пр), то очень быстро Ваш навык и энтузиазм угаснут.

Если говорить об изменении бизнеса, то важно, чтобы после стратегической сессии участники довели до ума все то, что начали делать на сессии (там создают наброски решений), а также (самое важное!) - внедрили это в жизнь. Всегда лучше внедрить небольшие, но полезные изменения, чем взяться за много тем и не довести их до результата (кстати, это один из способов саботажа ;)

Поэтому на сессии мы всегда помогаем компании запустить механизм, поддерживающий изменения. Помогаем владельцу бизнеса определить, кто подходит на роль руководителя проекта изменений, какие задачи необходимо решить и в каком приоритете, как организовать эффективные рабочие группы по конкретным темам и пр. Я подробно рассказывал об этом в своих вебинарах.
Кстати, важно, чтобы проектом изменений руководил НЕ собственник бизнеса - он является Заказчиком: ставит своим работникам задачи и спрашивает за результаты их выполнения. И не его дело тащить на себе оперативное управление - для этого есть наемные руководители.

Желательно, чтобы деятельность по изменениям происходила регулярно. Например, рабочие группы собираются те же 2-3 раза в неделю. Это важно для не только для получения непосредственных результатов по бизнесу, но и для закрепления у людей навыков работы в командах над его развитием. По практике зачастую первое время (до месяца) идет привыкание людей к такой работе (первый опыт они получили на сессии), притирка друг к другу и т.п.

Очень важно:

  • Отмечать успехи команды на пути преобразований, радоваться им. Это очень добавляет энергии и энтузиазма. Поэтому свою команду важно публично хвалить за успехи, даже небольшие (как разумный родитель хвалит маленького ребенка за то, что тот пытается есть ложной, даже если большая часть еды оказывается на полу).
  • Смотреть в лицо проблемам, возникающим в проекте, кризисам. Они неизбежны. И нужно идти им навстречу, как бы неприятно это порой ни было. Если избегать кризисов, это обязательно приведет к остановке проекта изменений.

Справедливости ради нужно сказать, что про..ать и засаботировать можно что угодно. Так в некоторых компаниях умудряются за 3 месяца так и не согласовать виденье будущего и цели. При том, что методика у людей полностью есть, на сессии были сделаны хорошие наброски, назначены ответственные, поставлены сроки и пр.

Это всегда ответственность собственника. И если ТАКОЕ возможно в его компании, значит он это допускает и всячески этому потворствует. Владелец не должен пахать за своих работников. Но задавать им вектор и спрашивать с них - точно должен. Если он действительно хочет вывести свой бизнес на новый уровень.

Периодическая поддержка

По опыту во время изменений возникает немало сложностей. Например, что-то не понятно по методике. Хотя на стратегической сессии разбираем все методики очень детально, все равно, пока человек не попытается их использовать без посторонней помощи, ему понятно не все.

Поэтому время от времени нужна квалифицированная поддержка. Так мы рекомендуем компаниям примерно раз в полтора-два месяца проводить поддерживающие рабочие сессии (приглашать нас к себе), длительностью 1-2 дня. На них мы:

  • Поддерживаем морально. Это действительно важно. Ведь изменения - штука непростая: как по методикам, так и эмоционально. Приходится ворошить кучу проблем, до которых годами не доходили руки, не хотелось смотреть в их сторону. Нередко возникают/обостряются конфликты. Особенно важна такая поддержка собственнику - основная ответственность за бизнес на нем. Впрочем, и команде это тоже важно.
  • Смотрим, что было сделано, какие достижения и ошибки. Помогаем исправить.
  • Помогаем подтолкнуть проект дальше, если он застрял. Застревает нередко: как я уже писал выше, возникает масса "объективных" причин, которые на поверку являются тем или иным способом саботажа изменений.
  • Даем методики для дальнейших шагов проекта. Обучить им сразу на первой сессии невозможно: как по причине недостатка времени, так и потому что у людей ограниченная способность воспринимать новое, а система наведения порядка в бизнесе - объемная. И так на сессиях часто "плавятся мозги": столько новых и важных моментов, о которых зачастую работники раньше никогда не задумывались (а порой и сам собственник). А если и задумывались, то не могли решить эти задачи самостоятельно.

При этом очень важно, чтобы у владельцев и ключевых руководителей была целостная картина, куда и как развивать свой бизнес на годы вперед. Это как посмотреть на свой будущий путь с высокой горы.
Именно для этого мы проводим выездные бизнес-лагеря. Там у участников в голове выстраивается четкая система. Это сильно повышает успешность дальнейших преобразований в их компаниях.

Поскольку поддерживающие сессии проходят нечасто, между ними накапливается много вопросов. И мы рекомендуем собственнику бизнеса и руководителю проекта изменений раз в 1-2 недели обращаться к нам за небольшой скайп-консультацией по текущему ходу проекта.

Если же из компании не обращаются к нам ни за поддерживающими сессиями, ни за скайп-консультациями, то высока вероятность, что изменения там заглохли: саботаж победил.

Как ни странно, часто на определенном этапе проекта главным саботажником в компании неосознанно становится сам собственник - Заказчик изменений. Ведь именно ему приходится максимально изменять свой стиль управления, что непросто.

Аналогично, и в других методиках, чтобы добиться успеха, нужна поддержка. Так, в "Исцеляющем импульсе" очень важна точность выполнения всех упражнений - неверная техника сводит результаты этой очень эффективной методики к нулю. Посему периодически желательно исправлять свою технику: индивидуально с инструктором или на семинарах.

Обучать других по данной теме

Как говорится в индийской пословице, "обучающий брахман (священник) достигнет большего, чем необучающий". Есть такой анекдот, когда профессор ругается: "Я уже столько раз рассказывал это студентам: сам понял, а они все никак!"

Моя практика подтверждает: если объяснял что-то на практике самым разным людям, глубина понимания темы сильно растет.

Поэтому хорошо, если рано или поздно Вы будете учить / консультировать других по той теме, в которой развиваетесь сами. Вообще для собственника идеальная позиция - консультант для своего бизнеса (для наемных руководителей). То есть человек опытный, компетентный, но не участвующий в оперативной работе. Это позволит Вам и время высвободить (для стратегических вопросов, отдыха, других проектов), и получить возможность смотреть на бизнес как бы сверху и сбоку, что сильно добавляет объективности. Сознание, свободное от текучки, смотрит вперед гораздо дальше, замечает слабые сигналы: возможности и угрозы.

Вот, пожалуй, и все.

В заключение Вам практическое задание. Вспомните изменения, которые в последнее время Вы проводили в своем бизнесе или личной жизни. Насколько они были успешны? Насколько Вы соблюдали вышеописанный алгоритм? Что удалось? Где были проколы? Что сейчас Вы сделаете по-другому?

Бонус для самых активных и толковых. Если Вы в течение недели пришлете мне подробный отчет об изменениях в своем бизнесе (успешных или не очень), я готов провести консультацию по скайп с авторами лучших отчетов: полчаса бесплатно (заранее согласуем день и время). Предложение действует только для собственников действующего бизнеса.

Успехов! Будьте счастливы!

 

Недавние выпуски рассылки:

 

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

 

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: WWW.MRYBAKOV.RU

Тел: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru

 


Рекомендовать мой сайт и получать подарки

Партнерская программа - Ваш пассивный доход

Наведение порядка
в действующем бизнесе
Рабочие сессии
по решению ваших

бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы

Моя книга

Архив рассылки

Все тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из моей рассылки: в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста, предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.

В избранное