Перед финальной частью серии историй, традиционно приглашаем вас на вебинар Вадима Мальчикова 10 мая в 12:00. В мае у нас запланирована серия вебинаров на самые интересные темы.
И внимание: записей вебинаров не будет! Только ваше личное участие!
Как адаптировать новых сотрудников, чтобы они стали продуктивными;
Управление по показателям как мотивирующая техника;
Как «прокачать» харизматичность руководителя.
Истории разорившихся стартаперов
Антон Богатырев
Есть такие специальные люди: арбитражные управляющие и ревизоры называются. Можем дни и ночи напролет рассказывать истории про разбившийся бизнес. В общем случае причин не так много:
1. Грубые маркетинговые ошибки, недооценка конкурентной среды и потребительских свойств товара или услуги.
2. Закредитованность как финансовая, так и товарная.
3. Недофинансирование — то есть как раз нехватка оборотных средств, вызванная неправильным финансовым планированием (справедливо и для пункта 2).
4. Негативная структура баланса — кредиторская задолженность обгоняет дебиторскую, после чего неизбежно следует кассовый разрыв, неплатежи и банкротство. Причина этого в неприменении прямо прописанных в законах механизмов учета, внутреннего контроля и анализа.
5. Отсутствие риск менеджмента. Грубые ошибки и неосторожность в ведении дел и оформлении документов, грубое пренебрежение безопасностью всех видов, от пожарной до экономической.
6. Корпоративные хищения.
7. Корпоративный конфликт.
8. Внешние мошенничества, кражи, разбойные нападения, рейдерство и прочие криминальные схемы принудительного вывода активов, «силовые» слияния и поглощения.
9. Административный прессинг и коррупционная нагрузка. При этом надо сказать, что последний пункт актуален только для сверхмаржинальных рынков. Коррупция существует только там, где есть сверхприбыли, то есть нынче это происходит, но в очень узком сегменте.
Все рассказы наших оппозиционеров о коррупции сильно преувеличены. Да кстати и криминальная составляющая, нынче стремительно уменьшается, она почти всегда основана на участии внутренней агентуры — партнеров самих бизнесменов, или, как вариант, наемных менеджеров и руководителей, решивших немножко обмануть партнеров/собственников.
Если коротко, то основные причины краха — это кассовый разрыв и последующие дефолт и банкротство. А вот уж их причины — это в первую очередь отсутствие планирования, анализа, риск менеджмента и внутреннего контроля, ну и должной осмотрительности при ведении дел и оформлении документов.
silverlj
Несколько раз пытался запускать нестандартные для российского рынка продукты в надежде, что отсутствие конкурентов принесет баснословные прибыли — аудит маркетинга, абонентское обслуживание по HR функционалу, некоторые другие.
Почти всё вылетело в трубу, принеся мне только убытки за рекламу. Быстро выстрелило только одно направление, которое через пару лет стало широко известным, и сейчас кормит целые компании разных сволочей, похитивших мою идею.
Могу посоветовать следующее — если вы открыли какое-то прибыльное направление, не давайте массовой рекламы, и уж тем более засуньте подальше свое тщеславие, посылайте в пень журналистов, которые предложат написать о вас статью. Держите всё в секрете.
Если ваш продукт действительно хорош и эксклюзивен, о нём должен знать только конечный потребитель, но никак не куча людей, которым захочется быстро навариться на том же самом.
Конечно, это относится в первую очередь к разного рода консалтингу, который легко организовать практически любому предпринимателю с минимальным капиталом.
prioskolje
1. Арендуя помещение, подумайте, не соблазнится ли арендодатель вашим бизнесом и не турнет ли вас в какой-то момент, когда всё наладится, чтобы самому подзаработать. У меня получилось так с производством корпусной мебели, когда через полгода пришлось искать новое помещение, аренда которого впоследствии съела все невеликие доходы.
2. Классическая ошибка — выведя второй свой бизнес (оптовая торговля обоями на российских рынках со склада в Иваново) примерно в ноль и небольшой плюс, я не потянул просто собственное проживание в Москве. Подработки, удобной для совмещения с бизнесом, у меня не было.
pz_true
В 2005 открыл точку по продаже мужских рубашек, носков, трусов и всякой хрени. Потом ещё одну. Потом вторую передал в печать фотографий, так как шмотье не пошло чего-то.
В итоге к лету 2008 загнался в минуса и закрыл обе точки.
Причиной закрытия считаю недостаток моего внимания к бизнесу, вызванный тем, что я в этом время и сам работал. Надо было лучше вникать, и по-серьезному заниматься чем-то одним, не распыляясь.
dr_denim_spb
У меня с супругой общий небольшой бизнес — ветеринарная клиника в Санкт-Петербурге. Начали не так давно, но пока что сделали вроде как одну важную ошибку — наняли чересчур много персонала для непосредственно ветеринарной работы, а сами занялись другой работой — становлением бизнеса на ноги (пожарка, СЭС, охрана труда, Роспотребнадзор, Налоговая, бухгалтерия, кассовые документы, лицензирование, реклама, отчётности и так далее).
Когда прошло три месяца, ошибку осознали и половину персонала уволили, оставив лишь самых толковых. Сами тоже встали «к станку».
С другой стороны, может и не ошибкой было — мы выиграли эти первые три месяца, чтобы наладить всю систему с нуля до рабочего состояния. Если бы мы сразу сами начали бы работать, на персонале мы бы сэкономили, но, чувствую, бардак в документах и всяких разрешениях был бы ещё тот — некогда было бы всё налаживать. А бардак в документах и бухгалтерии частенько приводит к крупным затратам и к проблемам с госорганами.
cergey_p
Псковская область, крестьянско-фермерское хозяйство, пасека. Два года подряд малоурожайных на мед.
juvisuel
1. Попытка построить студию видеодизайна с крутым уровнем работ. Не учли то, что вкусные заказы распределялись по своим, связей для получения хороший проектов не было. Перебивались крошками. Это была Беларусь. Боялись поднять цены, чтобы не отпугнуть клиентов, поэтому никогда не было свободной оборотки. Лет семь так вот пытались поставить всё на ноги, четыре раза теряла команду. В 2008 кризис подкосил окончательно.
2. История еще не закончена — три года назад сильно увлеклась созданием необычных визиток. Для меня тогда это было так же странно, как странно было бы строителю небоскребов начинать лепить горшки. Но прямо увлекло. Решила, что это хобби. Вообще не было никаких расчётов, планов, просто делала как делалось. Вкладывала в это деньги от основной работы. Купила оборудование, взяла помощников, люди работами восхищались.
Опять стала на те же грабли — боялась поднимать цены, поэтому сделав кучу просто офигенной работы, оказалась в минусах. Поднимать цены пришлось в итоге впятеро. Старые клиенты на несколько месяцев испугались. Команду кормить было нечем, отпустила в отпуск. Сейчас начали стучаться клиенты по новым ценам. Казалось бы, вот оно, а я никак не решусь начать снова. Вроде и не перегорела, а словно с войны пришла, и обратно не хочется.
alex_kozlofsky
История произошла с моими знакомыми. Небольшая сеть магазинов с дисками (dvd, аудио, игры) работала и расширялась на кредитные деньги. На пике было 5 магазинов в двух городах. Всё быстро закончилось во время кризиса 2008 года, когда продажи резко упали и стало нечем платить зарплаты продавцам и кредиты. Главная ошибка была в том, что не имелось финансовой подушки на случай просадки дохода. Все заработанные деньги тут же тратились, поэтому при первом падении продаж бизнес разорился практически
моментально.
Ну и банальные советы:
1. Не вести бизнес с друзьями и родственниками.
2. Писать бизнес-план и следовать ему.
3. Все договоренности между партнерами фиксировать письменно.
4. Если можно обойтись без партнеров, то обходиться без них.
5. Урезать до минимума траты на себя.
6. Вести скрупулезный учет финансов.
ShultZ
У меня была IT-фирма, 15 человек персонала. Поставил управляющего, и он всё уничтожил, все клиенты ушли. Занавес.
dma82
Пробовали бизнес в сфере производства с тремя компаньонами, но он так и не «завелся». У нас был гарантированный сбыт, но мы так и не смогли наладить поставки материалов, основной из них оказался в дефиците, а также подходящее помещение.
Выводы: не начинайте вкладываться, пока не будет построена полная цепочка бизнеса: найдены поставщики, клиенты, помещение, оборудование. И начинать, наверное, лучше одному, чтобы не надеяться на остальных. Как вариант: выбрать главного партнера, принимающего решения и несущего ответственность за всё предприятие.
TekBoris
На заре интернета был шикарный бизнес где мы с корешами на полном серьезе поднимали в год каждый по 30 000 баксов. Отмывали бонусы онлайн-казино, покера и букерских контор. Просто регистрировали новые аккаунты и прокручивали бонусное бабло. Было немного муторно это делать, но прибыли были сказочные. Тем более в начале 2000-х, когда хорошая зарплата в Москве была долларов 500, а отмывка бонусов приносила 2-3 тысячи.
Кончилось всё тем, что крупные фирмы с помощью бонусов нарастили клиентскую базу и бонусы все практически отменили. Но руки мы на таком аттракционе щедрости погрели неслабо, я лично на квартиру в Москве себе за 4 года заработал. И все это заметьте между делом, без отрыва от учебы и основного места работы.
father_gorry
Проекты знакомых.
1. Продюсирование начинающих музыкантов, лэйбл, издательство дисков. Началось в 2004 году, прогорело в 2007 примерно — из-за пиратства. Продажи падали, а прослушивания на скробблере last.fm — наоборот, росли. Мораль — защищай контент.
2. Пошив штор, 1998-2008 примерно. Фирма не смогла вырасти в крупное предприятие, поскольку основатели систематически нанимали менеджеров, которые их кидали, сачковали и забивали на клиентов. Мораль — нельзя экономить на зарплате сотрудников.
3. Интеллектуальный алгоритм по сочинению и аранжировке музыки. По тем временам это было огромным прорывом. Основатель и автор технологии был не только умнейшим человеком, но и талантливым организатором — он несколько раз возрождал фирму и выпускал продукт прекрасного качества и возможностей. Современные секвенсеры регулярно внедряют крупицы тех функций, которые были в Onyx Arranger, и музыканты ими охотно пользуются. Причина провала мне до конца не понятна. Возможно, дело в сочетании не очень
удобного интерфейса и ориентации на машину, а не на пользователя, но это маловероятно, поскольку сейчас в ходу программы с куда меньшим удобством и большей сложностью.
АЧТ
Не разорился, но чуть не разорился:
1. Когда перевел бригады на повременную оплату вместо сдельной. Народ просто тупо перестал работать. Успел вернуть всё назад.
2. Недооценка затрат. По мелочи может набежать столько затрат, что они полностью сожрут прибыль. Необходим постоянный контроль накладных расходов. Если можешь не покупать стул сотруднику — не покупай. Обязательно иметь бюджет проекта и постоянно контролировать его выполнение. Если этого не делать, почему-то начинается у подрядчиков и сотрудников: а вот ещё надо купить — оплатить.
3. Наехала налоговая — едва отбился. Химичил с налогами. Если бы не химичил, то разорился бы сразу — тупо в течение месяца.
alexvlad7
Свое: прилетел кидок от человека, с кем периодически сотрудничал и не общались без дела — тот, вроде незаметно для основной массы окружающих и меня употреблял, потом совсем пересел на наркоту... кидок — и пропал на полгода. А меньше чем через месяц прилетел госорган с обысками и выемками... Еще более полугода нервов. «Встать» заново с нуля и без начального капитала в некоторых темах очень сложно, а в этой и около — еще и вопрос репутации.
У бывшего напарника: в начале нулевых сотрудники госоргана «отжали» клуб у двух компаньонов в пользу третьей.
Ёлка-ёлка
Сколько ни начинал бизнесов «с партнерами», всегда фигня выходила, и не важно, была прибыль или нет. Больше пары лет не жило. Последние парочка сольно — всё путем.
shoork
Та же бодяга. Как только есть компаньоны, бизнесу кирдык. До размера, в котором один человек не справится, пока не дорос.
В 90-е три очень шикарных разных бизнеса открыл и закрыл один за другим. Причина — обман компаньонами. Простой обман. Средств контроля тогда было очень мало. Придумал, развил и внедрил специфичную сеть по распространению любых услуг. Люди поверили, но через год практически в один месяц всё разворовали, все кому доверял. Весь капитал всегда был мой.