После
информации о цикле тренингов «Эффективный
маркетинг» ко мне
пришло множество вопросов, на самые интересные из которых я постараюсь
ответить в этом выпуске рассылки.
Вопрос:
На кого рассчитан тренинг?
Ответ:
Цикл тренингов «Эффективный маркетинг» рассчитан на сотрудников
маркетинговых служб среднего и крупного бизнеса, а также на руководителей
малого бизнеса, поскольку в малом бизнесе вопросы, рассматриваемые в этом
цикле тренингов, находятся в компетенции руководителя.
Требуется ли какая-то
предварительная подготовка или специальное образование для участия в Ваших
тренингах?
Как правило, специальное образование не требуется.
Нужно только три вещи: открытость, открытость и
открытость.
Открытость к получению новых знаний и к приобретению
новых навыков.
«Освободите свой разум!»
J
Сколько людей участвует в
тренинге?
Как правило, от 8 до 15. При меньшем числе участников
не набирается «критическая масса» разных точек зрения. При большем числе
участников продолжительность тренинга сильно увеличивается из-за
продолжительных обсуждений.
Чем отличается Ваша
программа от других тренингов маркетинговой тематики?
Первое.
Комплексность. Это не просто разрозненный
набор тренингов произвольной тематики. Это — цикл, дающий практические
навыки во многих сферах маркетинговой деятельности. Снова и снова я
подчёркиваю, что маркетинг — это система мероприятий, а не просто
рождественский мешок с простыми решениями. Все рыночные действия, которые
предпринимает Ваша фирма, взаимосвязаны между собой и с той рыночной
ситуацией, в которой действует фирма. Подготовка маркетолога подразумевает
подготовку универсала, который свои навыки может использовать и в продаже
автомобилей, и в производстве конфет, и в оказании услуг хироманта. Я
категорически не приемлю представления об «отраслевой специфике» маркетинга
и особом «отраслевом маркетинге». Про «отраслевую специфику» говорят
люди, которые идут снизу, от сохи, а не сверху, от системы. Все различия,
которые имеются в отраслях, можно обозначить за 2 часа и они занимают в
лучшем случае 5% времени. «Отраслевой специфике» можно посвятить полдня
семинара, но готовить маркетологов с «отраслевой спецификой» — нонсенс.
Поэтому я и говорю о комплексной, универсальной подготовке по маркетингу, а
не фрагментарной подготовке по конкретной отрасли.
Второе.
Форма проведения. Уже устал подчёркивать
разницу между лекциями, семинарами и тренингами.
Лекция — пассивная форма обучения. Дядька что-то Вам
расскажет у доски, Вы запишете всё в конспект (раздаточные материалы не
предусмотрены), узнаете два-три новых слова. Дядька получит свои $5 в час и
будет счастлив. А Вы через какое-то время поймёте, что не можете применить
на практике ничего из того, что «прослушали» на лекции и обзовёте дядьку
«теоретиком».
Семинар. «Особенности Интернет-маркетинга в условиях
насыщенного рынка на Староурюпинском консервном заводе». Если найдётся хотя
бы десяток желающих на эту тему, Вы можете поучаствовать в подобном семинаре
и, если повезёт, получить ответы на свои вопросы от ведущего семинар.
Правда, полученные знания не будут применимы в ситуации с рекламой в
условиях насыщенного рынка на Староурюпинском консервном заводе. Но, для
этого имеется отдельный семинар со своим специалистом. А ещё есть
ценообразование на том же Староурюпинском консервном заводе. А ещё есть
разработка товарного ассортимента… Учиться не переучиться…
Тренинг. Снова и снова я повторяю, что тренинг — это
активная форма очного обучения. Участие в тренинге позволяет выработать и
закрепить определенные навыки под руководством опытного в таких вопросах
человека (тренера). Задача тренера не столько в том, чтобы сообщать Вам
какие-то новые вещи, сколько в том, чтобы направлять процесс получения и
закрепления Вами практических навыков.
Для этого участники тренинга разбиваются на малые
группы (в нашем случае, на 2 группы) и разрабатывают комплекс маркетинговых
мероприятий для двух фирм, обмениваясь мнениями и помогая друг другу.
Иногда при этом приходится и рассказывать что-то новое.
Возьмём для примера тренинг «Стратегическое планирование бизнеса».
Вопрос о потенциале рынка. Очень многие люди интересуются ёмкостью рынка и
это вполне естественно, потому что от знания ёмкости рынка зависят
долгосрочные перспективы Вашей работы на рынке. Когда я начинаю на тренинге
выяснять уровень знания вопроса, оказывается, что представления у
большинства участников нет. То есть, они, конечно, знают, что вопрос важен,
но не представляют себе, как к нему подобраться. Тогда я рассказываю про
текущий потенциал рынка и абсолютный потенциал рынка. А потом на тренинге мы
практически отрабатываем полученные навыки. И, оказывается, что всё не так
уж страшно и сложно.
Или, возьмём вопрос позиционирования (тренинг «Сегментирование
и позиционирование: как выбрать самый вкусный кусок пирога?»Книжки Траута и Райса очень популярны, многие ими зачитываются. Очень
хорошо. А могут ли эти люди разработать правильное позиционирование своего
комплекса маркетинга? Уверяю, по книжкам Траута этого не сделать, нужно быть
знакомым и с другими взглядами на этот вопрос, чтобы от восторгов по поводу
книг Траута перейти к практическим навыкам, которые можно использовать в
работе. Почти по каждому вопросу маркетинга написаны горы книг, но для того,
чтобы книжное знание превратить в навыки требуется структурирование
материала и большая практика.
Третье.
Практические навыки. Бегает много людей,
которые считают себя маркетологами. Есть простой тест, чтобы узнать уровень
квалификации человека: попросите его разработать план маркетинговых
мероприятий и проанализируйте этот план. В большинстве случаев предложенные
решения будут совершенно не взаимосвязаны, как набор рождественских
подарков: они, может быть и правильные в частностях, но не совместимы между
собой. Если подходить к вопросу «по гамбургскому счёту», то нужно занудно и
навязчиво задавать вопрос: «А почему именно такое решение?», «А откуда это
следует?» Чаще всего внятных объяснений не последует, потому что в
разработке плана маркетинга отсутствует система и взаимосвязь между
различными маркетинговыми решениями. Так это как раз и свидетельствует о
слабой квалификации «маркетолога». Можно выучить человека рекламным
«штучкам», можно научить его ПиАрить, можно насовать ему кучу форм для
заполнения и на этом основании назвать его специалистом по
SWOT-анализу. Но это не будет подготовленный
маркетолог.
За время своей работы в маркетинге я разработал
алгоритм, в котором одно маркетинговое решение следует из другого. Из
понимания рынка следуют цели, из отобранных сегментов следует маркетинговая
стратегия, из позиционирования следуют все четыре компонента комплекса
маркетинга и т.д. (опять отсылаю
сюда).
Именно потому, что все маркетинговые решения
взаимосвязаны, нельзя обойтись «фрагментарными» навыками, если мы говорим о
подготовке маркетолога-универсала, а не просто рекламиста или сбытовика.
Именно по этой причине я предлагаю цикл тренингов, а не просто набор самых
продаваемых тем. Именно по этой причине формой подготовки является тренинг,
поскольку только тренинг позволяет за короткое время (все люди занятые)
получить практические навыки и закрепить их. Именно по этой причине идёт
работа в небольших (10-12 человек) группах, а не в лекционных аудиториях.
Вы пишете, что тренинг
будет проводиться в Киеве и Харькове. Как это понять и почему бы ни провести
тренинг в Москве или в Оренбурге?
На сегодняшний день большинство проявивших интерес к
тренингу находятся в 8 часах езды на поезде от Киева. Поэтому, первый
тренинг планируется провести в Киеве приблизительно в середине января.
Харьков рассматривается как запасной вариант.
Если наберётся 10-12 желающих участвовать в тренинге в
Москве, то с большой радостью проведём этот тренинг в Москве. Было бы нужное
число желающих. Это же относится к Оренбургу, Новосибирску или другому
городу.
Выдаётся ли сертификат?
Да, безусловно. Сертификат выдаётся после окончания
тренинга «Стратегическое
планирование бизнеса», а также после окончания всего цикла тем
участникам, которые примут участие во всех девяти тренингах, выдаётся
особый сертификат об окончании всего цикла тренингов «Эффективный
маркетинг».
Вы, оказывается, живёте в
Харькове, а не в Москве и даже не в Киеве?
Да, и очень рад этому. Это позволяет проводить большую
часть времени в среде, в которой комфортно и не тратить свою энергию на
бешеный ритм крупного города,
расходуя
по два часа ежедневно в автомобильных пробках. А в Москву и Киев я
приезжаю проводить тренинги. Всего лишь одна ночь на фирменном поезде. Очень
удобно J
В программе тренинга я
увидела знакомые слова: миссия фирмы, матрица БКГ. Об этом написано в каждой
книжке. Зачем же выносить эти вопросы на тренинг, разве не проще прочитать
об этом?
Это хороший вопрос.
Действительно, 5-8 лет назад эти вопросы были новыми,
сейчас же, кто только не пишет про миссию фирмы! Но дело в том, что часто
говорят про миссию, но не говорят про Большие Дерзкие Мохнатые Цели и не
говорят о текущих целях и взаимосвязи между ними. А без рассмотрения этого
вопроса все разговоры о миссии не более, чем красивая, экзотическая
конфетка. Миссию нужно
встроить в стратегическую работу фирмы, а для этого нужно знать её место
среди других компонентов Дальновидности.
Матрицу БКГ упоминают почти в каждой книжке по
стратегическому менеджменту и маркетингу. Рисуют матрицу, обзывают каждый
квадрант и всё. В результате по российско-украинским просторам бродят
«знатоки», обзывают друг друга «звёздами» и «дойными коровами». И это всё?
Это и есть польза от матрицы БКГ?
А как построить положение своей бизнес-единицы на этой
матрице? Как посчитать долю рынка и темпы роста? Я имею ввиду, как получить
реальные цифры для реальной фирмы и на этом основании принять управленческие
решения? Об этом не пишут в книжках. Об этом не знают люди, которые слышали
про матрицу БКГ и слышали название «дойная корова».
И так почти по каждому вопросу: кто-то что-то слышал
(учил), но как применить в реальной работе не знает.
На своих тренингах я рассказываю именно об этих
практических тонкостях, и вместе с участниками тренингов мы отрабатываем
навыки, которые уже не забываются.
120 у.е. за один тренинг.
Не слишком ли дорого?
Нет, не слишком J
Во-первых, это только вузовские лекторы или совсем начинающие тренеры
проводят тренинги ценой 30 у.е. для участника. Квалифицированный тренер
отвечает за качество проводимого им тренинга, и цена тренинга соответствует
этому уровню качества.
Во-вторых, цена 120 у.е. является базовой, то есть это
«худший случай», случайного участника тренинга, участвующего только в одном
тренинге.
В-третьих, существует система скидок и бонусов, при
которой реальная цена участия может быть 80 у.е. и даже меньше. Например,
если Вы участвуете во всех девяти тренингах цикла, то для Вас базовой
является уже цена 100 у.е. Если от одной фирмы участвует два и более
человек, то цена уменьшается ещё на 10%. Если Вы принимаете участие в
партнёрской программе, то за каждого приглашённого участника получаете
скидку 10%, так что пригласив 9 человек, Вы можете в тренинге участвовать
вообще бесплатно. Было бы желание J
Вы предлагаете выступить
партнёром и заработать на организации этого цикла тренингов. Как это
конкретно выглядит?
Здесь есть несколько вариантов.
Например, Вы являетесь фирмой-организатором тренингов и
хотите провести тренинг «Стратегическое планирование бизнеса» или весь цикл «Эффективный
маркетинг» в своём городе. В этом случае
пишите, мы оговорим условия набора участников, требования к проведению
тренингов и другие условия.
Если у Вас есть рассылка в Интернет с большим числом
подписчиков или посещаемый сайт, Вы можете разместить информацию о цикле
тренингов «Эффективный
маркетинг» и получать свой процент с тех участников, которые
придут по Вашей ссылке.
Если Вы
знаете людей, которых может заинтересовать участие в цикле тренингов «Эффективный
маркетинг»,
то Вы будете получать процент от приглашения этих людей на тренинги, вплоть
до того, что это позволит Вам участвовать в тренингах бесплатно.
Тренинг
Константина Друяна
«Стратегическое планирование бизнеса»
В
декабре 2004 года наша фирма начинает проект, который задумывался уже давно.
Мы
начинаем цикл тренингов «ЭФФЕКТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ»
на «горячие» маркетинговые темы, участие в которых позволит Вам приобрести
профессиональные навыки и работать более успешно и прибыльно.
ТЕМЫ.
Какие
темы включает в себя цикл «ЭФФЕКТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ»
и что он Вам даст?
Это 9
тем, связанных с маркетингом.
Стратегическое планирование бизнеса.
Конкурентные маркетинговые стратегии.
Сегментирование и позиционирование: как выбрать
самый вкусный кусок пирога?
Разработка новых товаров и маркетинговая товарная
политика.
Маркетинговое ценообразование: как это делать
правильно?
Политика маркетинговых коммуникаций.
Эффективная реклама — путь к прибыли.
Организация службы маркетинга.
План маркетинга.
Все
темы связаны друг с другом и цикл построен таким образом, что в рамках
одного тренинга рассматривается одна тема (например, реклама или
ценообразование).
Фактически, после участия в 8 темах этого цикла, Вы сможете грамотно
составлять план маркетинга, как итоговый документ маркетингового
планирования, где находят отражение анализ маркетинговой среды, поставленные
цели, выбранные стратегии и конкретные мероприятия, разработанные для
реализации маркетинговой стратегии.
По
этой причине идеальным является участие во всех 9 тренингах последовательно.
Посмотрите на
систему маркетинговых мероприятий и убедитесь сами в том, что цикл «ЭФФЕКТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ»
охватывает почти все стороны маркетинговой деятельности.
В
январе 2005 года мы проведём тренинг «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА», а весной 2005 года перейдём к следующим
темам. Предварительный график предусматривает проведение одной темы в месяц
и, таким образом, к осени 2005 года мы должны пройти весь цикл.
Первый
тренинг цикла («СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
БИЗНЕСА») охватывает вопросы как маркетинга, так и управления
бизнесом в целом. На этом тренинге Вы познакомитесь с инструментами
стратегического планирования, узнаете, наконец-то, зачем нужна Миссия фирмы
:-). Мы рассмотрим уровни управления фирмой и задачи руководителей разных
уровней, а также используемые ими инструменты. Мы поговорим также о спросе и
методах его определения, узнаем, что такое Абсолютный потенциал рынка и
Текущий потенциал рынка (ёмкость рынка). Познакомимся с некоторыми моделями,
используемыми на стратегическом уровне управления фирмой.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА»
1. КАК
СФОРМИРОВАТЬ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА
Альтернативные концепции рыночной деятельности.
Уровни управления фирмой. «Спираль Друяна».
Иерархия маркетинговых мероприятий. Функциональные подразделения фирмы.
Стратегические бизнес-единицы (СБЕ).
Чем должны заниматься высшие руководители?
Дальновидность (Основные ценности, Миссия, Большие Дерзкие Мохнатые Цели,
Видение).
2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОГО РЫНКА И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
Макросегментация: группы потребителей, функции,
технологии
Спрос и абсолютный потенциал рынка
Методы прогнозирования спроса
Модели, используемые в стратегическом
планировании деятельности фирмы. Матрица БКГ. Матрица Ансоффа. Модель
Портера и другие.
Продолжительность тренинга -- 8 часов с перерывом на обед.
Место
проведения — г. Харьков и г. Киев (подробности при дальнейшей переписке).
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ.
Это
будет тренинг, а не семинар и не лекция.
Мы
будем отрабатывать практические навыки, а не просто слушать один другого.
Участники разобьются на группы и выберут себе в качестве примера две фирмы.
Все вопросы, которые будут рассматриваться на тренинге, мы будем преломлять
через деятельность этих двух фирм, наполняя их Вашим и моим опытом.
Разумеется, Вам будут розданы материалы к тренингу, которыми Вы будете
пользоваться.
ПОЧЕМУ НУЖНО
УЧАСТВОВАТЬ В ТРЕНИНГЕ ИМЕННО У КОНСТАНТИНА ДРУЯНА?
Не
буду очень много говорить о своём практическом (10 лет) и преподавательском
(8 лет) опыте, всё это есть на моём сайте и всё это есть в рассылке «Эффективный
маркетинг -- Ваш способ победить конкурентов» (самая массовая
рассылка по маркетингу в Рунете, почти 12 тысяч подписчиков, из них
более 4400 человек на Subscribe.Ru).
Хочу
лишь добавить, что мне «мучительно больно» видеть, как из-за
некомпетентности некоторых «бизнес-тренеров» опошляются многие важные
вопросы в маркетинге и люди, прошедшие у них «тренинги» получают неверные
навыки, теряют интерес и к маркетингу и к бизнес-образованию. Подобный
непрофессионализм бизнес-тренера очень убыточен для участников, которые
«повелись» на его столичную прописку, академические регалии или низкую цену
тренинга.
При
участии 2-х и более человек от одной фирмы — скидка 10% для каждого
участника.
Оплата
по безналичному расчёту.
Если
Вы хотите принять участие во всех 9 темах, то для Вас цена будет 100 у.е. за
каждый тренинг. Поэтому после окончания первого тренинга этого цикла (то
есть после того, как Вы лично убедитесь в моей квалификации, если в этом ещё
есть необходимость :-)), Вам будет предложено принять решение об участии во
всех 9 тренингах цикла.
ЧТО ЕЩЁ?
Насколько мне известно, предлагаемый цикл тренингов является уникальным по
объёму, широте и полноте охвата материала и глубине проработки каждого
вопроса.
Сужу
об этом потому, что прекрасно знаю программу, по которой учат маркетологов в
вузах, знаком с программами тренингов, предлагаемыми моими коллегами.
Три
темы из предлагаемого Вам цикла были опробованы в 2002-2004 году в городах
Киеве, Одессе, Ижевске и Харькове и вызывали неизменно положительные отзывы
у участников.
Вообще, без ложной скромности, хочу сказать, что подобный цикл тренингов
проводится впервые не только в Украине, но и в России.
ЧТО НУЖНО
ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ТРЕНИНГЕ«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА»?