Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта Журнала НЯНЯ

  Все выпуски  

Новости сайта Журнала НЯНЯ


на главную
сайт
реклама
фотоконкурс
телетайп -поиск
няня-клуб
дети
беременность и роды
развитие ребенка
няни
кухонька
семья
консультации
красота и здоровье
семейный отдых
психология

Почему маленькие дети рассказывают небылицы?

«...говорить правду, только правду и ничего кроме правды» - слишком высокий стандарт для нашей повседневной жизни. К тому времени, как мы становимся взрослыми, мы уже хорошо знакомы с некой моральной арифметикой: чуть убавить, чуть прибавить, щадя чьи-то чувства, избегая неловких положений или ограждая свое самолюбие. Но когда речь идет о детях, мы по понятным причинам не можем себе позволить легкого отношения ко лжи. Им с самого начала надо дать понять, как важно говорить правду, выполнять свои обещания и делать правильный выбор

Как ни странно, способность говорить неправду, фантазировать у маленького ребенка отражает интеллектуальный и эмоциональный рост. Это значит, что он уже отделяется от нас и может иметь свою собственную скрытую от наших глаз территорию и что у него уже хватает ума защищать себя от шероховатостей жизни. Но появление этой ранней лжи - сигнал для родителей, что настало время научить ребенка некоторым важным вещам: разнице между реальной жизнью и миром фантазий, правдой и ложью. На вопросы мам, связанных именно с этой темой отвечает детский психолог Татьяна Николаевна ТРЕПАЛИНА.

«Максиму 3 года, и он часто фантазирует в детском саду. Раз он сказал, что у нас близнецы, а в другой раз - что его папа милиционер. Почему он врет? Для чего и как нам быть с этим?»
Надежда Полищук, г. Тамбов

- В этом возрасте дети часто рассказывают небылицы, пытаясь привлечь к себе внимание и вызвать восхищение других детей. Эти фантазии не означают, что ребенок растет врунишкой. Они лишь знак для вас, что надо обратить внимание на его усложнившиеся отношения с реальностью.
Первые подобные «сказки» появляются нежданно, примерно так. Трехлетний Егорка рассказывает за завтраком своим родителям: «У меня в комнате сидел большущий волк! Он хотел меня съесть... и так громко рычал под кроватью!.. Я взял палку - а он испугался и прыгнул в окно»...
Истории, подобные этой, типичны для репертуара многих детей трех-четырех лет. Их комнаты просто кишат всякой живностью: зверьем, колдунами, ведьмами и прочими существами из сказок, мультфильмов и кино. Они то и дело становятся участниками самых невероятных приключений. Притом не особенно заботятся о том, что истории, прочитанные родителями или случайно подслушанные во взрослых разговорах, частенько выдают за свои, лишь чуть-чуть изменив.
Такое вранье раздражает родителей. И те задаются вопросом: как же они должны реагировать на это явление? Стоит ли сразу показать ребенку, что не верят ни единому слову и наставить на «пусть истинный»? И как определить для себя границы между безобидными враками маленького фантазера с блестящими от хитрости глазками и сознательным обманом, за который следует и наказать?
Дайте ребенку понять, что вы знаете о его небылицах («твоя воспитательница говорила, что ты в саду рассказывал истории о папе и маме»). Не спрашивайте его: «Зачем ты врешь?» - это звучит как обвинение и едва ли на это последует искренний ответ. Тем более что маленькие дети редко осознают свои мотивы.
Безусловно, есть большая разница между реальностью (папа дантист) и фантазией (папа детектив). Постарайтесь настроиться сочувственно, покажите ребенку, что вы его понимаете («Это так приятно - рассказать, будто твой папа - сыщик»), но доведите до его сознания основную идею, что врать - нехорошо («Это годится только для игры»).
Объясните, что, когда его друзья узнают, что он их обманывал, они ужасно рассердятся и будут считать его врунишкой. А если уж человека считают обманщиком, то ему никто не верит, что бы он ни говорил.
Кстати, дети до 6 лет могут говорить неправду, и это еще не доказательство того, что это дурная манера, которая в будущем может стать чертой характера. Неважно - идет ли речь о невинной небылице просто ради выдумки или осознанном обмане по поводу совершенно реальных обстоятельств. То, что малыши в этом возрасте любят присочинить, вполне нормально. Преднамеренная ложь, настоящий обман все же требуют определенных способностей, которыми малыш вряд ли еще обладает. Только в школьном возрасте неправда, причем являющаяся с угрожающей периодичностью, может быть предупредительным сигналом и причиной для беспокойства.
Однако это вовсе не означает, что родители должны спокойно позволять «вешать себе лапшу на уши», если ребенку еще не исполнилось шести лет...

 

Мозаика: все отлично складывается!

Чем занять малыша? Как найти то, что будет полезно для его развития и, к тому же, интересно ему. Мамы ломают голову: и лепили, и рисовали, и занимались аппликацией! Что бы еще такое придумать? Интереснейшее и, главное, необычайно полезное занятие - это складывать мозаику из различных материалов. Она относится к разряду пальчиковых занятий, которые очень важны для развития мелких тактильных мышц. Вместе с ними, как известно, развивается мышление ребенка, стимулируются творческие способности и фантазия. Подобные занятия также помогают развитию произношения отдельных звуков

Пластилиновая мозаика

Для работы понадобятся:
цветной детский пластилин, обычные баночные крышки для консервирования, мелкие, плоские коробочки.
С таким заданием вполне справится малыш от 1,5-2 лет, если мама поможет ему разогреть и размять пластилин. Выбирайте пластилин самых ярких цветов, так будет приятнее и интереснее крохе.
Ну, а для начала нужно сделать фон для мозаики. Для этого ровным слоем вылепите дно крышечки, толщиной 0,1см.
Что дальше? Отщипывайте мелкие кусочки от большого куска пластилина.
Кстати, это один из важнейших приемов лепки. Маленькие кусочки нужно равномерно налепливать на дно крышечки ровным слоем. Покажите ребенку, как разравнивать пластилин. После этого можно выбрать другой цвет, более контрастный. Например, если фон зеленый, возьмите желтый или красный цвет.
Научите чадо, как скатать шарик диаметром 0,7-1 см. Слегка приплюсните его, чтобы стал плоским.
Это и есть первая деталь нашей мозаики: часть узора, середина будущего цветка и многое-многое другое. Кстати, если вы хотите сделать что-то более сложное, чем просто узор, нарисуйте схему на бумаге в виде контура. Тогда и ребенку будет легче понять, что вы ему предлагаете сделать.
Таким же образом нужно слепить кружочки другого цвета, чтобы у цветка были лепестки и листики. Можно взять третий цвет и сделать шарики поменьше. Ими легко сделать ободок у нашей «мозаичной тарелочки».
А еще вариант - выкладывать узор по кругу: в центре цветочек, а вокруг нарядные узоры. Получится красивая цветная тарелочка.
И уж, конечно, не забудьте похвалить малыша! Он должен знать, что может творить сам и то, что он может создавать красивые вещи, а маме это нравится.
Кстати, было бы замечательно, если в момент занятий кто-нибудь из близких зайдет и скажет: «Как же замечательно у тебя получилось!» Да, своего рода «подсадная утка», но поверьте, в данном случае цель оправдывает средства!
Вот увидите, как приятно будет малышу, а в следующий раз он будет сам просить вас позаниматься с ним!

Чтобы с пластилином было удобнее работать, поставьте рядом чашечку с водой, в которой можно будет намочить пальцы, и тогда он будет меньше липнуть, а руки не испачкаются.

Из истории мозаики
Мозаика - одно из древнейших и красивейших искусств. Она существовала и в Древнем Египте, Древней Греции, Риме, Византии, Средневековой Европе и на Востоке. Делали ее из самых различных материалов: кусочков стекла, смальты, драгоценных и полудрагоценных камней.

Крупинки и горошинки

Для работы понадобятся:
металлические крышечки, пластилин и различные зернышки, горошинки, семена.
Их лучше разложить в отдельные чашечки: в одной тыквенные, в другой - горох, в третьей - гречка и так далее.
Для ребенка немного старше можно взять и более мелкие крупы, например пшено, рис, и ими выложить фон мозаики. Внимание: мелкие крупы придется брать щепоткой и заполнять ими пространство полностью.
Такого рода занятия подходят для детей от 2,5-3-х лет. Чем меньше ребенок, тем тяжелее ему иметь дело с малюсенькими зернышками, но именно такие занятия очень важны: они дают возможность развивать мышцы маленьких рук и пальчиков. Между прочим, именно от этого умения зависит, как и насколько успешно ваш ребенок будет учиться в школе...

 

Давай поиграем в задачу 

Пятилетнюю Олю родители стали водить в группу подготовки к школе. На занятиях детишек обучали чтению, письму, счету, рисованию, ритмике. Почти каждый день Оля бежала, увлекаемая мамой, на ходу застегивая куртку и дожевывая садовский полдник, чтобы успеть к началу занятий

Маме, конечно, было тяжело: вскоре у нее должен был родиться второй ребенок. Но чего не сделаешь для блага любимой дочки! Когда малыш появился на свет, на занятия приходилось бегать с коляской. А потом новорожденного с мамой положили в больницу и теперь уже папа сломя голову мчался с Олей учиться. ...Когда же мама вернулась из больницы, то, к своему ужасу, она обнаружила, что дочка, не пропустившая ни одного занятия... разучилась читать! После нескольких домашних @уроков" Оля, конечно, все вспомнила, но больше ее в том году ни на какие занятия не водили. Что интересно, в тех же группах занимались дети, которые, по отзывам родителей, вполне успешно освоили чтение, письмо и счет. В чем же тут дело?

   –А дело в том, что, выбирая для своего ребенка группу по подготовке к школе, родители, как правило, предпочитают ту, что поближе к дому, подешевле и подходит по времени начала занятий. Но если программа, по которой будут учить их малыша, не соответствует его индивидуальным особенностям, то эти очевидные преимущества полностью теряют свою ценность, – считает психолог-педагог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекциии «Исток» Елена Владимировна Климачева.
      

    – Поэтому тестирование перед началом учебы – величайшее благо. Оно позволяет определить, подходит ребенку данная программа или нет.
      

    А может быть, и вовсе не стоит перегружать детей обучением чтению и письму? Успеют еще в школе...
      

    –Перегружать действительно не стоит. Подготовить к школе – это не значит любой ценой научить дошкольника читать. Для успешной учебы гораздо важнее любознательность, интерес к жизни, умение общаться, высказывать свои мысли и слушать других, обслуживать себя и ориентироваться в самых разнообразных жизненных ситуациях.
       В то же время учиться чтению, счету, письму в четыре-пять лет совсем не рано. Только вот организация занятий должна быть совсем не такая, как в первом классе общеобразовательной школы. А ведь преподают в группах подготовки к школе чаще всего школьные учителя. Они невольно переносят сугубо школьные методы и подходы в эту еще в общем-то «садовскую» группу. Они ждут от маленьких учеников рассуждений, анализа, синтеза. Малышам же это не под силу, им непонятно, скучно, неинтересно. Ведь самое естественное занятие для детишек этого возраста – игра. Только в игре они чувствуют себя сильными и могущественными, только в игре могут в полной мере проявить свою фантазию и сообразительность. Но взрослые забывают об этом. И большинство занятий по подготовке к школе страдает явным перекосом в пользу логического мышления и в ущерб образному. Создается впечатление, будто взрослые бессознательно жаждут поскорее изжить эту непонятную им, неудобную детскую эмоциональность, непосредственность и превратить маленьких фантазеров и мечтателей в свое подобие – в рациональных и рассудочных людей.

   Как же должен выглядеть правильно организованный учебный процесс для дошколят?
      

    –Для того чтобы учеба доставляла удовольствие и была успешной, необходима опора на чувства и эмоции. Что это значит? Если мы хотим, например, чтобы малыш научился считать, нужно дать ему прочувствовать, что такое один, два, много, на один больше. Предметы, которые он будет считать, должны быть не нарисованы в книжке, а даны ему в руки. Кружочки, квадратики, треугольнички, их обязательно надо подержать в руках, пощупать. Поговорить о том, где встречаются предметы похожей формы.
       Если изучаете буквы, то лучше не просто рассматривать их, а лепить из пластилина, ощупывать их большие объемные изображения. И, конечно, нельзя забывать о том, что подготовка к школе – это не только обучение чтению, счету, письму.
       Для гармоничного развития не менее важны такие дисциплины, как рисование, лепка, танцы, музыка, спорт, в том числе плавание, фигурное катание...



В избранное