Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта Журнала НЯНЯ

  Все выпуски  

Новости сайта Журнала НЯНЯ Ученье - свет, но осанка дороже


на главную
сайт
реклама
фотоконкурс
телетайп -поиск
няня-клуб
дети
беременность и роды
развитие ребенка
няни
кухонька
семья
консультации
красота и здоровье
семейный отдых
психология

Ученье - свет, но осанка дороже

Продолжаем цикл публикаций о проблемах нарушений осанки у детей. В этот раз мы поговорим о профилактике нарушений осанки у детей школьного возраста. Данная тема особенно актуальна сейчас, когда дети пошли в школу. Оказывается, что некоторых проблем в связи с повышенной нагрузкой на позвоночник можно избежать, главное - вовремя принять меры. О них и пойдет речь в этом материале

С первого же дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки - все это ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Есть даже такой тип нарушения осанки, который иногда называют «школьным сколиозом» - именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной «удобной», но неправильной позе при письме правой рукой.
Можно сказать, что без специальных мер профилактики плохая осанка гарантирована практически каждому школьнику. «Специальные меры - звучит слишком грозно. На самом деле это лишь соблюдение элементарных правил, что не так уж трудно.
Начнем с того, как первоклассник сидит, когда делает уроки. Чаще всего - в полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на взрослом стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи - выше ушей, спина, чтобы опереться на спинку стула, выгибается так, что даже смотреть на нее больно. Или другой вариант: ребенок сидит боком на краешке стула, формируя себе классическую сколиотическую осанку. Или держит книгу на коленях... И так далее и тому подобное. То же самое происходит и в школе: старинных удобных парт теперь не делают и школьники от первого до одиннадцатого класса сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста. Допустим, на ситуацию в школе повлиять практически невозможно, разве что вы с другими родителями сложитесь и приобретете «правильную» мебель.
А вот дома, в своей собственной квартире, вам под силу приготовить рабочее место школьника:

  • Купите дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.
  • Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки.
  • Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз - 30-35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза.
  • Под ноги ребенку подставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бедра - лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.
  • Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой от глаз руки. Это позволяет малышу держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предо-твращает развитие близорукости. Ну и, конечно, обеспечьте хорошее освещение рабочего места.
  • Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы малышу не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно и даже желательно по возможности опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.
  • Время от времени сидящий должен немного менять позу. Через каждые 30-45 минут занятий следует встать и подвигаться 5-10 минут.
  • Следите, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу...

 

Осанка у малышей

Мы продолжаем цикл публикаций о нарушениях осанки у детей (см. № 6 за 2006 г.). В этой статье мы расскажем вам о возможных мерах профилактики проблем с позвоночником у детей дошкольного возраста

А начнем разговор с изучения процесса формирования осанки. Точнее, поговорим подробнее о том, как позвоночник принимает ту форму, которая необходима для жизнедеятельности организма в целом.
Так, у новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба - шейного лордоза - начинается вскоре после рождения ребенка под влиянием работы мышц, когда малыш пытается поднимать, держать голову. Второй изгиб - грудной кифоз - формируется, когда ребенок садится и ползает на четвереньках. Позже, когда кроха начинает стоять и ходить, процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба - поясничного лордоза - и, начиная с трех-четырех лет, образованием арочной формы костей стопы.
В первые годы жизни карапуза полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья в целом, и для нормального формирования позвоночника. Внимательное отношение к здоровью малыша, регулярные визиты к врачу позволят своевременно выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые могут проявиться уже тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание и другие общеоздоровительные мероприятия - этого на первых порах достаточно для нормального физического развития малыша. Что еще необходимо ребенку - так это с первых недель жизни подружиться с хорошим неврологом.
Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться. Из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. Находиться в положении сидя или стоя, даже несколько минут, малышу тяжело! Ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка: плавание, домашние тренажеры, подвижные игры и ежедневная физзарядка - необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата маленького человека.
В дошкольном возрасте осанка у детей еще неустойчива, она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Они определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смены настроения малыша.
Как мы говорили в предыдущих публикациях, правильная форма позвоночника и хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь развитым мышечным корсетом. Мышцы становятся сильными и развиваются гармонично, когда ребенок занимается гимнастикой.
Мы приведем вам некоторые рекомендации о том, как организовать и провести занятия с ребенком двух-трехлетнего возраста. Их основу должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками. Самая эффективная форма занятий с двух-трехлетками - игра...

 

Осанка хорошая и плохая

С этого номера «Няня» начинает цикл публикаций о проблемах, связанных с нарушением осанки у детей. В наши дни это актуально практически для всех малышей, а особенно для младших школьников. В этот раз мы рассмотрим основные моменты формирования правильной осанки и последствия сбоев в ней у детей разного возраста.

Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка - ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память, но мало кто свяжет все эти нарушения с состоянием позвоночника.
Позвоночник - сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют их между собой. Мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника.
Все функции позвоночника взаимосвязаны: он должен быть подвижен, насколько это возможно, устойчив, насколько это необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. А им позвоночник подвергается постоянно. Он участвует буквально в каждом движении: и при ходьбе, и при любом движении головы или конечностей на центральную ось тела действуют динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник практически постоянно испытывает статические нагрузки. Поддерживать определенное положение тела нам приходится не только стоя, но и сидя или при работе в наклон.

Природный амортизатор
Позвоночник работает и как система амортизаторов, которые гасят вертикальные нагрузки. Удары, направленные по вертикальной оси тела, возникают при каждом шаге или прыжке. Без надежных рессор все тело, в том числе головной мозг, получало бы постоянные сотрясения. Рессорная функция осуществляется за счет эластичных межпозвонковых хрящей и наличия физиологических (естественных) изгибов позвоночника - лордозов и кифозов. Лордозом называется изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед, а кифозом - выпуклостью назад. Волнообразная форма позвоночника помогает амортизировать вертикальные нагрузки. Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции - подвижность и стабильность. Подвижность в каждом межпозвонковом суставе по отдельности невелика, но позвоночник в целом - достаточно гибкая система.
Координация работы мышц обеспечивает гармоничные движения позвоночника.
Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, его выпрямляющие и подвздошно-поясничные мышцы. Для стабильности позвоночника очень важны и своеобразные гидравлические опоры - давление в грудной и брюшной полостях. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга формирует изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить его от травмирующих нагрузок. Нарушения мышечного тонуса происходят при любых неполадках в позвоночнике. Слабость мышечного корсета, неравномерный тонус мышц неизбежно связаны с усилением или уплощением его физиологических изгибов либо с его боковым искривлением. Все это приводит к возрастанию нагрузки на межпозвонковые диски. Между «просто» нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Типичный пример такого переходного состояния - нестабильность позвоночника. Слабые мышцы и связки не в состоянии удерживать позвонки при движениях, вялая осанка приводит к повышенному давлению на межпозвонковые диски, и при этом развивается юношеский остеохондроз, который отличается от «обычного» только возрастом больных. Определение «обычный», впрочем, можно было бы и не ставить в кавычки, а использовать в самом буквальном смысле, ибо, по данным медицинской статистики, от 40 до 80 % всех жителей земного шара страдают остеохондрозом. Примерно каждый третий человек старше 30 лет жалуется на боли в спине или головную боль, связанные с этим заболеванием.

Позвоночник - это:
жесткий стержень, который поддерживает туловище, голову и пояс верхних конечностей;
надежная опора всех рычагов из костей и мышц, которые обеспечивают любое движение туловища и конечностей;
прочный «защитный футляр» спинного мозга;
гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться;
эластичная рессора, которая гасит удары и толчки и удерживает равновесие тела...




 


Моя страничка
Вступить в клуб
Напомнить пароль
Поиск участников
Ровесники
Земляки
Рейтинг
Комментарии

В избранное