Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении ЖЕНСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мегазведа и ее свет 

 

Рассказывает Мина ханум Даватарова, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой дермовенерологии Азербайджанского Медицинского Университета

 

В Азербайджане традиции просвещения и благотворительности  закладывались в аристократических семьях и передавались по наследству.  Роль женщины просветительницы в Азербайджане особенно велика, потому что надо было иметь мужество, не бояться брость вызов традициям  и стереотипам.  Например,  в 1912-м году в Тифлисе проходил съезд хлопкоробов и  моя бабушка – Гамида ханум,   самостоятельно подготовив доклад, потребовала слово.  Вы не представляете, какой необычайно смелый поступок это был для того времени!  Эмоции потрясли зал: от криков одобрения и аплодисментов, до возмущенных возгласов, оскоблений и угроз. Не стесняясь, она вышла на трибуну и смогла переломить настроение зала.

 Конечно, женщин, увлеченных благотворительностью и просветительством,  было не так много, но те, кто посвятил себя этому благородному делу были личности не просто одаренными, а, я бы, как сейчас модно говорить, назвала их мегазвездами, потому что они отличались глубокой образованностью и патриотизмом, верой в достойное будущее своей страны и саоотверженной каждодневной работой среди тех, кто нуждался в доброте и внимании. 

Воспитанием моей бабушки Гамиды ханум Джаваншир-Мамедкулизаде занимался ее отец Ахмед бек Джаваншир. Бабушка гордилась и часто вспоминала, что ее род всегда отличался воинскими подвигами и родословная берет начало от Ибрагима хана Джаваншира - правителя Карабахского ханства в период его рассвета во второй половине XVIII-го века. По женской линии род славился традициями благотворительности и просвещения. Отец Гамиды ханум в 40-х годах XIX-го века получил военное образование в Санкт-Петербурге. Несколько лет находился там на военной службе, но это не мешало ему увлекаться  литературой, историей. Он описал жизнь Карабахского ханства  второй половине XVIII-го века, переводил на азербайджанский язык стихи Жуковского, Лермонтова, сказки Андерсена. Уйдя в отставку, Ахмед бек Джаваншир вернулся в родовое селение Кягризлы бывшего Джаванширского уезда (ныне Агджабединский район Азербайджанской республики). Прекрасно образованный человек, он был новатором в ведении хозяйства, внедрил мелиорацию, распространял агрономическую культуру.

Бабушка вспоминала, что в доме была колоссальная библиотека. Античные классики соседствовали с современной европейской литературой, иранские и арабские источники поражали маленькую девочку каллиграфической красотой. Книга очень рано заняла прочное и основательное место в ее жизни. Ахмед бек считал важным дать образование не только сыну, но и дочери.  Азербайджан был окраиной   Российской Империи, и чтобы дети не испытывали во взрослой жизни трудностей, Ахмед бек отдал н девятилетнюю Гамиду вместе с ее  младшим братом  Мамедом в  семью русских учителей..  Они жили в этой семье в больше 5 лет. К 14-ти годам бабушка образованной девушкой, знающей в совершенстве родной язык, русский, французский.

В 16 лет бабушка  вышла замуж за подполковника российской армии Ибрагима бека Даватарова, происходящего из состоятельной офицерской семьи Елизаветпольской губернии Шушинского уезда (ныне Бардинский район, селение Араблар).  Вслед за муже молодая жена  переехала в Брест-Литовск. Вскоре родилась дочь Мина. Вспоминая молодость, бабушка рассказывала, что  муж предложил ей заниматься польским, немецкими языками, а чтобы она достойно выглядела на балах, ей стали давать уроки бальных танцев и европейской музыки.

 Накануне 1900 года муж был переведен на Кавказ в город Каре на границе с Турцией, где стал командовать военной крепостью. Семья не успела как следует обустроиться, как Гамиду потрясло страшное известие – скончался ее младший брат Мамед, а через год неожиданная смерть любимого мужа. Она осталась вдовой в неполные 30 лет с двумя детьми на руках, но что интересно и  важно, особенно для того времени, молодая женщина мечтала уехать в Москву, поступить на медицинские курсы. Бабушка часто вспоминала:  «После мужа я должна была получать очень хорошую пенсию. Этого хватило бы на то, чтобы поднять детей и спокойно жить, но отец попросил меня вернуться в родное село. После моей смерти , - говорил отец,  -  ты  можешь продать все и уехать куда хочешь, но продолжай мое дело, напечатай историю Карабахского ханства».

Выполняя завещание отца, бабушка в октябре 1905-го года переехала в Тбилиси и по совету друзей обратилась к владельцу типографии «Гейрат» Джалилу Мамедгулизаде. Через два года они поженились и несмотря на все сложности столь разные натуры сумели прожить в браке четверть века.

 Еще до замужества бабушка предложила мусульманкам, из аристократических  азербайджанских семей  Тбилиси создать благотворительное общество. Сфера интересов общества была разнообразна: обучали детей, помогали бедным, проводили разнообразные кружки, устраивали праздники для  детей из бедных семей, шили и одежду.

 Мина  ханум, пожалуйста, давайте уточним, существует версия, что идея создания в Тифлисе Кавказского благотворительного общества женщин-мусульманок возникла во время беседы Софии ханум Шахтахтинской, Гамиды ханум с Джалилом Мамедкулизаде во время их встречи в  доме Шахтахтинских

 Тогда  вернемся к истокам.  Бабушка  считала, что огромный импульс развитию женщин Закавказья дало общество  «Святой Нины»,  которое было создано в Тбилиси в середине 19 века. Очень активное участие в работе «Святой Нины» принимали и азербайджанские женщины. Отделения благотворительного общества действовали, причем, очень активно, в Шемахе, Баку, Гяндже и Эривани. Вы, наверно, догадались, почему  Святая Нина? По преданиям, Святая Нина -  первая прсветительница на Кавказе.  В Азербайджане была женская гимназия «Святая Нина». Члены  правления общества избирались сроком на три года, конечно, это были дочери и жены царских чиновников, генералов. Они были прекрасно образованы, знали языки, литературу, историю. Сами писали сценарии спекткалей, в ту пору драатические любительские постановки были очень модны. Мне хочется обратить ваше внимание на то, что неоднакратно подчеркивала бабушка. Мода не на демонстрацию украшений или нарядов, а на спектакли,прсвещение, уход за больными, помощь бедным… дай бог, чтобы и мы дожили до такой моды. Кстати, богатые девицы платили за обучение в гимназии «Святой Нины»  серьезную плату. А спонсорстве тогда не знали,  а вот пожертвований делали много.   В книге «Дни минувшие» М. Сулейманов  описано, как  Сона ханум — жена миллионера и мецената  Гаджи Зейналабдина Тагиева  собирала средства для неимущих. На  благотворительных вечерах она проходила вдоль рядов гостей  в окружении девочек, несущих на подносах   шелковые ленточки. Получая из рук хозяйки ленточки, гость щедрой рукой опускал деньги на поднос.

Гамида ханум,  по моим  воспоминаниям, была инициатором не столько выхода  из «Святой Нины», сколько создания общества именно для мусульманок. Позже в попечительско совете  общества были  Говхар ханум Каджар, Нигяр ханум Шихлинская, Месме ханум Талышинская и Салтенет ханум Ахмедова

  Мое яркое воспоминание от разговоров с бабушкой, это голод в Карабахе в 1907-м году. Оставив четверых детей, бабушка уехала в Шушу и по всему Карабаху развозила мешки с просом и мукой. Какой уеной спасалась жизнь каждого бедняка!

 В 1908-м году вместе с Мирза Джалил Мамедгулизаде она на собственные средства открыла в селении Кягризлы школу совместного обучения девочек и мальчиков. Вы только представьте себе, деревенская школа и совместное обучение, когда еще в Баку такого не было. При попечительстве Гамиды ханум школа успешно работала до установления Советской власти в Азербайджане.

 

Во время эпидемии оспы уже в советское время, она на собственные деньги приобрела противооспенные вакцины и делала прививки жителям своего родного селения. Рядом с ней всегда была ее старшая дочь Мина. Традиции учительства и благотворительности Гамида привевала Мине с детства и до 1923-го года,  до дня своей смерти, Мина бесплатно работала учительницей в сельской школе.

Бабушка была очень красивой, стройной, представительной, высокого роста. Подстать был и характер, волевой, мужественный. Самообразованием она занималась всегда, издавала труды  Джалила Мамедкулизаде, много переводила, писала воспоминания.  Любила рассказывть о своих идеалах юности. Представьте себе мусульманку прошлого века, идеалы которой – Гарибальди, Екатерина II  Махатха Ганди!  Представили – тогда вам станет ясно, почеу я гворила о  мегазвездах!


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное