Вспоминает внучка МарьямханумБайрамалибековой Тамилла Фарухгызы Кенгерлинская – доцент кафедры методики и специальной подготовки Бакинской Музыкальной Академии
О бабушке я могу рассказывать много, потому что на протяжении всей жизни она была дляменя тем идеалом, который можно охарактеризовать одним словом – Женщина!Причем, что интересно, тем старше я становилась, тем больше понимала, что в еежизнисплелись многие противоречия предреволюционного и революционного времени,политические коллизии социализма,
но все это только добавляложенственности, мудрости, патриотизма, интеллигентности. Как это объяснить -не знаю!Это замечательно, что вы пытаетесь вернуть женщин в историю, нам надо не просто знать, но и, наконец, понять, чем же объяснялась их жизненная позиция.
Вы считаете, что есть основанияговорить оличнойжизненной позиции женщин?
Безусловно, представляете,в 1937году Марьямханум арестовали как «врага народа», «пособницу мусаватиста»,ее муж Джавадбек был членом парламента АДР.Пытками у неепытались вырвать признания в национализме. Марьямханум написала в своихпоказаниях: «Как можно говорить о национализме малых народов. Как может такая большая страна,как Россия, обвинять малые народы в национализме? Я восхищаюсь Пушкиным, но плачу, когда слышу звуки тара».Можете представить, что ей пришлось испытать в ссылке, если к концу второго года пребывания в Сибири она ослепла.
Как формировалась ее жизненная стратегия, что, по- вашему, было первичным?
Безусловно, просвещение!Марьямханум владела иностранными языками, арабским, фарсидским, наизусть знала «Евгения Онегина», «Гамлета». МарьямханумБайрамалибековародилась в 1898 Ленкоране в семье просветителя Теймур бека. Мы сейчас говоря о Ленкорани, подчеркиваем, регион на границе с Ираном, где сильны патриархальные традиции по отношению к женщине. Ноее
отецеще тогда, в конце 19 века, был сторонником светского образования, поэтому отвез дочь в Баку и начальное образованиеона получилав созданной Г.З.Тагиевым школе.Среднее образование – в школе «Святой Нины».
Марьямханумколебалась между традицией учительства, заложенной отцом, и страстью к медицине.После долгих раздумий поступила в медицинский институт в Москве, но семья к тому времени не могла помогать девушке, и онаобратилась к миллионеру М.Мухтарову.Благодаря стипендии М.Мухтарова Марьямханум увлеченно училась, однако Октябрьский переворот вынудил ее вернуться на родину.
Продолжая семейные традиции просветительства, Марьямханум в 1918 году в Ленкорани открывает первую школу для девочек.Я помню,ее слова, обращенные к маленьким воспитанницам: «Для чего азербайджанке образование? Только образованная женщина может создать нормальную семью. Только образованная мать заслуживает уважение в глазах детей и мужа. Неграмотные женщины – пустое место для мужчины».В
1921г.возвращается в Баку, где наряду с преподавательской деятельностьютрудится в профсоюзе. 1921-25 гг. – работа в экспериментальной школе профсоюзов в Черном городе; преподавание в различных школах, семинариях, техникумах,позже она стала секретарем АСПС.
Марьямханум писала:«Мои дорогие, обогащайте нравственно, интеллектуально, не гонитесь за материальными благами. В погоне за материальными ценностями вы можете лишиться ценных нравственных качеств, присущих человеку. Опорой и движущей силой молодежи должны стать патриотизм, служение своему народу».