Какое увлекательное занятие – перелистывать страницы старых газет, ощущая при этом дыхание минувших лет, встречать имена людей, которые когда-то писали свои строки в истории нашего народа. Вот пожелтевший, почти сорокалетней давности, номер газеты «Вечерний Тбилиси» с колонками читательских писем. Если их и можно назвать своеобразным журналистским жанром, то сейчас он почти исчез со страниц современных изданий. Мнения читателей, их конкретные проблемы, их письма в редакции,
как-то перестали интересовать журналистскую братию. А ведь многие из тех писем были подлинно человеческими документами. Нельзя без какого-то внутреннего трепета читать проникновенное письмо пациентов больницы Закавказской железной дороги Корохашвили, Ломидзе и других. Они благодарят за заботу, за теплое отношение и, конечно, за профессионализм заслуженного врача Грузии Назиру Шах-Мирза. «Ее улыбка и ласковое слово лечат лучше любого лекарства», - пишут пациенты больницы. Они называют своего доктора «человеком
обаятельным, прекрасным во всех отношениях, человеком с большой буквы», до конца даже не подозревая, насколько они правы, насколько точна их оценка, данная одной из самых образованных женщин своего времени.
Дочь офицера царской армии, Назира Шах-Мирза была одной из первых девочек-мусульманок, окончившей восемь классов Первой Женской гимназии в Тбилиси и широко известное на всем Кавказе заведение святой Нины, из стен которого вышли многие выдающиеся дочери азербайджанского народа. Училась Назира блестяще, но было у нее еще одно, даже не увлечение, а дело жизни – это музыка. Богато одаренная девочка начала заниматься музыкой еще в семилетнем возрасте, а в 12 лет стала студенткой
Музыкального Училища и любимой ученицей одного из известнейших в России педагогов Адольфа Яковлевича Штейгера. Совсем юной Назира начинает с успехом концертировать по всему Закавказью, а в 1914 году ее принимают и в Петроградский Женский Медицинский Институт и в прославленную Петроградскую Консерваторию. Это было напряженное, но по-своему счастливое время: учеба в медицинском, занятия по классу фортепиано у профессора Дроедова, а с началом Первой Мировой Войны еще и работа в госпиталях, которую азербайджанская
девушка воспринимала как свой патриотический долг.
Медицина и музыка – такое сочетание интересов известно в истории. Сразу же вспоминается имя знаменитого Альберта Швейцера, великого гуманиста, врача, музыканта. И так же как Швейцер, Назира ханум останавливает свой окончательный выбор на медицине. Тогда в далеких двадцатых, еще очень тяжелых годах, она становится врачом, считая, что ее место рядом с рабочими железных дорог, фактически, единственными тогда транспортными артериями лежащей в разрухе страны.
Но музыка будет сопровождать ее всю жизнь. Она по-детски гордится своим концертным роялем «BechsteinDiedirchs». Название прославленной немецкой фирмы стало для нее почти человеческим именем, именно так упоминает она свой рояль во всех своих биографиях. В доме молодой супружеской четы, красавица Назира в эти годы выходит замуж, играют известнейшие музыканты того времени, приезжавшие с концертами в Тбилиси: пианисты Александр
Боровской и Генрих Нейгауз, профессор Ипполитов-Иванов и его жена, композитор Варвара Завудная, виолончелист Александр Белоусов. Назира играет вместе с ними, музыка стала частью ее жизни.
В больнице, где работает доктор Шах-Мирза, был старенький рояль и Назира ханум начинает играть для своих пациентов. Особенно много таких своеобразных концертов она дает в годы войны, когда больница превращается в военный госпиталь. Сейчас такие концерты назвали бы формой психотерапии, тогда для Назиры ханум это было веление души, возможность дарить свое тепло людям.
Да, удивительно перекликалась жизнь замечательного врача и музыканта Назиры Шах-Мирза с биографией лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера. Медицина, музыка и безграничная любовь к человеку стали выражением их активной жизненной позиции, от которой эти, незнакомые друг с другом люди, не отступали ни на шаг.