История женского движения Азербайджана сохранилаимена женщин, занимающихся благотворительностью.
У всех этих женщин есть нечто общее – они представительницы первого поколения азербайджанской демократической интеллигенции, подлинные разночинцы. Память хранит имя учительницы русско-мусульманского училища Говхер ханум Газиевой. В детстве, юности ей самой пришлось много и тяжко трудиться, но именно это и бескорыстная помощь женщин из мусульманского благотворительного общества, позволило ей получить образование и достичь звания столь почетного в азербайджанском
социуме – она стала педагогом. Ей не просто принадлежала идея создать учебный кружок «Ручной труд» для бедных девочек-мусульманок, но именно она сумела найти средства на аренду помещения, закупку ткацких станков, материалов.
Уже в начале двадцатого столетия азербайджанские женские благотворительные организации были созданы в Гяндже, Шеки, Ленкорани, Шуше, Закаталы, Дербенте, Ериване, Тифлисе. И если во главе этих обществ стояли женщины из среды высшей аристократии, то основную, скажем так, «черновую» работу, делали именно молодые учительницы, медсестры, агрономы. Но особенно широко женские благотворительные общества развернули свою деятельность с началом Первой Мировой Войны.
Самой известной и самой любимой акцией стали, так называемые, «Дни белых ромашек». Их проводили, в основном, воспитанницы женской гимназии имени «Святой Нины». На благотворительных собраниях старшеклассницы символически продавали ромашки, которые богатые люди покупали за баснословные суммы. Все вырученные деньги шли на поддержку бедных детей и, прежде всего, сирот. Устроители «Дней белых ромашек» брали сирот на полное обеспечение, открывая по всему Азербайджану детские дома,
где ребятишек не просто окружали заботой, но и давали им вполне приличное образование.
В начале прошлого века земли Российской империи часто становились добычей, как говорили тогда, Царя-Голода. Организовать помощь всем голодающим первыми на Кавказе решили именно в Азербайджане. Эта идея принадлежит скромной учительнице из Гянджи Асе ханум Ахундзаде. Именно она, через газеты того времени, обратилась с призывом помочь голодающим Зангезура. Были собраны значительные средства, которые пошли на помощь всем голодающим зангезурцам, независимо от национальной принадлежности.
Одной из самых активных организаторов помощи голодающим Поволжья, которое голод терзал и в годы гражданской войны и до революции, стала директор сельской агдашской школы Гадия ханум Мамедзаде. И таких женщин, умевших не просто воспринимать чужую боль как свою, но и сделавших подлинную благотворительность своей идейной программой, в Азербайджане были тысячи.
И «Дни белых ромашек», и кружки юных рукодельниц остались в далеком прошлом, следами на архивных полках в виде пожелтевших газет, поблекших фотографий. Но вериться, что сохранились в обществе традиции гуманизма и благотворительности, заложенные почти век назад. Традиции – не белые ромашки, не полевые цветы, они не должны завянуть или исчезнуть. И хранительницами их, как домашнего очага, должны быть, прежде всего, женщины.