Уважаемые читатели рассылки «Гендер на Южном Кавказе»!
В странах Южного Кавказа существуют замечательные примеры общественнойактивности женщин конца XIX-го и началаXX века, но общество не знакомо с этими историческими мотивами, так как женская история пока еще не развита.Азербайджанский Информационный Гендерный Центр совместно с грузинской НПО «Международный центр гражданской культуры»
содействуют созданию истории гражданского общества и гражданских инициатив, путем изучения истории общественной деятельности женщин конца XIX-го и начала XX века. Плотные работы 2003 года, осуществленные внегативном фонде Музеяистории Азербайджана (результаты представлены на сайте www.gender-az.org)
в разделе «Виртуальный Музей ») иисторических архивахГрузии показали, что существует очень интересный материал, связанный с общественной активностью женщин: уставы женских организации, кружков, товариществ, касс взаимопомощи, отчеты их работы, фотодокументация. Две наши организации, сотрудничая и направляя друг друга собрали обширный материал. Многие документы и статьив ближайшее времябудут опубликованы в книге «Женская активность
на Южном Кавказев конце 19- начале 20 века».
Авторы сборника «Женская активность на Южном Кавказе в конце 19-го начале 20-го веков» ставили перед собой не только научные, историографические темы. Данное издание, выпуск которого осуществлен при поддержке Женской сетевой программы Института Открытое Общество, представляется весьма актуальным и для современной общественной модели, характеризующейся крайним расслоением между богатыми и бедными, конфликтными процессами реставрации фундаменталистских идей и секуляризацией
общественных отношений.
Думается, что сборник «Женская активность на Южном Кавказе в конце 19-го начале 20-го веков» будет интересен не только специалистам по истории феминистских движений и гендерных отношений, но и самому широкому кругу читателей. Мы планируемрасширить рамкиобщественной дискуссии о женских проблемах и гендерном равноправии путем популяризации материалов, собранных в ходе нашего исследования.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАССКАЗЫВАЮТ
История женского движения тех стран, развитие которых шло в контексте патриархальных традиций, как государств Южного Кавказа и особенно Азербайджана, это не столько столкновение идей и теорий, сколько полная драматизма история человеческих характеров, сильных и цельных личностей. Но были ли все героини этой книги носительницами феминистских идей современного им западного образца, каково было их влияние на развитие общественных отношений? Однозначного ответа на этот вопрос,
наверное, не существует еще и потому, что в Азербайджане самый начальный этап женского движения предельно четко разделен во времени: до и после Октябрьского переворота 1917 года. Первыми на авансцену борьбы за женскую эмансипацию вышли женщины привилегированных классов, если хотите, «светские львицы», для которых само понятие феминизма или борьбы за равные избирательные права, было чем-то очень далеким, существующим в другом, даже чуждом им измерении. Лозунг западных суфражисток, родившейся почти за сотню лет
до физического появления на свет известных азербайджанских просветительниц: «Миру нужна не благотворительность. Миру нужна справедливость» был им чужд концептуально. Именно с идей просвещения и благотворительности начинали свой путь в истории С. Тагиева-Араблинская, Л. Туганова, И. Ашурбекова и многие другие женщины, чьи имена сохранились в памяти народа. С позиций феминисток четвертой и особенно радикалов третьей волны, их вклад в женское движение не имел политической или социальной мотивации и вообще их деятельность
не выходила за формы обычной для начала двадцатого века благотворительности. На самом деле это далеко не так. Передовые женщины того времени в достаточной степени осознанно создавали контекст новых гендерных отношений, именно они через, казалось бы, обычные благотворительные акции, создание первых женских школ, как сейчас бы сказали «спонсорство», инициировали появление других социально активных женских групп, вышедших из разночинной среды. Если для сострадательных дам «высшего света» российские «бестужевки»
или «равноправки» были чем-то далеким и экзотичным, то для более позднего поколения: Г. Джаваншир, Г. Газиевой, А. Ахунд-заде и других, – идеи второй феминисткой волны принимали вполне очерченные, конкретные черты и очень быстро были переведены ими в практическую плоскость. Акции, предпринимаемые этими женщинами, были и масштабнее, и социально более значимыми. Вспомним хотя бы компании помощи голодающим Поволжья или Зангезура. Но первыми все же были лучшие женщины привилегированных классов, для которых их собственное
богатство служило социальным инструментом улучшения общества. Глубоко трагичны их личные судьбы: их ждала нищета, безвестность, тяжкие болезни, одинокая старость. Таким был рок, удары которого они приняли мужественно и с достоинством, и одно это должно у нас, их потомков, вызывать чувство глубокого уважения, а их просветительская деятельность – восхищение и неизбывную благодарность. Именно этим руководствовались авторы сборника «Женская активность на Южном Кавказе в конце 19-го начале 20-го веков» когда уделяли
весьма значительное место в своем труде просветительской и благотворительной деятельности жен и дочерей «сильных мира сего» самого начала двадцатого века.
Совершенно иной была ситуация в двадцатых годах прошлого столетия. Тогда борьба за эмансипацию женщин на Южном Кавказе и, особенно, в Азербайджане приобрела все параметры массового политического и социального движения. Это был болезненный слом традиций, сопровождавшийся как известными перегибами, так и подлинным героизмом женщин, вступивших на сложный и зачастую опасный путь собственного раскрепощения. Конечно, и этот период невозможно однозначно оценивать. Он крайне противоречив,
о чем лучше всего свидетельствуют представленные в сборнике документы. Не будем отрицать и то, что для него характерна некая составляющая насилия над личностью, когда в «светлое будущее» не только вели, но и загоняли. Однако само то время было периодом революций, а не долгих, почти незаметных эволюций, эпохой «бури и натиска», которая вызвала к жизни и новые отношения полов, а, в конечном счете, и во многом разрешила проблему женской эмансипации. Правомерен вопрос: существует ли канва преемственности между
двумя периодами женского движения начала двадцатого века, можно ли от практиковавшихся до 20-го года традиций просветительства и благотворительности перекинуть мостик к революционным методам борьбы в женском движении. Очевидно, да. Для того, чтобы процесс освобождения женщин принял лавинообразный характер, пусть и со всеми присущими такому явлению издержками, необходимы были и любительские спектакли образованных дам, и первые школы для девочек, и детские дома для малолетних сирот. Нужно было сдвинуть лежачий
камень инерции привычек и традиций, нужно было сделать первый шаг, чтобы потом набрать скорость, иногда даже превышающую общественные возможности.