Сегодня
на президиуме правительства Минфин объявит о существовании в Белом доме
закрытого бюджетного прогноза, еще в конце 2008 года предполагавшего
бюджетный дефицит в 1,5% ВВП в первом квартале, который удалось по
факту сократить до 0,6%. На этой неделе Белый дом продолжит в закрытом
режиме обсуждать параметры бюджета на 2010-2012 годы, который может
появиться позже, чем предписано сейчас Бюджетным кодексом, и, возможно,
не будет содержать детальных расходов на 2011-2012 годы. Прозрачность
бюджетного процесса уже сейчас снижается.
Сегодня на заседании президиума будет
рассмотрено исполнение федерального бюджета за первый квартал 2009
года. В Белом доме признают, что это рассмотрение — формальность.
Первый квартал исполнялся по докризисному варианту, подписанному
президентом Дмитрием Медведевым еще в ноябре 2008 года. 29 апреля 2009
года президент подписал антикризисный бюджет на этот год: отчет о
финансировании первого квартала практической пользы для правительства
не имеет.
На деле заседание, очевидно, будет посвящено
более насущным вопросам: Белый дом в настоящий момент всерьез
обеспокоен разработкой бюджета на 2010 год и финплана на 2011-2012
годы. По данным "Ъ", 19 и 20 мая премьер Владимир Путин провел два
напряженных бюджетных совещания с руководителями экономического блока
правительства. 19 мая премьер потребовал от Минфина и Минэкономики
определиться с идеологией бюджетного планирования, а 20 мая — ответить
на главный бюджетный вопрос: что делать с соцрасходами, обещания
увеличения которых в последнее время с трудом вписываются в
проектировки. Официально итоги этих двух совещаний Белый дом не
раскрывает: впервые участникам бюджетных мероприятий даже не раздали
заранее подготовленных материалов. Министерства и правительство не
комментируют итоги совещания, премьер-министр, комментируя совещание 20
мая, упоминал соцрасходы, но был предельно неконкретен и повестки дня
не открыл.
Источники "Ъ" в правительстве, знакомые с
итогами дискуссий, утверждают, что в правительстве перестали
ориентироваться на предписанный Бюджетным кодексом срок внесения
бюджета в Госдуму — 26 августа. Новый срок внесения, на который
ориентируются разработчики социально-экономического прогноза и
собственно бюджета — октябрь 2009 года. В ближайшее время правительство
намерено, по их сведениям, скорректировать и Бюджетный кодекс, который
ограничивает Белому дому и Минфину этот бюджетный маневр.
Кроме того, по словам одного из чиновников,
участвующих в подготовке бюджета, на совещаниях обсуждалась и тактика
сокращения госрасходов на 2010 год. Предметом обсуждения стала база для
расчетов расходов-2010: это или текущий (после апрельских поправок)
бюджет-2010, или действующий (неизмененный) план 2010 года в старом
бюджете на 2009-2011 годы. По словам собеседника "Ъ", "докризисный"
вариант трехлетнего финансового плана на 2009-2011 годы уже не является
для правительства финансовым ориентиром. На совещаниях у премьера не
принято решение о форме подготовки к осени бюджета на 2011 и 2012 годы.
Обсуждалась возможность заранее не утверждать расходы на два
последующих года постатейно, а обозначить только основные бюджетные
параметры. Обсуждение этих вопросов в Белом доме планируют продолжить
на подобных же закрытых совещаниях на этой неделе.
Впрочем, без бюджетных парадоксов не обойдется
даже обсуждение текущего бюджета — как сообщили в правительстве,
дефицит бюджета в первом квартале 2009 года оказался на 40% ниже
предварительной оценки и составил всего 29,7 млрд руб. Новостью в
данном случае оказалось не то, что в разгар кризиса в бюджете появился
дефицит, а то, что дефицит докризисного бюджета планировался уже на
стадии принятия его в Госдуме. Напомним, что первоначальный вариант
бюджета-2009 составлялся на основании социально-экономического
прогноза, подготовленного Минэкономики, исходя из шести-семипроцентного
роста ВВП и 1,9 трлн руб. профицита. Тем не менее в документах Минфина,
розданных к сегодняшнему заседанию президиума, указано, что вместо
ожидавшегося дефицита в размере 1,5% ВВП за январь март удалось
добиться показателя дефицита в 0,6% ВВП.
Положение спасла курсовая разница на падении
рубля к доллару, давшая дополнительные доходы от экспорта сырья и
размещения резервов в валюте. В частности, указывается, что
нефтегазовые доходы в январе—марте 2009 года составили 509,1 млрд руб.,
что на 49,5 млрд руб., или на 10,7%, выше прогноза. Не указывается
только авторство этого прогноза, время, когда он был сделан, и то, что
официальным он не является. Бюджетный кодекс вообще не подразумевает
поквартальное бюджетное прогнозирование. Существование в Белом доме
непубличного экономического прогноза (по данным "Ъ", это собственная
разработка Минфина) демонстрирует, в каких тяжелых условиях идет
бюджетное планирование на 2010 год, и увеличивает шансы на то, что
бюджетирование — все последние годы достаточно прозрачный процесс — в
этот раз будет проводиться непублично.
Впрочем, уже процесс переписывания
бюджета-2009, который "Ъ" освещал с его начала, был чрезвычайно
тяжелым, несмотря на то что его подготовка велась под непосредственным
контролем Владимира Путина. Вчера Минфин опубликовал список бюджетных
ассигнований на 2009 год по состоянию на 1 мая: в них (см. диаграмму),
по сути, отражены текущие приоритеты правительства при кризисном
исполнении бюджета. После нескольких лет дискуссий в Белом доме об
"инновационном росте" и массированных госинвестициях такой расклад
госрасходов в большинстве министерств будет считаться ведомственным
поражением.