Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Архинужные новости

  Все выпуски  

Архинужные новости


Архинужные новости


Социальное государство не отличилось щедростью

Росстат опубликовал данные последнего статистического исследования по получателям социальной помощи и поддержки в РФ. Российским welfare, помимо пенсии, в 2008 году ежемесячно пользовалось около 13% населения, 3,2% жителей РФ получили от государства разовое пособие — вдвое меньше, чем год назад. Как демонстрирует статистика, основной фактической задачей соцподдержки является поддержка пожилых пенсионеров — 56% получателей выплат являются ветеранами труда. Размер пособий, несмотря на чрезвычайно доходный для государства год, увеличился за год примерно на уровне инфляции.


Данные Росстата на конец 2008 года являются на сегодняшний день последним срезом состояния дел с социальной поддержкой населения. Они не включают данных о пенсионных выплатах, за исключением сведений о поддержке не из пенсионного фонда, а из региональных бюджетов нельготных категорий пенсионеров, а также не учитывают льготы по оплате коммунальных услуг. Фактически отчет Росстата демонстрирует приоритеты правительства в чистой социальной поддержке населения: ведомство раскрывает данные о денежных выплатах категориям населения, во многом аналогичным получателям welfare в США и ЕС.

Несмотря на сокращение населения России за год, число получателей бюджетной социальной поддержки в РФ выросло с 17,7 млн до 18,4 млн человек и сейчас составляет около 13% населения России. На нерегулярной основе такого рода выплаты в 2008 году получили 4,7 млн человек, или 3,2% населения РФ. Категория нерегулярных получателей соцподдержки сократилась более чем значительно: в 2007 году Росстат оценивал их число в 8,4 млн человек. Фактически политика Минздрава в 2008 году заключалась в сворачивании разовых выплат и за счет этого — наращивании постоянной компоненты господдержки. Средний размер постоянной денежной выплаты в месяц за год увеличился на 12,7% в случае льготников, которым выплачиваются пособия из федерального бюджета, и на 15,3% — из региональных. Фактически за счет сокращения нерегулярных выплат в год максимальных в истории доходов бюджета размер пособий в реальном выражении (за вычетом инфляции) удержан на уровне 2007 года.

Впрочем, российская социальная политика, несмотря на достаточно серьезный охват пособиями разных групп населения, остается ультраконсервативной и крайне умеренной: из статистики Росстата следует, что ее основной упор делается на поддержку наиболее пожилого населения, большинство денежных выплат — так или иначе дополнительные пособия пенсионерам. 56% постоянных социальных пособий назначается ветеранам труда, то есть пенсионерам с большим стажем работы, тогда как инвалидов, ветеранов войн и членов их семей в РФ менее 1 млн человек. По сути, речь идет просто об исправлении по линии бюджета ситуации с пенсионным обеспечением в РФ. Чистой денежной поддержкой малоимущих в РФ в 2008 году было обеспечено 649 тыс. человек (см. график). Отметим, единственной категорией льготников, продемонстрировавшей в 2008 году существенный рост, стали обладатели региональных почетных званий, наград и так далее, от заслуженного шахтера до почетного гражданина (их на конец года в России было 537 тыс. человек), они почти догнали по численности малоимущих и обогнали число реабилитированных и жертв политрепрессий, поскольку за год их число выросло на 100%. Судя по всему, эта категория является своеобразной формой денежной поддержки лиц, близких к региональным администрациям.

В целом же с быстрым ростом в 2004-2008 годах реальных доходов населения размеры денежных социальных выплат не позволяют всерьез говорить об их возможных целях и эффективности социальной политики. Согласно данным Росстата, средняя федеральная денежная социальная выплата составила 648 руб., региональная — 340 руб. На выплаты выше 1 тыс. руб. в месяц в РФ могли рассчитывать дети-сироты (1526 руб.), дети-инвалиды (1408 руб.) и чернобыльцы (1619 руб.), Герои Советского Союза и России (2703 руб.), и лишь детям под опекой и сиротам выплачивались суммы, сравнимые с минимальной потребительской корзиной,— 5005 руб. в месяц. Стоимость немонетизированных льгот за это время возросла многократно, и основная тяжесть расходов бюджета на социальную политику по-прежнему приходится на них. 

КоммерсантЪ


Оставайтесь с нами!

В избранное