В России продолжают снижаться потребительские цены на автомобильный бензин и дизельное топливо. Как сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат) РФ, в среднем по России в период с 20 по 26 апреля 2009г. цены снизились на 0,2%.
По сравнению с предыдущей неделей стоимость автомобильного топлива составила 17,83 руб./л. В частности, бензин марки А-76 подешевел на 0,2% - до 15,85 руб./л, Аи-92 - на 0,2% - до 18,08 руб./л, Аи-95 - на 0,2% - до 20,54 руб./л. Цена на дизельное топливо сократилась на 0,6% - до 18,67 руб./л.
Удешевление бензина было зафиксировано в 29 центрах субъектов Российской Федерации, в том числе в Ярославле - на 2,4%, где цены на бензин марки А-76 (Аи-80 и т.п.) снизились на 3,0%. В 49 центрах субъектов РФ цены на бензин остались на уровне предыдущей недели. Увеличение средних цен на автомобильный бензин зарегистрировано в 5 центрах субъектов России. Наиболее существенно они выросли в Магадане - на 1,5%.
В Москве и Санкт-Петербурге бензин в среднем за неделю подешевел на 0,2% и 0,1% - до 18,03 руб./л. и 17,88 руб./л соответственно.
Игорь Сечин отверг энергопланы Европы и предупредил, что проблемы у нее будут не только с газом
Одновременно Центробанк повысил курс евро на 35 копеек и установил его на уровне в 35,7166 рубля.
Предстоящей зимой Восточную Европу может ожидать новый энергетический кризис — причем не только газовый, но и нефтяной. Такую вероятность в конце прошлой недели допустил российский вице-премьер Игорь Сечин в ходе переговоров с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом. Господин Сечин заявил, что "январская трагедия получит катастрофическое продолжение", если ЕС откажется совместно с Россией финансировать закачку газа в украинские хранилища. Вице-премьер также выступил против реализации еще одного
европейско-украинского проекта, запуска нефтепровода Одесса—Броды в обратном направлении, предупредив, что в Европе в этом случае могут начаться перебои с нефтью.
К традиционному заседанию постоянного совета "Партнерства по энергетике Россия—ЕС" в Москве еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс подготовил официальный ответ Евросоюза на российские предложения по пересмотру Энергохартии — "концептуальный подход", предложенный президентом Медведевым в конце апреля во время визита в Финляндию. "Энергетическая хартия была подписана и ратифицирована странами, и заменить ее невозможно",— лишил российскую сторону всякой надежды Андрис Пиебалгс, добавив, что
предложенный Россией концептуальный подход носит "слишком глобальный характер".
Российские собеседники господина Пиебалгса в споры на этот счет вступать не стали, упрямо повторив свою позицию. Глава Минэнерго Сергей Шматко заявил, что январский газовый кризис, связанный с Украиной, продемонстрировал "нежизнеспособность" договора к Энергохартии. Чуть позже министр дал понять, что обсуждать этот вопрос с еврокомиссаром вообще не планирует. В интервью телеканалу "Вести" господин Шматко сказал: "Некоторые наши партнеры, ряд европейских стран заявил о готовности поддержать российское предложение
о разработке нового механизма глобальной энергобезопасности", пояснив, что речь идет о традиционных партнерах России. Конкретные страны он не назвал, хотя очевидно, что под "традиционными партнерами" в Москве обычно понимают Германию и Италию, наиболее лояльно относящихся к энергетической политике России. Другими словами, на утверждение Евросоюзом предложенных президентом Медведевым принципов в Москве не рассчитывают — а для пропагандистского эффекта будет достаточно и одобрения из Берлина и Рима.
На переговорах российская сторона сосредоточилась на более важной для нее на данной момент теме — газотранспортной системе (ГТС) Украины.
В связи с этим Андрис Пиебалгс заверил собеседников в том, что у ЕС "нет планов изолировать Россию от модернизации украинской ГТС". По его словам, Европу удивила реакция Москвы на подписанную в Брюсселе декларацию. Отвечая на вопрос о создании консорциума для модернизации ГТС Украины, господин Пиебалгс подчеркнул, что решение будет приниматься не Еврокомиссией, а на уровне компаний. "Мы не хотели повредить России,— уверял еврокомиссар.— Мне было бы нужно раньше объяснить детали России".
Но на всякий случай вице-премьер Игорь Сечин объяснил, какими могут быть последствия попытки упомянутой Андрисом Пиебалгсом изоляции России. По его словам, "трагедия, которую мы пережили в январе, получит катастрофическое развитие" в том случае, если Украина не успеет вовремя закачать в свои подземные хранилища (ПХГ) 19,5 млрд кубометров газа для обеспечения транзита топлива в Европу в холодное время года.
Дело в том, что в холодное время года Украина сама расходует российский газ, закупаемый на своих восточных границах, а в Евросоюз отправляет газ из ПХГ, расположенных у западных границ страны. Сейчас же, по словам господина Сечина, в украинских хранилищах не хватает газа для функционирования ГТС Украины, так как имевшиеся ранее объемы были израсходованы во время газового конфликта в январе 2009 года. При этом если в прежние годы Украина закачивала газ в ПХГ именно в начале года, то теперь, ожидая снижения цен
на газ осенью, Киев сократил закупки до минимума. "Сможет ли ГТС вне графика поставки европейским потребителям обеспечить закачку в ПГХ — это большой вопрос,— заявил Игорь Сечин.— Мы хотим обратить ваше внимание, что даже если сегодня, завтра, в ближайшее время будет найдено решение по финансированию, закачке и нахождению этих объемов газа, то у ГТС Украины есть свои ограничения, связанные с мощностью".
Фактически Игорь Сечин обрисовал сценарий очередного газового кризиса в Восточной Европе будущей зимой, пояснив, что избежать его можно только в том случае, если ЕС и Россия будут совместно финансировать закачку газа в украинские ПХГ. При этом, по его словам, на этот счет должно быть принято политическое решение на государственном уровне. "Может быть, госкредиты являются наиболее адекватной и эффективной в данном случае мерой, так как она повышает уровень ответственности получателей этих средств",— сказал
он.
Призвав европейцев "не успокаиваться и убрать риски в ближайшей перспективе, особенно в связи с тем, что риски возрастают", господин Сечин напомнил еврокомиссару, что наряду с газовым кризисом в Восточной Европе в ближайшее время может возникнуть и нефтяной. Вице-премьера обеспокоили планы запуска нефтепровода Одесса—Броды в обратном направлении. До сих пор по этой трубе российская нефть доставлялась в порты Черного моря. Однако, согласно давнему плану украинского руководства, в ближайшем будущем в одесский
порт может пойти азербайджанская нефть, доставленная танкерами из грузинского порта Супса, после чего по трубе Одесса—Броды она будет экспортироваться в Польшу. 24 апреля в Польше уже было утверждено ТЭО этого проекта.
Господин Сечин вспомнил, что во время предыдущих переговоров с ЕС этот вопрос уже обсуждался, но "тогда он казался менее значимым". Зато сейчас, с учетом последних украинско-польских договоренностей, "этот проект получает развитие, и мы бы хотели обратить внимание на угрозы, которые встанут перед европейскими потребителями",— предупредил господин Сечин. Так, по его словам, проблема вовсе не в том, что российская компания "Транснефть" больше не сможет использовать ответвление от нефтепровода "Дружба" в
направлении Одессы. "Мы можем эти десять миллионов (тонн нефти.— "Ъ") и на другом направлении переварить,— заверил вице-премьер.— Запуск (трубы Одесса—Броды.— "Ъ") в обратном направлении — это запрет поставки российской нефти в сторону НПЗ Словакии, Чехии и Венгрии". Что, по мнению господина Сечина, чревато новыми рисками для поставок энергоносителей из РФ в Европу.
Наконец, Игорь Сечин посчитал, что в случае реализации данного проекта, затраты европейцев существенно возрастут: "Если мы теоретически предположим, что это нефть Каспийского региона, тогда все транспортные расходы лягут на европейского потребителя". Кроме того, по его словам, потребуется модернизация НПЗ под новые параметры нефти, "а это миллиарды долларов". "А есть ли они, эти доллары, это решать тем, кто будет осуществлять этот проект",— заметил господин Сечин, резюмировав, что "Европа должна все взвесить".
Представитель ЕС был явно впечатлен аргументами Москвы и призвал лишь "вести переговоры в атмосфере, которая не свидетельствовала бы о том, что завтра наступит катастрофа".