Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Архинужные новости

  Все выпуски  

Архинужные новости


Архинужные новости


 20.04.2009

Бюджет получил угрозы при исполнении

Минфин назвал риски, угрожающие исполнению только что обновленного закона о федеральном бюджете на 2009 год. Это — скачок инфляции, который вынудит проиндексировать обязательства перед населением, недобор доходов, из-за которого резервный фонд может быть опустошен раньше намеченного срока, и невозможность занять достаточно денег для финансирования дефицита. Заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко уверена, что уже просчитываемый бюджет на 2010 год исполнить будет еще сложнее: к трем рискам добавится проведение пенсионной реформы за счет бюджета и необходимость возврата временно мобилизуемых сейчас (в частности, у госкорпораций) средств.


22 апреля Совет федерации рассмотрит новую редакцию закона о бюджете на 2009 год. Сенаторам предстоит утвердить доходы госказны, сокращенные на 4,2 трлн руб.— до 6,7 трлн, и расходы, увеличенные на 0,67 трлн — до 9,7 трлн руб. Утверждения ждет и дефицит в 3 трлн, или 7,4% ВВП, который, напомним, в основном будет профинансирован за счет денег резервного фонда. Как сообщила в пятницу заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко, этот процесс уже начался. Из полученных от ЦБ в обмен на валюту фонда 940 млрд руб. 124 млрд на конец прошлой недели уже были использованы. "Если бы не средства резервного фонда, у нас на счетах сейчас было бы минус 124 млрд и расходы были бы приостановлены",— отметила замминистра.

По ее словам, Минфин видит "существенные риски" исполнения обновленного бюджета. Это скачок инфляции, связанный с эмиссионным характером финансирования дефицита,— при превышении прогнозного показателя в 13% властям придется индексировать привязанные к нему выплаты населению. Вторая опасность — это более существенное, чем ожидается, снижение ВВП и, соответственно, доходов. Главные их сборщики ФНС и ФТС прогнозируют, что по худшему сценарию недобрано может быть до 800 млрд руб. Это неизбежно вынудит Минфин глубже залезть в резервный фонд. Третий риск — возможные проблемы с запланированным привлечением 500 млрд руб. с внутреннего рынка.

"Пока этот процесс идет плохо",— признает Татьяна Нестеренко. Минфин, по ее словам, понимает, что изъятие такой суммы из оборота сейчас совсем не то, что нужно экономике. Кроме того, ведомство не хотело бы занимать слишком дорого. Проблемы с займами опять же вынудят его обращаться к резервному фонду, из которого в 2009 году и так придется изъять 3,1 трлн руб. из имевшихся на 1 февраля 4,8 трлн.

Стремительное уменьшение накоплений увеличивает риски и бюджета 2010 года, над которым сейчас начинает работать Минфин. Пока его доходы и расходы планируются на уровне 2009 года. Однако на деле многие расходные статьи придется урезать — для проведения запланированной на 2010 год пенсионной реформы. Помимо замещения доходов, выпадающих из-за отмены ЕСН, бюджету придется взять на себя расходы по переоценке пенсионных прав (валоризации) и по компенсации возрастающей налоговой нагрузки малому бизнесу. Кроме того, бюджету в 2010 году придется вернуть средства, временно мобилизованные "под кризис". Речь идет о деньгах, позаимствованных у "Роснано" и у фонда поддержки ЖКХ (160 млрд руб.), у инвестфонда и у федеральных программ по подготовке Сочи-2014. Ранее вице-премьер Алексей Кудрин заявлял, что всего в бюджете-2010 придется перераспределить не менее 1 трлн руб. "Будет тяжеловато",— резюмирует Татьяна Нестеренко.

Минфин пока предпочитает не ввязываться в дискуссию о размере дефицита в 2010 году. Напомним, помощник президента Аркадий Дворкович на заседании коллегии Минфина на прошлой неделе заявил, что считает поставленный целью пятипроцентный дефицит чрезмерным. При этом он пообещал, что эта тема будет освещена в бюджетном послании президента, которое сейчас готовится в Кремле. Нет пока ясности и в вопросе, каким будет следующий бюджет — трехлетним, как того требует Бюджетный кодекс, или однолетним, как в 2009 году. В Минфине говорят, что из-за неопределенности макроэкономической ситуации сейчас рассматриваются два варианта: принимать "трехлетку" или же предложить Госдуме бюджет лишь на 2010 год с приложением к нему финпланов на 2011 и 2012 годы. Несмотря на крушение всех последних прогнозов, совсем отказываться от среднесрочного планирования в ведомстве, похоже, не хотят. 

КоммерсантЪ


Оставайтесь с нами!

В избранное