Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Управление "под микроскопом"

  Все выпуски  

Управление "под микроскопом" Выпуск 27. Уроки 'Венецианского купца' ч.4


<>Клуб Развития Менеджеров

 

 Рассылка Галины Жуковой - лицензиата Таллиннской школы менеджеров Владимира Тарасова

УПРАВЛЕНИЕ "ПОД МИКРОСКОПОМ" 

www.KRMasters.ru

Почему в логотипе КРМ бамбук?    Мышь    Фрукты   Почему в логотипе КРМ бамбук?

Посмотреть программы семинаров Г.Жуковой                       
Заказать семинар в открытом или корпоративном формате

Выпуск 27. Уроки «Венецианского купца» ч.4

Кажется, мы немного увлеклись классикой. Давайте сегодня завершим разбор сюжета с Шейлоком, и далее займемся более практичными ситуациями из реалий сегодняшнего дня. Примеров диалогов между реальными менеджерами у меня накопилось предостаточно – несколько полок видеокассет плюс десятки Гб аудио и видеофайлов. Думаю, пора приниматься за разглядывание «рутинных» коммуникаций, которые при ближайшем рассмотрении обычно дают нам не менее увлекательный и познавательный материал… Правда, мне тут на днях попалась на глаза удивительная притча, которую тоже хотелось бы разобрать «по косточкам»… но ее оставим на «переменку» после работы с «жизненным материалом».

Итак, сегодня мы «прощаемся» с Шекспиром. Не навсегда, конечноJ.

Мы остановились на том, что Шейлок, узнав о том, что реализовав свое право на неустойку, он может лишиться всего имущества по закону, решил изменить свои требования и взять деньги.

                                   Порция

                                                  Стойте!

                    Жиду мы полностью отмерим право:

                    Он только неустойку вправе взять.

Вот и второй важнейший прием: права выбора у Шейлока уже нет. Оно было – до оглашения решения суда. А теперь – он имеет право только исполнить решение суда, то есть взять неустойку. Других прав не осталось. Именно для этого Порция несколько раз предлагала взять деньги ДО решения суда и фиксировала отказ. Право получить неустойку есть, но вот воспользоваться этим правом, оказывается, Шейлоку невыгодно… А права замены неустойки на деньги – уже нет. Шейлок закон поставил выше милосердия и человечности – поэтому на себе должен испытать, что произойдет, если руководствоваться только буквой закона.

                                  Грациано

                    Судья ученый, жид! Судья премудрый!

                                   Порция

                    Готовься ж мясо вырезать бескровно,

                    И ровно фунт, не больше и не меньше,

                    А если перевес иль недовес

                    Какой нибудь получится, хотя бы

                    На часть двадцатую двадцатой доли

                    Ничтожнейшего скрупула, и стрелка

                    Весов отклонится на волосок,

                    То ты умрешь, и все твое добро

                    Республика немедля конфискует.

Вот и третий прием: раз мы решили соблюдать закон до последней буквы, то и фунт должен быть ровно фунтом. И без крови. Если кто-то доводит до абсурда букву закона – вернем ему этот же подарок обратно. Только надо внимательно поискать такую возможность. Вместо того, чтобы уговаривать и воздействовать эмоциями. В принципе, это уже излишний аргумент: достаточно требования отсутствия крови. Но для демонстрации ущербности попыток руководствоваться ТОЛЬКО буквой закона – аргумент тоже хорош. Он уже не повлияет на решение Шейлока отказаться от неустойки, но покажет еще раз, что трактовку любого закона можно довести до асбурда.

                                  Грациано

                    Ты Даниила слышишь, Даниила!

                    А, нехристь, ты-таки теперь попался!

                                   Порция

                    Бери же неустойку; что ж ты медлишь?

Теперь Порции надо получить от Шейлока твердый отказ получить неустойку. Вроде бы уже все ясно, что он не будет этого делать, но важно, чтобы он это произнес сам. Ходы должны быть чистые. Без суеты и спешки, с фиксацией каждого важного шага.

                                   Шейлок

                    Верните долг и дайте мне уйти.

Шейлок столкнулся с серьезной неожиданностью, он потрясен и до конца еще не понял, что происходит. Впрочем, не он один. Поэтому вдвойне важно не спешить, и каждый ход фиксировать очень четко.

                                  Бассанио

                    Я приготовил деньги, вот они.

                                   Порция

                    От них он отказался пред судом

                    И вправе взять одну лишь неустойку.

                                  Грациано

                    Я повторяю: новый Даниил!

                    Спасибо, жид: ты подсказал мне слово.

                                   Шейлок

                    Мне не вернут и основного долга?

Именно поэтому важен был момент оглашения приговора суда. И не хватало какого-то точного действия, лучше всего физического, который бы четко разделил время – ДО и ПОСЛЕ оглашения решения. Решение суда – это необратимое событие. Недостаточная четкость этой процедуры могла бы дать возможность Шейлоку оспорить сам факт оглашения решения. Потому что однозначно нельзя сказать, в какой именно момент это решение вступило в силу. Значит, тут есть пространство для дискуссии, как минимум. Другое дело, что в состоянии потрясения ему было не до этого. 

                                   Порция

                    Одну лишь неустойку взять ты вправе,

                    И ту - под страхом гибели, еврей.

Интересно, имеет ли значение тот факт, что деньги, которые приготовил Бассанио для расплаты с Шейлоком (в тройном и более размере), вообще-то, принадлежат самой Порции. И Порция об этом знает. Присутствует ли хотя бы малейшая доля финансовой мотивации у Порции – важно ли ей сохранить свои деньги? Для пьесы вопрос, возможно, не слишком важный. Вообще далеко не очевидно, для чего Порция «ввязалась» в это дело. Вариантов может быть много, один интереснее другого... А для жизни – очень важно уметь видеть ВСЕ СВОИ движущие мотивы, независимо от их величины и значимости. И симпатичные, и не очень. В этом – основа искусства говорить себе правду. А без овладения этим искусством не достичь истинного мастерства в управлении (да и в любом деле).

                                   Шейлок

                    Пускай же дьявол заберет ее!

                    Мне нечего тут делать.

Шейлок понимает, что его картина мира оказалась неадекватна. И серьезно неадекватна. Он рассчитывал на юридическую правоту, и юридические же «нюансы» его и подвели. Поэтому ему хочется скорей уйти в безопасное место, чтобы пережить это мощное столкновение с неожиданным.

                                   Порция

                                            Стой, еврей!

                    К тебе другое дело суд имеет.

                    Закон Венеции постановил,

                    Что, если чужеземец уличен

                    В прямом иль косвенном злоумышленье

                    На жизнь венецианца, - половина

                    Его имущества в казну отходит,

                    Другая - в руки жертвы покушенья,

                    А жизнь преступника зависит только

                    От собственного усмотренья дожа.

                    В таком деянье ты изобличен,

                    Поскольку видно из всего процесса,

                    Что ты не только косвенно, но прямо

                    Виновен в покушении на жизнь

                    Ответчика. Итак, подпал ты каре,

                    Которую я точно указал.

                    Моли же о помилованье дожа!

Ну вот и четвертый заготовленный прием. Именно для него необходимо было продемонстрировать всем однозначную готовность Шейлока совершить покушение на жизнь Антонио. В фильме это показано лучше, чем в тексте. Если бы сразу Шейлоку выложили все аргументы, без захвата, то вопрос о том, действительно ли он «злоумышлял на жизнь венецианца» был бы не столь однозначным.

А у Вас достаточно терпения и мастерства, чтобы зная все «аргументы и факты», не выкладывать их сразу на стол (в ситуации борьбы, естественно!), а вести противника плавно по всем необходимым ступеням захвата – к главному приему?

Дальше я не комментирую – мы свою задачу выполнили: рассмотрели, как Порция производила захват в сцене суда для того, чтобы провести несколько важных приемов. Далее, можно считать, что Порция проводит фиксацию. Не менее важный элемент управленческой борьбы. Но мы на нем остановимся в другой раз.

                                  Грациано

                    Моли, чтоб удавиться самому

                    Тебе позволил дож! Ведь не осталось

                    И на веревку денег у тебя -

                    Конфисковали все твое добро,

                    На счет казны тебя придется вздернуть.

                                    Дож

                    Чтобы ты видел наших чувств различье,

                    Я и без просьбы жизнь тебе дарю.

                    Часть твоего добра принадлежит

                    Антонио, казне - другая. В пеню

                    Смиренье может это обратить.

                                   Порция

                    Лишь часть казны, не часть Антонио.

                                   Шейлок

                    Нет, жизнь и все возьмите, не щадите.

                    С опорой дома вы мой дом берете,

                    И жизнь мою - со средствами на жизнь.

                             Порция (к Антонио)

                    Быть может, захотите вы еврею

                    Какую-нибудь милость оказать?

                                  Грациано

                    Веревку даром, больше ничего,

                    Ради Христа.

                                  Антопио

                                 Коль скоро дож и суд

                    Взамен секвестра половинной части

                    Ему назначат пеню, я согласен

                    Другою пользоваться половиной,

                    По смерти же жида отдать ее

                    Похитившему дочь его синьору, -

                    Но с тем, во-первых, что за эту милость

                    Он крестится сейчас же; во-вторых,

                    Что тут же зятю своему Лоренцо

                    И дочери отпишет в дар все средства,

                    Которые останутся по нем.

                                    Дож

                    Он это должен сделать, а не то

                    Возьму обратно я свое прощенье.

                                   Порция

                    Доволен ты, еврей? Мы ждем ответа.

                                   Шейлок

                    Доволен.

                                   Порция

                              Пусть писец составит запись.

                                   Шейлок

                    Позвольте мне уйти, я нездоров.

                    Пришлите на дом - подпишу бумагу.

                                    Дож

                    Ступай, но сделай это.

                                  Грациано

                                           При крещенье

                    Двух восприемников иметь ты будешь.

                    Будь я судьей, имел бы ты двенадцать -

                    Для виселицы, а не для купели.

Уходит Шейлок.
                                Дож (Порции)
                    Я вас прошу со мною отобедать.
                                   Порция
                    Простите, ваша светлость, к ночи мне
                    Уехать в Падую необходимо,
                    Я тотчас же собраться должен в путь.
                                    Дож
                    Мне очень жаль, что нет у вас досуга. -
                    Антонио, воздайте благодарность
                    Синьору - он вам очень услужил.
                       Уходят Дож, сенаторы и свита.

Со следующего выпуска – разбор диалогов по теме реальных жизненных ситуаций.

И если у кого-то существуют проблемы с форматом рассылки и неудобно читать из-за ширины текста - сообщите, пожалуйста!

   

С уважением,
Галина Жукова

germiona@KRMasters.ru

www.KRMasters.ru


В избранное