Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет магазин. Пособие для директора


.Интернет-магазин. Пособие для директора"Интернет-магазин. Пособие для директора"
Рассылка сайта Oborot.ru
Выпуск N 656, 20.9.2013


OBOROT.RU РЕКОМЕНДУЕТ

Oborot.ru приглашает на крупнейшее событие для интернет-магазинов, 9-ю Конференцию "ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ - 2013"

  • Предварительная программа (2 дня, 4 параллельных потока);
  • Топ-докладчики;
  • Условия участия и регистрация.

    Москва, "РЭДИССОН Славянская", 10-11 октября. Приходите, оно того стоит!



  • ОГЛАВЛЕНИЕ

    От автора:
    Лучшие статьи на Oborot.ru
    Статьи:
    "Шпионаж" в Интернете: инструменты и хитрости
    Юзабилити-экспертиза: выпуск №5
    Форум :
    Внимание! Горячая линия Oborot.ru с юристами "Зарцын и партнеры" . Эксперты отвечают на вопросы интернет-магазинов о возвратах, договорах, налоговой отчетности и бухгалтерии
    Внимание! Горячая линия Oborot.ru с юристами "Зарцын и партнеры" . Эксперты отвечают на вопросы интернет-магазинов о возвратах, договорах, налоговой отчетности и бухгалтерии
    О рассылке:Информация

    ОТ АВТОРА
    Уважаемые читатели!

    Предлагаем вашему вниманию материалы:

    "Шпионаж" в Интернете: инструменты и хитрости

    Юзабилити-экспертиза: выпуск №5


    ПУБЛИКАЦИИ

    "Шпионаж" в Интернете: инструменты и хитрости (1)
    Андрей Травин, менеджер по маркетингу сервисов «Надежной покупки»

    Все ближе октябрь, а вместе с ним и главное событие года в российской e-commerce – 9-я конференция "Электронная торговля - 2013" (10-11 октября, Москва).

     В преддверии "ЭТ-2013" мы публикуем на Oborot.ru некоторые интересные доклады и практические кейсы с прошлогодней конференции. Зарегистрироваться для участия в ЭТ-2013 можно по ссылке.

    Этот кейс  был представлен на конференции «Электронная торговля-2012» и публикуется впервые.

     

    Я сделал обзор тех инструментов и сервисов, которые позволят вам "подсмотреть" за конкурентами – узнать их посещаемость, проанализировать эффективность рекламных кампаний и даже узнать количество заказов.

    Конкурентный анализ в Интернете возник не сегодня, но многие инструменты, работавшие, допустим, в середине нулевых годов, сейчас уже неактуальны. Чтобы сделать конкурентный анализ, достаточно было знать маленькие секреты: например, у счетчиков сервиса Hotlog была по умолчанию открыта статистика. Сейчас это почти недоступно, но тем не менее, иногда можно пытаться что-то извлечь и из старого инструментария.

    Анализ количества заказов

    Один из старых, но до сих пор работающих трюков позволяет узнать количество заказов у ваших конкурентов за определенный период. Для этого нужно сделать у них два заказа с определенным промежутком времени, и сравнить номера заказов. Вы удивитесь, узнав, сколько магазинов до сих пор присваивают заказу номер в соответствии с тем, какой это заказ по счету. Я взял случайным образом 10 магазинов (все они продают гаджеты и ноутбуки). Как видите, в 5 из 10 интернет-магазинов я смог узнать количество заказов по их номерам.

    Анализ посещаемости

    Здесь показан анализ посещаемости конкурентов. Берем те же самые магазины, которые я выбрал для примера, и выясняем, что у половины из них посещаемость можно посмотреть в liveinternet. Форма запроса к liveinternet - http://www.liveinternet.ru/stat/site.ru. Но у остальных магазинов этого счетчика нет либо они его закрыли.

    Два магазина участвуют в сервисе netchart.ru – он обсчитывает, в основном, крупных игроков, и мы можем посмотреть там mvideo.ru и  euroset.ru. http://netchart.ru/siteInfo/site.ru. Однако, к сожалению, это заниженные данные. Я по опыту знаю, что эти данные не соответствуют действительности (прим. редакции: сейчас netchart.ru не работает, и неизвестно, "оживет" ли когда-нибудь).

    Как узнать посещаемость остальных? Можно использовать Alexa.com. Этот западный сервис хорошо считает большие сайты и очень плохо - маленькие российские сайты. Если ваши конкуренты – такого масштаба, как "М.Видео", то можно пользоваться и Alexa. Всегда можно составить такую комбинацию: вы получаете сравнительные данные для двух сайтов, а на одном из них установлен счетчик liveinternet.ru. Соответственно, вы можете приблизительно оценить посещаемость и второго магазина.

    Например, мне нужно узнать посещаемость магазина lamoda.ru. Я зашел в Alexa и вижу, что этот интернет-магазин по объему трафика стоит следом за сайтом vedomosti.ru. Это известное СМИ, оно должно иметь открытую статистику. Дальше я просто пошел в Rambler, посмотрел статистику vedomosti.ru и таким образом оценил посещаемость lamoda.ru.

    Небольшой ликбез. У liveinternet.ru можно закрывать разные виды статистики, и те, кто закрыл «лобовую» статистику, иногда не закрывают статистику, которую можно получить через адрес http://counter.yadro.ru. Вводим в браузер следующую конструкцию:

    http://counter.yadro.ru/values?site=site.ru (вместо site.ru – URL конкурента)

    Здесь можно получить такие данные, как месячная, недельная, дневная посещаемость.

    Перехват потенциальных клиентов

    Рассмотрим пример того, как анализ посещаемости сайта позволяет перехватывать потенциальных клиентов. Это более актуально в b2b. В этой сфере иногда есть 100 главных клиентов, которые делают погоду, и важно, чтобы они попали к вам. В статистике «Рамблера», которую реже всего закрывают, потому что там почти ничего нет, есть хосты, которые можно посмотреть. Вот пример запроса: http://top100.rambler.ru/cgi-bin/stats_top100.cgi?id=193639&page=3. После этого с помощью расшифровки IP-адресов (например, на http://apps.db.ripe.net/search/query.html) можно понять, с каких корпоративных сайтов посетители переходили на сайт вашего конкурента, и начать "холодные звонки".

    SEO-анализ конкурентов

    В этом вам помогут следующие полезные сервисы.

    Оптимизация сайтов изначально предполагает анализ конкурентов: как они попали в топ, по каким ключевым словам, кто на них ссылается и т.д. Когда эта отрасль только зарождалась, по материалам Андрея Иванова был создан такой известный инструмент как site-auditor.ru

    С помощью утилиты Site-Auditor можно быстро собрать данные для оценки видимости сайта в поисковых системах - Яндекс, Рамблер, Google, Yahoo, Апорт. Если на сайте стоит счетчик Рамблера, утилита собирает данные о количестве посетителей за последние 7 дней.

    В этом сервисе был предусмотрен и анализ конкурентов по конкретному запросу. Потом Андрей Иванов ушел из компании «Ашманов и партнеры» и основал свой проект – neiron.ru. На neiron.ru можно заказать анализ конкурентов бесплатно.

    Проект megaindex.ru, вы, возможно, знаете в первую очередь как ссылочный агрегатор. Но сервисом ссылочного продвижения он стал поневоле. Начинающий предприниматель Николай Хиврин разрабатывал систему SEO-аналитики, думая, что кто-то будет покупать эти данные. Он ее запустил, но данные не пользовались особым спросом тогда, в 2010 году. В итоге создатель сделал аналитику бесплатной и усилия сосредоточил на ссылочном агрегаторе. Теперь у сервиса есть собственная система анализа бесплатная и уникальная. Сервис определяет реальную цену ссылки, а также реальную частотность. Для тех, кто не пользовался, поясню: там дается частотность по Wordstat и частотность реальная. Это очень полезно, например, можно задать любой URL любого конкурента и узнать, по каким запросам он реально виден. Вы получите места, запросы и видимость.

    В megaindex.ru хранятся архивы, кажется, с 2010 года. Другое дело, что сам megaindex.ru затачивался под конкретных клиентов. Некоторые запросы там очень хорошо разработаны, например, грузоперевозки, а некоторые – не очень – например, отдельные запросы по компьютерной технике.

    Сервисы ru.semrush.com, advse.ru. больше заточены на анализ контекстной рекламы конкурентов, но могут кое-что показать и по SEO (прим.редакции: недавно мы провели тест-драйв Semrush, этот сервис реально может дать вам всю картину по Google, включая стоимость клика, рекламный бюджет в контексте и полный набор ключевиков).

    А вот spywords.ru мало кто знает. Дело в том, что он появился недавно. Сервис быстро развивается, сейчас даже без регистрации можно ввести ключевое слово или домен и узнать много полезного о ваших конкурентах: их запросы, тексты и позиции объявлений, ориентировочный бюджет, позиции в органике и трафик. В сервис встроен "умный подбор" вопросов. А услуга "Битва доменов» позволяет провести групповое сравнение ваших конкурентов и понять, какие эффективные ключевые слова вы можете упускать в своей контекстной рекламе или seo-оптимизации.

    Приведу здесь информацию по количеству запросов в месяц, которую можно получить при помощи одного только megaindex.ru. В качестве примера - «М.Видео».

    Хочу подчеркнуть, что цифры, которые дает Wordstat, не всегда близки к реальности. Оптимизаторы даже старались не пользоваться Wordstat в прежние времена, когда Rambler давал реальную статистику, но сейчас Rambler кончился, и не осталось никаких данных по реальной посещаемости, кроме megaindex.ru.

    Поведение в Яндекс.Маркете

    Иногда важно посмотреть, как себя ведет конкурент в «Яндекс.Маркете». Вы можетеузнать по каждой товарной модели максимальную и минимальную ставку для попадания в приоритетное размещение. Просто подставьте в этот запрос ID модели. partner.market.yandex.ru/auction.xml?id=N, колонка «Рекомендованные».

    Места конкурентов в карточке товара: market.yandex.ru/offers.xml?modelid=N

    На основе этих данных можно оценить бюджет конкурентов на продвижение товара.

    PR-активность и отзывы в соцсетях

    Понятно, что для интернет-магазинов анализ PR-активности не очень актуален. Но иногда полезно знать, что поделывают ваши конкуренты и как о вас и о них отзываются в социальных сетях.

    Вот список систем, которые анализируют активность в соцсетях.

    Крупно выделены четыре системы, которыми я пользовался сам и могу о них рассказать.

    Если подходить с точки зрения электронной коммерции, то наиболее удобная система – youscan.ru. Во-первых, у нее удобный интерфейс, похожий на Google Analytics. Во-вторых, она хорошо "ловит" отзывы, как негативные, так и позитивные. Остальные системы, которые я пробовал, больше подходят для людей, которые ищут эмоциональную информацию о компании, отрицательные отзывы и критику. Это, по сути дела, корпоративные инструменты для больших корпораций. Для небольших интернет-магазинов я бы рекомендовал youscan.ru. Тем не менее, привожу здесь полный список, который получил от разработчиков babkee.ru.

    Отзывы о магазинах конкурентов

    В глазах интернет-магазинщиков, наверное, отзывы покупателей ассоциируются с «Яндекс.Маркетом». Действительно, этот сервис возник очень давно, в 2007 году, за это время он стал очень известным и востребованным. Однако как источник отзывов он зачастую оказывается бесполезным – потому что часто используется в PR целях и, несмотря на все усилия "Яндекса", забивается проплаченными (в той или иной степени) отзывами.

    Я в Интернете с 1994 года. Я видел всплеск популярности конференций, а потом люди оттуда ушли, потому что туда пришли боты и реклама. Потом были форумы, блоги на LiveJournal, социальные сети – и отовсюду люди уходили, когда туда приходили пиарщики, боты, проплаченные блогеры. Поэтому сейчас самую интересную информацию о себе и других нужно искать в тех местах, где это не проплачено.

    Например, в 2010 году казанский программист Руслан Галиев создал Imobzor.ru. В него были встроены мощные антиспам-фильтры. Сайт два раза менял владельцев и сейчас хорошо развивается. Чем он лучше тех же отзывов на "Яндекс.Маркете"? Допустим, солидные компании не заказывают копирайтерам липовые отзывы. Но у них есть много других способов обеспечить себе положительные отзывы. Например, «Ютинет» стимулирует своих покупателей тем, что дает приз 10 000 рублей за лучший отзыв месяца. В результате на "Яндекс.Маркете" о них положительных отзывов просто море. Но зная, как они получились, нет особого смысла их изучать. А на Imobzor.ru отзывов о "Ютинете" всего 23. Видно, что здесь их написали люди, которые очень хотели их написать. А самое главное, на Imobzor.ru у компаний есть возможность отвечать на отзывы, и сразу видно, как они работают со своими проколами, реальными или мнимыми . проколами.

    Это только один из примеров. А вообще сейчас реально работающих сайтов с отзывами существует более десятка, и они могут стать для вас ценным источником информации.

    Дополнительные возможности. Несколько полезных советов

    Когда вы будете изучать количество заказов конкурентов, вам придется для этого зарегистрироваться у них на сайте. Сразу же подписывайтесь на информацию об акциях. Очень полезно получать такую информацию о конкурентах.

    Релизоприемники – это около 30 сайтов, где можно разместить пресс-релиз. Не факт, что его там прочтут, поэтому их еще называют «могильники пресс-релизов». Тем не менее, там тоже можно узнать о PR-активности конкурентов, если она существует.

    Бывает, что статистику продаж можно узнать по остаткам на складе, сменяющимся ежедневно.

    И вот еще важный вывод. С трудом добытая информация о конкурентах часто просто принимается к сведению, полученные данные не обрабатываются и не анализируются. Наш совет: если вы получили информацию – анализируйте и используйте ее!

     

    Этот доклад высоко оценили участники  крупнейшей ежегодной конференции по e-commerce -  "Электронная торговля-2012". 

    В этом году на "Электронной торговле - 2013" будет еще больше полезного. Уже можно посмотреть первых утвержденных докладчиков: среди них -  Маэль Гавэ, гендиректор OZON,  Сергей Федоринов, гендиректор "Юлмарт",  Кирилл Гродинский, гендиректор E5.ru, Всеволод Страх, гендиректор "Сотмаркет", Александр Феоктистов, "Яндекс.Маркет". 

    Разумеется, вы можете подождать еще 1-2 года и получить часть этой информации бесплатно. Но помните: ваши конкуренты не будут терять время даром. Многие из них уже зарегистрировались для участия в ЭТ-2013.

    Читайте в других докладах с ЭТ:

    Реальная история: как интернет-магазин раскрутился, потратив на продвижение менее 1% от выручки.

    Что стимулирует покупателей сегодня? Эффективные кейсы от Ozon.ru

     

     


    Юзабилити-экспертиза: выпуск №5
    Иван Барченков, РА МедиаНация

    Ваши заявки на бесплатный аудит юзабилити присылайте по адресу: usability-audit@oborot.ru. Более подробно об условиях участия можно прочитать в предыдущих выпусках.

    Если вы впервые с нами – начинайте с начала:

    Герой сегодняшнего выпуска - интернет-магазин www.d-materi.ru.

    Дежурный эксперт: Барченков Иван, МВA, директор по развитию РА ООО "МедиаНация".

    Еще несколько лет назад ниша детских товаров в Интернете была практически не занята. Среди первопроходцев можно отметить магазин Esky.ru, основанный в 2009 году. Сейчас этот проект является одним из лидеров в своем сегменте. В 2012 году его оборот составил около $30 млн., что для интернет-рынка детских товаров с оборотом примерно $560 млн является заметной величиной.

    В последнее время инвесторы обратили внимание на этот сектор e-commerce, и в 2013 году произошло несколько инвестиционных сделок. Среди них можно отметить уже упомянутый esky.ru, у которого в мае выкупили 25% за $6 млн. Текущий объем трафика на  сайт интернет-магазина  можно оценить как 310 000 уникальных посетителей в месяц.

    Собственно, это тот идеал, к которому можно и нужно стремиться. Чтобы его достичь, придется поработать над многим, и в первую очередь – над собственным сайтом.

    Хочу сразу оговориться: в рамках одного экспресс-аудита невозможно подробно рассказать обо ВСЕХ ошибках на сайте. Так что я остановлюсь на основных моментах.

    Рекомендации для главной страницы

    Я бы предложил добавить сюда функционал: «Перезвоните мне» в виде ссылки, при клике на которую открывается pop-up с предложением ввести имя, телефон и нажать на кнопку «Свяжитесь со мной»

    Также следует переработать агрессивный баннер на главной странице:

     

    Информация о том, что при цене заказа от 2 500 руб. покупатель получает бесплатную доставку, сама по себе довольно важна. Я предложил бы оставить ее на главной, структурировав страницу следующим образом:

    Пункты горизонтального меню можно перенести в подвал на главной странице, как это сделал "Детский Мир".

    На их месте стоит разместить навигацию по категориям:

    • Для девочек
    • Для мальчиков
    • Для малышей
    • Игрушки
    • Аксессуары и т.д.

    По возможности я бы посоветовал изменить структуру каталога на более понятную:

    • Детская одежда (подкатегории: для девочек, для мальчиков и т.д.)
    • Детская обувь
    • Для малышей
    • Игрушки

    Важно:

    С такой структурой вам будет проще подключиться к прайсовым площадкам, так как она будет похожа на структуру их каталогов.

    Что касается товарных карточек, то под ценой можно (и будет полезно!) сразу указать размеры, которые есть в наличии.

    Страница каталога

    На странице каталога необходимо добавить сортировку, которой сейчас нет и без которой пользователю будет затруднительно отыскать нужный товар.

    Обратите внимание на то, что «хлебные крошки» можно сдвинуть правее.

    Удачный пример фильтров и сортировки:

     

    На странице подкатегории каталога, следует, помимо инструментов сортировки, добавить дополнительные фильтры по характеристикам товара, как на примере ниже.

    Карточка товара

    На карточке товара, как мы уже говорили в прошлых аудитах, необходимо отразить максимум информации, которая позволит пользователю представить товар, не держа его в руках. В данном случае карточку нужно немного доработать.

    Постарайтесь сократить количество действий пользователя для получения информации до минимума. Например, выпадающий список размеров можно заменить размерной сеткой.

    Обязательно выкладывайте несколько фотографий товара. По возможности для каждого цвета модели должна быть своя фотография.

    Укажите на сайте все, что знаете о товаре, и напишите его уникальное описание.

    Корзина

    Что касается корзины, то она должна быть сделана в один шаг. Опять же, не заставляйте пользователя совершать лишние действия на сайте. Десятки, если не сотни посетителей, увидев, что им еще предстоит "продолжать оформление", оставляют эту идею и уходят к конкурентам.

    В корзине постарайтесь не требовать с пользователя лишней информации, если она вам не нужна. Например, "адрес доставки", в принципе, не является  обязательным полем. Менеджер и курьер в любом случае будут звонить клиенту и уточнять адрес. Также следует убрать кнопку «Отменить», которая заставляет пользователя задуматься о том, нужны ли ему эти покупки или нет.

    Об авторе:

    Барченков Иван – директор по развитию в рекламном агентстве "МедиаНация", MBA, консультант по интернет-маркетингу.

    Раньше работал в "Яндексе", менеджером по работе с ключевыми клиентами. В профессиональную компетенцию входят:

    • формирование маркетинговой стратегии для интернет-проектов;
    • оптимизация рекламных бюджетов в Интернете;
    • веб-аналитика;
    • юзабилити-анализ сайтов.


    ФОРУМ

    Внимание! Горячая линия Oborot.ru с юристами "Зарцын и партнеры" . Эксперты отвечают на вопросы интернет-магазинов о возвратах, договорах, налоговой отчетности и бухгалтерии

    [b:f786309f56] Коллеги, с наболевшими налоговыми, юридическими и бухгалтерскими вопросами - всем сюда!
    Сегодня Oborot.ru запускает долгожданную горячую линию с юристами компании "Зарцын и партнеры".[/b:f786309f56]
    Неделю, с 17 по 24 сентября, на ваши вопросы будут отвечать юристы, специализирующиеся в области интернет-права.
    По итогам горячей линии мы, конечно, сделаем сводную статью на Обороте. Но если вы хотите получить ответ именно на свой вопрос - не упускайте случай.

    Представляю вам дежурных экспертов.
    [b:f786309f56]Людмила Харитонова[/b:f786309f56] - управляющий партнер компании «Зарцын и партнеры». С 2005 года работала в консалтинговых компаниях и на производственных предприятиях. С 2008 возглавила юридическую компанию «Зарцын и партнеры», специализируется в области интернет-права.

    [b:f786309f56]Екатерина Макаренко[/b:f786309f56] - ведущий юрист в "Зарцын и партнеры. С 2005 года работала в консалтинговых компаниях. Специализируется в области интернет-права, защиты интеллектуальной собственности.

    [b:f786309f56]Нина Максимова[/b:f786309f56] - консультант по налогам и сборам. Практический опыт работы в бухгалтерии - 28 лет, из них главным бухгалтером 20 лет в т.ч. и в области электронной коммерции.

    [b:f786309f56]В добрый час!
    Искренне ваш,
    главред Oborot.ru[/b:f786309f56]...>>>


    Внимание! Горячая линия Oborot.ru с юристами "Зарцын и партнеры" . Эксперты отвечают на вопросы интернет-магазинов о возвратах, договорах, налоговой отчетности и бухгалтерии

    Появились еще вопросы:
    1.
    [quote:840613eee9]1. Должны ли мы сами или за свой счет забирать товар у покупателя, если проданный товар весит больше 5 кг.?

    Да, согласно п. 7 ст. 18 ЗОЗПП Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров [/quote:840613eee9]

    А если покупатель говорит, что ему не подходит данный товар, мы так же должны за свой счет у него забирать его?

    2. Как быть с возвратом денег - например экспертиза показала, что товар бракованный и покупатель хочет, чтобы мы вернули ему деньги, он (покупатель) вправе потребовать, чтобы мы ему эти деньги привезли домой? Или же нет и деньги мы можем выдать ему там, где мы укажем и он должен будет за ними приехать за свой счет? Оплата была произведена наличными.

    3. Если мы забираем товар у покупателя, который весит более 5 кг. - мы обязаны сразу выдавать акт осмотра товара, например если из квартиры забираем?...>>>



    Информация
    Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
    Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
    Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.

    © Oborot.ru 2001 - 2013. Замечания и предложения направляйте на info@oborot.ru

    В избранное