Вслед за Россией на рынок электронной торговли активно пытаются выйти игроки из стран бывшего Союза. В новом выпуске "Пособия" - обозор казахстанского интернета и - самые актуальные бизнес-темы в Сети.
Казахстан – крупнейшая по размерам страна, из отколовшихся от России республик "великого могучего" Советского
Союза, уже 15 лет пребывает в свободном плавании в мире рыночных отношений. Не секрет, что уровень экономического развития азиатских республик СССР всегда отставал от уровня европейских "сестер".
Многие старые проблемы у молодой страны с развивающейся экономикой остались, а некоторые даже усугубились. Но всегда есть возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны. Достаточно вспомнить, каким был отечественный бизнес несколько лет назад, каким он стал сейчас, и понять, что положительные тенденции и перспективы роста в идущем на полкорпуса позади Казахстане есть. Попробуем понять, что же сейчас творится на рынке электронной коммерции в этой стране. Есть ли таковая, в принципе? И что же представляет
собой на сегодняшний день Казнет?
Немного статистики
Агентство статистики Казахстана рисует вполне оптимистичную картину происходящего в стране. Казахстан - светское государство. Основное богатство страны - полезные ископаемые, по запасам которых государство занимает шестое место в мире. Развито сельское хозяйство, функционирует сеть нефте- и газопроводов, железных дорог и автомагистралей, современные телекоммуникации и авиация. Инвестиционный климат также можно считать привлекательным, Запад признал Казахстан страной с рыночной экономикой.
За 1999-2004 годы совокупный рост ВВП превысил 50%, что позволило стать государству одним из мировых лидеров (!) по темпам развития. В эти годы экономика Казахстана росла, в среднем, в полтора раза быстрее российской и в два раза быстрее украинской. Но самой главной предпосылкой к повышению потребительского спроса и, в частности, развитию электронной коммерции, можно считать тот факт, что последние годы благосостояние казахстанцев ощутимо улучшилось. Среднемесячная заработная плата в стране за последние
пять лет увеличилась в 2 раза.
Активное формирование "среднего класса" в крупных городах (таких, как Астана и Алматы), развитие малого и среднего бизнеса и современные телекоммуникации – отличные предпосылки для успешного развития казахстанской электронной торговли.
Торговля в Казнете
На сегодняшний день телекоммуникационный рынок Казахстана является одним из наиболее динамично развивающихся. По данным исследований, проведённых компанией "КОМКОН-2 Евразия", до 10% городского населения страны уже пользуются интернет-услугами. И эта цифра год от года растает.
Однако перспективы – перспективами, но небогатое (в прямом смысле слова) прошлое электронной коммерции в Казнете трудно назвать безоблачным. Торговые площадки появлялись и умирали. "Старые игроки" переживали и переживают свои взлеты и падения, а некоторые и вовсе прекратили свою деятельность.
В Казахстанском сегменте Сети работают более двух десятков магазинов самого разного профиля. Функционируют площадки по продаже карточек связи, мультимедийной продукции, книг, софта, продовольствия. Есть даже секс-шоп.
Многие магазины ориентируются на "столичный" рынок – на Алматы и Астану. Однако такой подход, не всегда себя оправдывает. Игорь Гуторов, директор интернет-магазина InStore.kz, вспоминает, что изначально ресурс ориентировался исключительно на Алматы. Уже в ходе работы выяснилось, что значительно более выгодные заказы поступают из регионов. Причина – высокий уровень цен на различную технику (а именно ей торгует InStore.kz) в небольших городах. Интересно, что представители
магазина – в отличие от их российских коллег – не сталкиваются с особыми трудностей при организации доставки. Доставка по Алмате, естественно, осуществляется собственными курьерами; для региональных же заказов неплохо подходит Казпочта; иногда – доставка железнодорожным транспортом.
Но по каким параметрам определить – есть ли в Казахстане электронная коммерция? Можно сказать, что "классическими" интернет-магазинами считаются книжные. С книг начинал Amazon.com, преимущественно с книгами ассоциируется "Озон". Однако для качественной организации такого бизнеса необходимы очень существенные инвестиции и большое количество заказов. Это связано с огромным ассортиментом, с проблемами доставки, с относительно невысокой стоимостью книг. Для казахстанского рынка это существенные недостатки, но
и такие магазины есть - press.kz, store.kz.
Другая интересная область, на которую стоит обратить особое внимание - торговля разнообразной техникой (бытовой, компьютерной, мобильными устройствами). В Рунете работает большое количество успешных магазинов, специализирующихся на таких товарах – причем, многие из них начинали с малого. Именно поэтому этот сегмент является особенно интересным для изучения.
В Казнете есть как узкопрофильные магазины, ориентированные на конкретный сегмент рынка техники, так и универсальные, в которых представлен широкий ассортимент товаров. Например, KUPIDA занимается исключительно продажей мобильных телефонов и сопутствующих товаров, а "Лайнер" сделал ставку на оргтехнику. Уже упомянутый выше InStore.kz по ассортименту вполне можно отнести к супермаркетам. Аудио- и видеоаппаратура, оргтехника, связь, цифровая и бытовая техника распределены
по отдельным каталогам.
"Мы сделали ставку на широкий ассортимент товаров, как и в офлайновых супермаркетах, но по более низким ценам, - говорит директор InStore.kz. – Несмотря на то, что магазин открылся не так давно, в день на сайте просматривается от 3 до 5 тыс. страниц, а значит, потребность в таком ресурсе есть. В дальнейшем, мы предполагаем еще больше расширить ассортимент".
Перспективы же дальнейшего развития в InStore.kz видят в оптимизации процесса региональной доставки, совершенствовании системы работы с клиентами, более активном продвижении магазина.
Перспективы
Что до рынка в целом – конечно, оборот электронной торговли Казахстана нельзя сравнивать с российским или, тем более, с западным. Но, напомним, довольно скудная сетевая торговля в России за совсем небольшое время выросла до довольно приличных объемов.
Общественно-политическая и экономическая ситуация в Казахстане остается стабильной и даже улучшается. Существующие магазины, пусть худо-бедно, но работают, рынок только-только формируется. Так что, вполне возможно, что в обозримом будущем магазины соседей даже смогут составить конкуренцию отечественным.
Диана, я бы рекомендовал Вам не устанавливать у себя на сайте баннеры, а просто выкупать их (если уж Вам так интересен банерообмен).
Затраты небольшие, а посещаемость и (возможно!) количество покупателей поднимется.
А внутреннюю систему баннеров использовать для информирования покупателей о новинках и т.п....>>>
Надо заказывать у тех, кто уже вывел сайты такой тематики на первые места. Введите запросы, например, шины в яндекс, рамблер или
куда Вам нужно и пройдитесь по ссылке оптимизаторов. Вот они те кто Вам нужен....>>>
Господа, я работал в интернет-магазине. Могу Вам точно сказать - с форума ОГРОМНЫЙ отклик. Сам я этим фор
мированием и занимался. Сейчас у форума 2000 уникальных посетителей в день.
По поисковику этот форум занимает не первые позиции, но он работает по всем словам, по всему ассортименту и выдает стабильно 5-6 место + на следующих страницах целая туча ссылок. И все это целевая аудитория. Проблема не стоит в том, что для формирования нужен талант. Просто никто, наверное, не стал бы выделять на подобную рекламу около 800 долларов в месяц. И зря.
Реклама у других - лишь дополнение к основному направлению (необходимое дополнение).
Нужны еще идеи позиционирования? Выдаю:
1. Уникальный товар. Только у нас и специально для Вас. Будет приносить убытки, зато магазин могут запомнить. На примере тех же досок: уникальный заказ сноубордов с рисунком по выбору заказчика. Опять-таки - кричать на весь мир об этом. У других нет - а у нас есть! Потому что мы любим наших клиентов!
2. Позиционирование информационных ресурсов! У нас самые свежие новости, самая полная, правдивая и доступная информация. Статьи, новостные ленты!
3. Покупай отдыхая! Под товаром афоризмы, анекдоты, какие-то смешные ролики и тд. Интересно. Для регионов бесполезно - для толстой офисной Москвы - в самый раз.
Трудно сделать самим - сотрудничайте с рядом порталов.
Все это требует денег, но в дальнейшем можно получить хороший отклик.
Идеи сырые, во многом непродуманные, но их можно доработать, приспособить и получать в будущем хороший процент....>>>
Здесь кто-нибудь сталкивался с размещением рекламы на своих собственных автомобилях. Ну например
"имя_сайта.ру. телефон, и пр. рекламная информация, оформление авто в стиле дизайна сайта". Требуется ли регистрация в гос. органах и соответствующие отчисления по налогу на рекламу? Также интересует опыт работы особенно в условиях г. Москвы, и эффективность подобной рекламы, если кто-нибудь пытался измерить или оценить. Буду очень признателен, всем, кто поделится опытом...>>><
/font>
"Хороший информационный портал посвященный..." посвященный чему угодно, за вас не сделают ни в "лаборатории контента", ни, тем более, оптимизаторы.
Если вы сами, собираетесь только руководить - то вам понадобится услуги и тех и других, и еще - дизайнера, модератора, рекламного агентства и много чего еще.
Да. Забыл. Еще очень-очень много денег. :)...>>>
Единственный критерий на рынке:цена - качество. Судя по намекам, мебель премиум класса и только более низкой ценой вы клиентов не заинтересуете.Обязательны качество сайта и персональная
работа с клиентом. Покупать он будет только в оффлайновом магазине, но выбирать должен у вас на сайте....>>>
А Вы вообще тур.рынок - оффлайн,
онлайн, изучали? Видели, какая конкуренция?
Зайдите в инет, посмотрите...
Онлайн магазин - это турагентство, которое живёт на 10 %. Это бесконечно мало, учитывая затраты, которые Вам надо будет понести. А как Вы планируете вызвать доверие у нашего уже "пуганого" липовыми фирмами туриста?...>>>
В
Нижнем новгороде работают семь служб ТАКСИ номера телефонов которых начинаются на 555. Лично у меня номер телефона 555-222. Один конкурент зарегистрировал Товарный знак "Такси "555" и типа пытается запретить всем владельцам таких номеров их применение для рекламы вызова такси. И кажется соответственно потом разрешить за плату. Я с ним лично уже посудился во всех инстанциях Арбитража в Нижнем, Антимонопольному дал кучу обьяснений и они уже со мной. А
конкурент не унимается пошел уже в Москву в Высший Арбитраж жалобы писать. Как бороться с болезнью моего конкурента. И разводят его адвокаты, а ему все ничего непонятно - мы его знаком пользуемся....>>>
Здравствуйте,может
кто из имеющих опыт подскажет-В Узбекистане нет интернет магазинов ,с чего бы начать учитывая что 1. платежные системы для интернета не действуют 2. население 25 млн 3.пользователей интернета 30-60 тысяч 4.в столице живет 2,5млн и 90% пользователей 5.наложкой почта не работает 6.пластиковые карточки банковские есть но терминалов в торговле в столице штук 70.-заранее благодарю ...>>>
- есть цивилизованные линкаторы, т.е выбираешь обмен только по своей тематике, сам определяешь степень "помоечности".
- быстро, но не надолго. Т.е к тому моменту, когда линкатор сдохнет, должны работать другие методы раскрутки.
Как пример http://www.linkator.ru/ - дохлый :)...>>>
Если кому интересно мнение человека, на чьих сайтах не первый год сидит приличный кусок русского mp3-трафика.
Открою страшный секрет, который убивает данную нишу. На фришных mp3-ресурсах в разы выгоднее рекламировать что угодно, те же мелодии для мобил или знакомства, чем продавать собственно mp3.
Выгоду здесь будут приносить разве что 2-3 топовых платника, остальные обречены. К тому же ниша полулегальная, да и возня с кучей огромных файлов - не самое приятное занятие, а обновлять надо постоянно.
Хотя, если бы нашлись желающие заниматься этой возней, причем на совесть заниматься, то я бы, возможно, и поучаствовал в таком проекте, и в первую тройку вылезли бы.
Только опять таки - это далеко не самый легкий способ превращения трафика в деньги....>>>
Уважаемые форумяне, если кто знает, где можно раздобыть каталог сатов по госструктурам в области строительства, подскажите пожалуйста,
а то я уже половину рунета перерыл, и пока ничего кроме метода научного тыка не срабатывает....>>>
О РАССЫЛКЕ
Oborot.ru рекомендует
Если вы не хотите отстать от конкурентов, читайте "Вестник электронной коммерции". Единственная новостная лента, объединяющая новости оффлайновой торговли с новостями электронной коммерции.
Оригинальные авторские материалы, аналитика рынка, статьи по электронной коммерции. Идеи по развитию электронных магазинов. Самые интересные постинги форума Oborot.ru. Внимание! В рассылке публикуются полные тексты статей и дискуссий.
Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной коммерции и торговли за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.
Информация Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.