Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

За новую экономику! Метапрограммирование (для) Экономиста


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
  

ЗА НОВУЮ ЭКОНОМИКУ!
Метапрограммирование (для) Экономиста

Выпуск 23 20 сентября 2003 г. economics.icommerce.metacode форум рассылки архив рассылки e-mail ведущего

Здравствуйте, я рад нашей встрече.

 

Выдержка из «Книги Золотой Лестницы».

 

201.         Ученица. – Но где доказательство, что Золотая Лестница – что-то новое, а не новая старая финансовая пирамида?

 

"Сомнение должно быть не более, чем бдительностью, иначе оно может стать опасным".

Георг Кристоф Лихтенберг

 

202.         Наставник. – Поговорим о пирамидах... В свое время я задавался вопросом – что означает это слово? Во-первых, слово состоит из двух частей – "пира" и "мида". Оба словосочетания происходят от греческих слов: "огонь" и "внутри". То есть "внутренний огонь". Во-вторых узнал, что древнеегипетский иероглиф, изображающий пирамиду, означает "подъем вверх". Жаль, что именно это древнее слово люди используют для обозначения масштабных мошенничеств.

    Доказать, что Золотая Лестница не является финансовой пирамидой, очень просто. Чтобы привлечь побольше народа, создатель финансовой пирамиды обещает людям баснословные проценты. Финансовая пирамида не имеет источников дохода. Деньги последнего пришедшего в нее идут на погашение обязательств пирамиды перед пришедшим ранее. Ясно, что финансовая пирамида принципиально не в состоянии погасить свои текущие обязательства перед всеми своими вкладчиками – она ведь обещает им доход, рассчитывая только на последующие поступления от новых вкладчиков.

    Пирамида похожа на велосипед – не падает, только когда находится в движении, устойчива только когда люди вносят в нее деньги. И день, когда средств, отданных ей вновь пришедшими людьми, окажется меньше денег, которые от нее потребуют вкладчики, желающие получить доход, становится первым днем ее краха.

    Довольно просто увидеть, что в финансовой пирамиде сумма ее обязательств перед вкладчиками постоянно растет – и тем быстрее, чем больше процентов на вклад будет обещано вкладчикам. А вот приток новых денег в пирамиду неравномерен. Сначала он все время увеличивается, в пирамиду приходят все новые и новые люди, соблазненные телерекламой. Потом наступает время, когда все желающие уже деньги вложили, а оставшихся никакими золотыми горами в пирамиду не заманишь. В этот момент наступает состояние неустойчивого равновесия – число вкладчиков не увеличивается и не уменьшается, одни забирают свои деньги, в то время как другие вкладывают их вторично. Это – начало внутренней игры, вкладчики пирамиды начинают играть практически только друг с другом. В этот момент равновесие очень легко может сместиться в сторону уменьшения суммы вносимых вкладов, нервы организатора аферы – на пределе, он срывает куш и смывается с деньгами.

Пирамида – обычная пирамида, как сооружение – практически абсолютно устойчива – пирамида Хеопса, в отличие от пирамид Сергея и Вячеслава Мавроди, МММ и СВДП соответственно, уже тридцать веков как прочно стоит и радует глаз египетских туристов. Правда, эти конструкции – помимо их специфического названия – роднят практически одинаковые экономические последствия их построений. В V веке до н. э. Геродот, созерцая близ Меридова озера древние египетские пирамиды, писал, что на сооружение всех эллинских стен и храмов затрачено меньше труда, нежели на возведение одного этого лабиринта. Сто тысяч человек тридцать долгих лет строили сначала дорогу к усыпальнице Хеопса и потом саму пирамиду, на завершающем этапе строительства покрытой золотым куполом. Это безумство ввергло страну в такую нищету, что фараон был вынужден пополнять казну, принудив свою дочь заниматься проституцией...

    Когда говорят "финансовая пирамида", имеют в виду перевернутую пирамиду, поставленную на свою вершину. Тяжелая надстройка такой пирамиды – это огромные обязательства выплачивать проценты по вкладам. Ясно, что такая пирамида находится в очень неустойчивом равновесии, и достаточно малейшего толчка, любого непредвиденного события, чтобы начался обвал.

203.         Ученица. – Так почему же Золотая Лестница не является финансовой пирамидой?

 

"Если кошка обожглась о раскаленную кухонную плиту, она на нее никогда больше не сядет. Даже если плита будет холодной".

Сэмьюэл Ленгхорн Клеменс (Марк Твен)

 

"Самая большая ошибка - это боязнь совершить ошибку".

Эльберт Хаббард

 

204.         Наставник. – Верно говорят, что пуганая ворона куста боится... Во-первых, Товарищество имеет источники дохода. Это – комиссионные вознаграждения, полученные Товариществом от физических лиц, подписавших с ним Договоры поручения – по сути это плата за исполнение этих Договоров. Это доходы Товарищества от продажи сберегательных комплектов, от проведения тренингов и учебных семинаров, от продажи учебной и религиозной литературы. Это также комиссионные, которые Партнеры Системы по взаимной договоренности платят ей с объемов покупок, сделанных Наставникам Золотой Лестницы в принадлежащих им торгово-сервисных точках. Все эти доходы идут на укрепление и расширение деятельности Товарищества, на укрепление его надежности.

    Во-вторых, подарки – деньги передаются, перераспределяются исключительно между людьми, подписавшими с Товариществом Договор поручения. Даже если все Наставники одновременно захотят получить от Товарищества причитающиеся им деньги, пожертвования – они их получат, поскольку обязательства Товарищества перед Наставниками никогда не превысят объема средств, находящихся в его распоряжении. И если Золотую Лестницу сравнивать с геометрической фигурой – то она не пирамида, а скорее шар – Товарищество обладает абсолютной устойчивостью благодаря тому, что объем средств, находящихся в его распоряжении, всегда превышает объем его обязательств перед людьми, подписавшими с ним Договор поручения.

 

 

 

Продолжая изучать свойства триады Экономика-Потитика-Идеология, полезно убедиться в том, что входящие в нее элементы – действительно независимые силы, проявляющие себя в человеческом обществе весьма сходным образом.

В выпуске от 28 октября 2002 года журнала «Коммерсантъ-ВЛАСТЬ» была опубликована статья Анны Фенько «Бальзам в ассортименте на душу населения». Написанная на основании работ известного специалиста по социологии религии Родни Старка, статья демонстрировала параллели, наблюдаемые при распространении среди людей на первый взгляд диаметрально противоположных вещей: религиозных воззрений с одной стороны, и потребительских товаров и услуг – с другой. Но что интересно - для тех, кто читал труды классика маркетинга Филипа Котлера, не будет новостью использование одних и тех же маркетинговых приемов для продвижения как обычных потребительских товаров и услуг, так и политических фигур – кандидатов на различные выборные должности.

Таким образом, можно осуществить сопоставление не двух, а всех трех видов человеческой деятельности – деятельности в сфере Торговли (Экономики), Политики и Идеологии (Религии), и показать, что во всех трех случаях люди действуют примерно одинаково, реагируют на одинаковые стимулы, ловятся на одинаковые крючки. Для нас такое сопоставление является полезным как еще один аргумент в пользу того факта, что тройка Экономика-Потитика-Идеология является триадой, состоящей из равноправных (независимых)  подобных друг другу сил. 

Одни товары ненадолго появляются на рынке для того, чтобы быстро и незаметно с него исчезнуть, в то время как другие не только долго не сходят с прилавков, но порой даже дают толчок для появления у потребителей новых потребностей, ранее у него не наблюдавшихся. Среди более чем 10 тысяч религиозных движений, существующих на планете, есть те, что появившись на свет, умирают, не оставив никакого следа, и другие, долгое время остающиеся невостребованными, а потом вдруг приобретающие широкую известность и популярность. Так же, как среди политических лидеров есть настоящие динозавры, представители древнейших типов ментальности, а есть представители новой политической волны, круто идущие вверх в рейтингах политической популярности.

Понять причины роста и спада популярности религиозных течений на основании их учения невозможно. Доктрины многих новых религиозных сект настолько эклектичны, запутанны и изменчивы, что социологи давно оставили попытки в них разобраться. "Никто и никогда не приходил к вере через библиотеку, - утверждает один из ведущих специалистов по социологии религии, профессор Вашингтонского университета Родни Старк, - хотя позднее люди и могут утверждать, что было именно так. Они не лгут, а просто заблуждаются, проецируя свои более поздние занятия на прошлое".

В области политических пристрастий аналогичное наблюдение принадлежит Альберу Камю, заметившему, что "коммунистов, пришедших к революции благодаря изучению марксизма, можно было бы пересчитать по пальцам. Сначала происходит обращение в новую веру, а затем уже люди читают Библию и писания Святых отцов".

В своем анализе религии Старк использует экономическую модель рационального выбора. Суть его идеи в том, что люди выбирают религию как зубную пасту, на основании анализа соотношения цена-качество. В современном мире религиозные идеи конкурируют на идеологическом рынке как товары, которые потребители выбирают по своему вкусу.

Заметим, что данный подход, практиковавшийся еще со времен Адама Смита, в настоящее время считается не вполне соответствующим экономической действительности. Люди выбирают не столь рационально, как того требует примитивный экономический подход. Но что верно, то верно – как в сфере экономики, так в сфере идеологии и политики поведенческие (бихейвиористские) стереотипы людей совпадают.

Итак, чтобы быть успешным, любому коммерческому предприятию необходимо производить, а затем и продавать товар, пользующийся спросом, противопоставлять себя фирмам-конкурентам, нанимать новых работников, давать им задания, обеспечивать им социальную поддержку и не слишком раздражать своей деятельностью общество – а лучше, формировать в обществе благоприятное мнение о себе как о социально направленной компании, ратующей за защиту экологии и прочую политкорректь.

Отвечая на вопрос о том, почему одни религиозные движения оказываются более конкурентоспособными, чем другие, Старк выделяет шесть главных факторов успеха. Среди них есть как внутренние, связанные с характером самого движения, так и внешние, характеризующие социально-политическую обстановку, в которой развивается новое религиозное движение.

Но все эти факторы объединяет то, что они в равной степени характеризуют как успешную религию, так и успешный бизнес и грамотно проведенную политическую предвыборную компанию.

 

Вековые традиции качества.

 

Когда Мартин Лютер прибивал на дверях замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые "95 тезисов", он и не подозревал, что это его действие положит начало новому мощному и разветвленному религиозному движению, названному в его честь лютеранством. Он просто хотел очистить истинное христианство от извращений, допущенных католической церковью – в частности, совмещения трогательной заботы о душах прихожан с широкой коммерческой деятельностью по продаже отпущения им же разнообразных грехов. Если бы он призвал читать не Евангелие, а "Бхагавадгиту", вряд ли кто-нибудь помнил о нем спустя 500 лет. Какими бы новыми и радикальными ни были взгляды, исповедуемые представителями новой религии, они не должны вступать в противоречие с фундаментальными основами той культурной среды, в которой распространяются.

По мнению Родни Старка, успех мормонов в США и многих других странах обусловлен тем, что они постоянно подчеркивают свою неразрывную связь с христианской традицией (мормоны, как считает Старк, одна из самых быстро растущих конгрегаций, которая через 5-8 лет преодолеет планку в 10 млн. человек). Да и само христианство на раннем этапе своего развития вело себя точно так же, опираясь на ортодоксальный иудаизм.

Подобной стратегии придерживаются многие фирмы, продвигая на рынок свои товары. Недаром швейцарская фирма Nestle выпускает в России мороженое под названием "48 копеек", а некоторые отечественные фирмы помещают на этикетках своих товаров надпись: "Поставщик двора Его Императорского Величества". Для потребителя традиционность - залог высокого качества товара, будь то колбаса, часы или религиозный культ.

А также политическая партия. Недаром приверженность к вековым традициям (нет, не качества, но – политической борьбы, само собой разумеется, за счастье народа) представляет тот самый "месидж", который впихивается в мозг избирателю многими партиями – от КПРФ до ЛДПР.

 

До встречи 22 сентября.

 

Подписка на subscribe.ru
 ЗА НОВУЮ ЭКОНОМИКУ!  Метапрограммирование (для) Экономиста
 ВЛАСТЬ НОВОЙ ПАРТИИ! Метапрограммирование (для) Политика
 ДАЙ НАРОДАМ НОВУЮ ВЕРУ! Метапрограммирование (для) Идеолога
economics.icommerce.metacode форум рассылки архив рассылки e-mail ведущего


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное